Сын, которого ты любишь

Исаак родился в 2106 г. до н.э. (Быт.21;5). Со времени, когда Авраам вышел из Харрана, прошло 25 лет. Когда Исааку исполнилось 15 лет, от того момента, как Авраам вышел из Харрана, прошло 40 лет. Авраам изменился: он стал не только крепок в вере, но и окреп в послушании, чтобы ходить Божьими путями непорочно. Буквальный смысл сказанного в Библии состоит в том, что всё, что мы в ней читаем – истина, как бы этому ни сопротивлялось наше земное, человеческое, душевное, бесовское существо. Бог истиннен и всё делает ко благу. Он – горшечник, мы – глина. Душа ищет тишины, покоя, благополучия. Оттого и возмущается.

История с принесением Авраамом в жертву Исаака – реальная история, которая воспринимается как страшная и не укладывающаяся в человеческое понимание. Но она - торжественная песнь грядущему совершенному спасению человечества. Если мы человеческой мудростью захотим получить ответ на вопрос «Велик или ничтожен поступок Авраама?», мы не найдём на него ответа. Когда Бог даёт нам поручение, мы не понимаем, почему именно ЭТО, как ЭТО вообще возможно, и где взять силы на его выполнение.

Об этой истории, происшедшей с Авраамом и его сыном несколько раз говорится в Новом Завете. Вот одно напоминание. Иак.2;21-24,26: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Бог показал Авраму звёздное небо (Быт.15;5,6): «Сосчитай звёзды... Столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Богу». Сатана искушал Аврама. Веруешь? Ну-ну. Сара (по рассуждению, душой) предложила египтянку Агарь Авраму в жену. Аврам послушался слов Сары (Быт.16;2,3). Как часто мы искушаемся своими душевными рассуждениями.

Быт.22;1: «Бог искушал Авраама». Но, знаем мы,(Иак.1;13) «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого»? Богословы различают искушение во зле и искушение в добре, побуждающее человека к совершению доброго. Бог побуждал Авраама сделать доброе дело – принести своего сына в жертву всесожжения на горе Мориа (ивр. усмотрение Иеговы).

Во-первых, Бог считает это принесение ДОБРЫМ ДЕЛОМ. Ис.55;8-13: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое». 

Во-вторых, принесение жертвы всесожжения на горе Мориа – Храмовой горе в Иерусалиме  – прямое указание на будущее название этого места Иегова-ире (Господь усмотрит), на то, что Иегова предусмотрел на этой горе построить Ему храм (2Прлп.3;1), на то, что в этом храме будут приноситься жертвы всесожжения по закону. Здесь, в Иерусалиме, Сын Божий принесёт Свою жизнь в Великую Жертву Всесожжения, в благоухание Богу.

Быт.22;2: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака». Интересно смотрит на вещи Бог. Он будто бы не знает, что у Авраама есть ещё сын – рождённый Агарью Измаил. Для Бога Исаак – единственный. Для Авраама Исаак особенный тот, «которого ты любишь». По-человечески невозможно выполнить Аврааму такое поручение. 1Кор.10;13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Бог обещал Аврааму, что через Исаака – сына его, которого родит ему Сарра, произойдёт от неё не только еврейский народ, но (Быт.17;16,19) «произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё». Веруя в Божие обетование, Авраам думал, что Бог силён воскресить Исаака из мёртвых, потому и получил его В ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ об Иисусе Христе (Евр.11;17,18). Так легко ли было Аврааму принести в жертву Исаака? У людей на это нет ответа. Богословы сходятся на том, что нелегко, но что сила веры и послушание Богу восторжествовали над другими его чувствами и мыслями.

Авраам в послушании Богу идёт на то место, о котором сказал ему Бог. На третий день видит то место издалека. Он говорит отрокам, бывшим с ним: «Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт.22;5). Поклонение – это послушание. Слова Авраама – это слова веры: «Пойдём, поклонимся и возвратимся». Авраам совершает свои переходы уже 40 лет. Исааку 15. Авраам возложил на него дрова для всесожжения. Исаак, жертвенный агнец, несёт на себе дрова для всесожжения, как Иисус Христос понесёт Свой крест на Голгофу. Исаак шёл и думал: «Где же агнец для всесожжения?». Авраам ответил ему. Исаак понял Авраама. И далее они шли оба вместе. Подобно жертве Иисуса Христа эта жертва была жертвой отца и сына. Авраам, отвечая, пророчествует как о том, что Бог усмотрит вместо Исаака жертвенного ягнёнка, так и о том, что Бог усмотрит Совершенную Жертву для падшего человечества.
 
Всё, происходящее с Авраамом и Исааком, было пророчеством об Иисусе Христе. В этой истории Авраам и Исаак пророчествовали об Иисусе Христе. Бог был с ними. Почему Бог был с ними? Потому что они были с Богом. В этом назидание для меня и для вас. «Господь с вами, когда вы с ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2Пар.15;2). Авраам призывал имя Господа (Быт.12;8 / 13;4 / 21;33), и так ходил Богом (Быт.17;1). Авраам исполнял древнюю заповедь, которую Бог дал человечеству. Деян.17;26-28: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем». Надо искать Господа, призывать Его имя, потому что мы Им живем и движемся и существуем. Надо искать, не смотря на то, что Он недалеко от каждого из нас. Нам, христианам, надо искать Господа, потому что мы Им живем и движемся и существуем. Надо призывать Его имя, не смотря на то, что Он в нас Духом Святым, данным нам (Рим.5;5).
 
Исаак начинает идти с того места, до которого дошёл Авраам. Исаак – это послушание. Исаак послушен Богу во всех обстоятельствах, будь то принесение его в жертву Богу, или женитьба или благословение Иакова. Исаак призывал имя Господа. Как призывал Исаак имя Господа?  Быт.26;12-33.


Рецензии