Связки слов в пустоту

"Всю душу выплещу в слова..." Сергей Есенин

Мне говорят, что тот текст стильный,
Мол, надо брать за эталон!
Но не станок же я текстильный -
На слов одежду тратить лён?!

Немало вспомним мы примеров,
Желавших нас предостеречь.
Те создавали и при мне ров,
Чтоб мысль разделить и речь!

Ложь изречённые суть мысли,
Абстрактных описаний сомн!
Как будто в космосе зависли.
В них смысл словно невесом:

Интерпретаций сын, податлив,
Согнуть здесь легче, чем сломать!
Он в споре раненный солдат ли?
О нём печёшься, словно мать!

Не смог воспеть поэт деревни
Красу своих хибар и нив
И даже опыт повседневный
Убил, словами заменив!

Стоит теперь край, многоликий,
Зацементирован в строках.
Воткнулись толкований пики,
Воображением пропах!

Словами можно разве только
Лишь эхо жизни заглушить,
Но в этом так же мало толка,
Что рвать на белом поле сныть!

Не нигилист я, чтоб без цели
Пейзаж разрухи создавать!
Такие, сидя на крыльце ли,
К соседям посылают рать?

Но не идеалист пока я,
Безмолвий рамки мне не в рост!
Ограничений мгла такая
Мне чужда, пусть сей путь и прост!

Забавно слышать от поэта:
Таи, скрывайся и молчи.
Как будто песня мира спета,
Мечты и сон - твои врачи...

Никак не будет мне приятен
Банальный эскапизма путь:
Пусть в нём и много светлых пятен,
То, что утратил, не вернуть!

Апатии, а следом смерти
Молчание слуга теперь.
Вы в аномии яд не верьте,
Не счастье в ней, а тьма потерь!

Понятно, если дух природы
Enjoy the silence мне споёт,
Не к месту, как и распри, оды!
Без слов с душой уйду в полёт.

Но а пока не перестану
Кидать пустое слов зерно!
Отскочит от людского стана:
Ведь не поймут же всё равно!

Почв заражённых здесь пустыни,
Новосибирска слышал дочь!
Мне говорят, забудь, остынь и
Реальность сможешь превозмочь!

Но нет, мой бунт уж на пределе,
Абсурд ворваться норовит!
И кто промолвил, в самом деле,
Что ex nihilo nihil fit?!

Творить из ничего я буду,
Итог бросая в пустоту!
Поддамся словесов ли блуду,
Иль разума путём пойду.

Сентябрь 2021

Пояснительная записка:

Стоит ли тратить время на средства художественной выразительности, создание необычной рифмы или игру со звучанием, если вся эта одежда для мысли, пусть даже и украшает её, а всё же скрывает за пышными нарядами важную натуру? Одно лишь голое слово уже теряет огромную часть изначально вкладываемого в него смысла из-за естественных шумов в процессе коммуникации, а что говорить про усиление сложности его восприятия украшениями!

Мысль изречённая есть ложь. Конечно, не следует слишком буквально воспринимать слова Фёдора Ивановича Тютчева. Во-первых, очевидно, что хотя бы частично мы понимаем чужие намерения даже через такое бедное средство, как язык, иначе он бы попросту не имел смысла и давно бы исчез. Афанасий Афанасиевич Фет видит выход из ситуации недостаточной понятности слов в поэзии образов и чувств, а Мартин Хайдеггер и вовсе заявляет, что человек сам является поэзией бытия, но в это, как и в Россию, можно только верить. Во-вторых, уверенно можно сказать, что ложью изречённая мысль будет только тогда, когда человек, полностью осознавая тщетность попыток передать свои внутренние переживания, намеренно продолжит заверять людей об отсутствии коммуникативной ямы, заведомо утверждая о невозможности недопонимания. Абсурдные же попытки воплотить мысль в максимально конкретной форме, вряд ли, смогут привести когда-нибудь к полному пониманию нами друг друга, а если и смогут, то мы никогда не будем уверены в этом наверняка. Однако их нельзя назвать наглой ложью, скорее, они похожи на вынужденное создание заблуждений в качестве побочного эффекта речи. Оттого и Виктор Робертович Цой, действительно, не умеет петь о своей любви и о своих цветах, потому что такие сложные чувства не вмещаются в сосуд абстрактных, но блёклых словесных описаний.

Подобно судьям в представлении Мишеля Тропера или других приверженцев радикального правового реализма, любой читатель, зритель или иной реципиент волен толковать устные или письменные тексты, как ему угодно. Смысл при таких обстоятельствах не является чем-то твёрдым и несгибаемым, как камень из одной мелодичной песни Flёur, а плавает в море интерпретаций и постоянно меняет форму. Так стоит ли тогда поэту возиться с ним, как матери с раненным на войне сыном-солдатом? Может, стоит пустить воды текстов в мыс безразличия? Но разве этого хотел Сергей Александрович Есенин, когда описывал родной край, рыжих коров, поля или прекрасных девушек? Я полагаю, он хотел поделиться искренними чувствами и показать людям именно его взгляд на всё это внутреннее богатство. Так и я безнадёжно желал в детстве! Но вилы трактовок и воображения воткнулись в описание этих солнечных тюков и накренившихся хибар, каждый в голове рисует собственную картину, а при желании узнать, каково было на самом деле, никто никогда уже этого не почувствует, как хотелось бы автору, ведь всё течёт, всё изменяется... Опыт и чувства, вероятно, умирают вместе с человеком, но они точно не могут уберечься и будучи отлитыми в тексте. Таким грубым способом можно разве что заглушить эхо жизни, которое, возможно, меньше загрязнено шумами восприятия, нежели речь. "But let us be silent... Words and thoughts are distractions". "Words like violence.
Break the silence".

Для чего же тогда я сочинил это стихотворение и продолжаю писать данный текст? Неужели, чтобы, подобно нигилисту, разрушить тишину и наполнить гармонию непонятными бессмысленными звуками, потому что любая осмысленная идея вскоре путём алхимии человеческого толкования превращается во бред? Нет, заверяю Вас, мне это неинтересно. Но идеалистически молчать только потому, что меня никто никогда не сможет полностью понять, открещиваться от людей и делать вывод лирического героя Иосифа Александровича Бродского о том, что "лучше жить в темноте", а в нашем случае ещё и в глухоте, нет, это тоже не мой путь!!! Это эскапизм, попытка сбежать от реальности, но не для того, чтобы стать сильнее или получить новый опыт, но дабы спрятаться от битвы, от проблем суровой жизни, её серости. Такое поведение неразрывно сопряжено с апатией, которая очень скоро догонит человека, ведь со временем ему наскучит жизнь в карманном мирке, где он подобен богу. А к реальности такая личность будет уже не приспособлена. Далее состояние аномии отравит человека и быстро трансформирует его в существующее по инерции подобие тени, готовое бестрепетно принять абсолютный нигилизм и превратиться в ничто, будучи банально ассимилированным миром. Опять же не стоит воспринимать всё в штыки. Я не против, например, единения с природой и очень много времени провёл в одиночных молчаливых прогулках по полям и лесам. Трепет перед добрым князем тишины или поклонение ему - это, конечно, вопрос ситуации. Но что касается поэзии и иного самовыражения - я не перестану творить, прислушавшись к совету Янки Дягилевой: "А ты кидай свои слова в мою прорубь, ты кидай свои ножи в мои двери, свой горох кидай горстями в мои стены, свои зерна - в зараженную почву".

Ex nihilo nihil fit. Для кого-то это заявление верно, но только не для абсурдистов, как я. Моё творчество с самого начала рождается из пустыни, из праха, из заражённой безнадёжностью почвы, потому что оно не тешит себя иллюзиями бессмертия или хотя бы какого-то будущего, оно изначально мертвенно и самое главное - понимает всё это, но решает родиться и жить, даже если о нём никто не узнает. Создаю ли я его сугубо для себя? Отчасти. Но, как и в любом истинном творчестве, нет здесь рациональности и логики. Есть только бунт, рождающийся из чувства абсурда, которое вызывается разладом между бесконечным стремлением познать мир и абсолютным скептицизмом, не являющимся ни верой, ни отрицанием веры, но не позволяющим прорасти надежде на уверенность в возможности такого постижения реальности! Абсолютный скептицизм невозможно оспорить, а если и возможно, то мы всё ещё не будем полностью уверены в легитимности подобного оспаривания. Единожды возникнув, истинный скепсис уже не сможет быть с лёгкостью отброшен. Но даже в такой безвыходной ситуации я невероятно люблю жизнь в этом максимально чуждом и далёком от меня мире! Поэтому я здесь, и поэтому я, как и Альбер Камю, Лев Исаакович Шестов и Антон Павлович Чехов, продолжу творить из ничего, итог бросая в пустоту. А буду ли я при этом облачать свои произведения в красивую форму или тщетно пойду по пути максимальной конкретики и рациональности? Это в описанной ситуации уже не имеет никакого значения.

Как видите по этой пояснительной записке, в этот раз я пошёл по второму пути. Дальше - посмотрим!


Рецензии