Самое главное Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

САМОЕ ГЛАВНОЕ
ЭССЕ

    Самое главное что может человек - жить на свете.
    И это едва ли не единственное  действительно серьезное дело которое человек способен совершить на земле.
      Не потому однако что человек не может ничего другого кроме этого главного - жить и оставаться живым, -  но потому что все остальное на самом деле не имеет большого значения.
        Если уже нет тебя самого на свете, то и мир исчезает для тебя полностью и навсегда.
          Мир что-то значит для тебя пока ты сам живешь.
           И в этой простой истине упрямо не отдавали себе отчета и большинство прославленных философов и большинство обычных людей во все времена.
           Конечно, пока человек жив он может без труда представить себе, что же будет в знакомом ему мире когда его самого уже не будет в этом мире.
           Ведь останутся жить его родственники и друзья, будет все так же стоять его дом, по улице где он постоянно ходил будут все так же ходить прохожие… И так далее.
           Мир не пропадает после смерти того кто этот мир раньше знал, видел и любил. Однако из этого живущий человек делает  невольно ошибочное, но стихийно неизбежное умозаключение, что он и сам как-то еще будет существовать в мире и после своей смерти.
         И это стихийное и неосознанное представление живет в человеке если человек не верит ни в Бога ни в бессмертие души.
          Все равно человеку неизбежно кажется, что и посмертно он где-то и как-то присутствует в мире. И поэтому именно и кажется ему, что  для него так важно  то, что будет когда его жизнь закончится.
            А ведь это не так.
            Закончилась жизнь - и все на этом и завершилось для каждого отдельного человека.
            Он ничего уже не видит, не чувствует, не знает. И ему уже совершенно неважно, что же будет в мире и с миром дальше.
              Люди древности этого не понимали решительно!
               Они спокойно шли на войну и погибали на войне, подвергали свою жизнь опасности постоянно из за пустых целей – ради обогащения, из за какой-то личной обиды и так далее.
               Люди не понимали тогда что умирают раз и навсегда.
                Не могли и не хотели этого понять.
                В новое и новейшее время тоже ценность каждой отдельной человеческой жизни была обычно не особенно велика - потому что дюди никак не могли осознать, что смерть человека есть смерть раз и навсегда. И следующего появления на свет именно этого человека никогда уже больше не произойдет.
             Меня всегда поражало как люди воевали и погибали даже и в недавнее время за какое-нибудь изменение государственных границ на несколько сотен километров.
                Ну что солдату эту изменение государственной границы если он сам погиб и на свете его больше нет?
                С точки зрения Государства границы надо охранять, защищать. И иногда их надо с государственной точки зрения и передвигать «в свою пользу». Для блага собственного Государства.
                Но тем кто погиб во имя этого передвижения государственных границ уже все равно - где граница и что происходит в мире в котором их больше нет.
               Получается что эти погибшие люди - действительно пушечное мясо, что их принесли в жертву, с ними не посчитались и не дали им прожить свою жизнь, на которую они имели право как и все остальные.
               Есть страшные войны когда страна-агрессор ужасна. Такой была война с фашисткой Германией Гитлера и СССР и других государств Европы. Азии и Америки.
                Фашизм и гитлеризм несли в завоеванные страны чудовищные опустошения и безжалостные массовые казни. Особенно для народов и стран неарийского происхождения. Таких как славянские народы и русский народ в частности.
             Есть же факты, что не только целые деревни сжигали гитлеровцы за предполагаемую помощь партизанам (как погибла Катынь в Белоруссии и множество других деревень на оккупированных ими территориях).
           Есть свидетельства что детей содержавшихся в СССР в детских домах
Гитлеровские зондер-команды уничтожали в южной России поголовно.
          И узниками фашистких  конц-лагерей, обреченными на смерть, были не только евреи, но и люди многих других национальностей.
           Словом что тут говорить - мировое зло есть мировое зло.
         Во имя беспощадной борьбы с этим чудовищным злом все в ком остались подлинная человечность, сострадание погибшим и погибающим, шли на любые жертвы.
           Но ведь были же и иные войны.
           Причем, по историческим меркам тоже совсем еще недавно.
           Такие войны как например советско-финская война 1939 - 1940-годов.
            Это была как раз война за передвижение границ.
             Других целей у нее не было.
              И погибших в этой войне с финской стороны - 30 тысяч бойцов. А с советской стороны в три раза больше - 90 тысяч советских солдат.
               И за что погибли эти люди, молодые и полные жизненных сил?
               Независимая после 1917-го года Финляндия хотела сохранить свою поначалу дарованные ей большевиками (окруженными врагами со всех сторон и бессильными диктовать Финляндии свои условия мира) земли, где действительно исторически жили в основном именно финны.
                А сталинский Советский Союз видел в Финляндии врага, готового предоставлять фашисткой Германии военные базы для будущего нападения на СССР. И причем граница с недружественной к СССР Финляндией с 1917-го года проходила по реке Сестра и у самого Сестрорецка. В тридцати километрах от Ленинграда.            
                Для Сталина это казалось неприемлемым. Вероятно и любые другие руководители СССР мыслили бы точно так же как и Сталин - это нам неприемлемо.
                Но люди которых принесли в жертву в этой «войне незнаменитой» они-то в чем виноваты? Почему они лишились своих жизней ради тех или иных клочков государственной территории?
               Могла Финляндия быть более дружественной страной к своему соседу - СССР. Не линию Маннергейма против огромной советской России надо было финнам строить. А отношения с СССР налаживать - добрые и дружественные.
                Страны-соседи не могут быть врагами. Это неизбежно плохо кончится. Кончится войнами и гибелью простых людей.
                Точно так же и Сталину нечего было мечтать о присоединении Финляндии к СССР. Большинство финнов не приняло Октябрьский переворот и не желало установления коммунистической власти в своей стране.
                Сталину надо было с этим смириться. И не грезить о будущей карело-финской ССР в составе Советского Союза.
                Политики и политические партии обрекают простых людей на смерть.
                В огромной большинстве исторически зафиксированных случаев.
                Провозглашаются какие-то национальные цели и задачи. Осуществлять их должны обычно люди-жертвы, о которых никто не думает.
                Думают о новых или упущенных территориях, о государственной выгоде, о непонятной (и часто мнимой) пользе всего народа.
                А солдаты-жертвы погибают. Им порой ставят памятники.
                Но на самом деле на свете их больше нет. И никто о них уже не вспоминает.
                И наибольшее уважение вызывают те государства и страны, те островки современной культуры и цивилизации где все таки высоко ценится жизнь каждого отдельного человека, ее значение и ее незаменимость ничем иным в мире.
                Потому что это жизнь каждого человека в отдельности -  и есть САМОЕ ГЛАВНОЕ в нашем мире. 
               
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге
ИМЕЮ СВОЙ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ.  ССЫЛКА -  https://t.me/serglanskoe1



               

               
               
               
               
             
   


Рецензии