Джованни Антонио Порденоне... Забытые имена

­­­­­­­­Преображение господне.

Лицо Христа озарено
и лишено лукавства,
С надеждой смотрит
на него
вся жаждущая паства.
И поднята его рука,
то перст судьбы,
однажды,
Мы все придем к нему
- прими, страдающих
от жажды,
Жизни Вечной и Любви
для метущейся Души...

Джованни Антонио Порденоне- известный итальянский живописец. Считается самым известным фриульским художником позднего Возрождения и начала маньеризма.
Родился: 1484 г., Порденоне
Умер: 14 января 1539 г. (55 лет), Феррара


Художественное развитие Италии в эпоху-Высокого Возрождения стремительно, драматично и многообразно. Сразу же после того, как в первой четверти XVI века достигается высший рубеж развития ренессансного искусства (в творчестве Рафаэля, Микеланджело и других художников), на арену выступает многочисленное и беспокойное новое поколение. Оно мыслит в искусстве уже не так или не совсем так, как классики Возрождения на его наиболее гармоничной стадии. Заявляют о себе в средней Италии такие экспериментаторы, искатели нового выразительного языка, как Россо, Понтормо, Пармиджанино. В северной Италии, обладающей своей традицией и пролагающей свои пути в искусстве живописи, сказать новое слово в этом искусстве довелось таким мастерам, как Корреджо, Лоренцо Лотто и Джованни Антонио Порденоне.

Эти трое не составляют единую школу или группу. Они работают в разных художественных центрах и многими особенностями своего искусства отличаются друг от друга. Но имеют, однако, и нечто общее. В той или иной степени они отдают дань свободной живописности, увлекаются передачей световоздушной среды и свободного пространства, насыщенного воздухом. Все они более или менее подчеркивают драматические контрасты света и тени и вообще стремятся к повышенной экспрессивности.

Нечто подобное наблюдается, впрочем, и у Микеланджело, и даже у Рафаэля на определённой ступени его эволюции. Однако североитальянские художники зачастую идут гораздо дальше, нежели римско-флорентийские, в разработке живописно-колористических, фактурных, светотеневых эффектов особого, взволнованного звучания.

Нaм теперь кажется странным, что Порденоне мог когда-то играть роль одного из главнейших вождей венецианского "золотого века" и даже выступить в качестве соперника Тициана. Кажется это нам отчасти потому, что из творений всех венецианских корифеев творение Порденоне менее доступно: все значительные произведения мастера сохранились в глухих местечках или же в таких городах, куда большинство путешественников не заезжают - в Кремоне и в Пьяченце. Но не только по такой внешней причине нам трудно разделить увлечение современников Порденоне. Нам он просто чужд, главнейшие его задачи и их блестящие решения нас не трогают, и в предпочтении ему Тициана, да и не только Тициана, но и более скромных художников - Пальмы, Лотто, Романино - мы не можем колебаться. Насколько нас чаруют названные художники своей полной искренностью, своим непосредственным подходом к делу, наконец, пламенностью своих красок и тонкой продуманностью всех технических приемов, настолько же Порденоне отталкивает чем-то "напускным", что всегда сказывается в его измышлениях, а также какой-то импровизаторской небрежностью и спешкой в исполнении.

У Порденоне была как будто цель - занять в венецианской живописи место Микельанджело, то самое место, которое позже досталось (и с большим правом) Тинторетто. Он весь - стремительность, порыв; он предпочитает утрированные, вывернутые позы и атлетическое сложение фигур; он почти игнорирует все, что можно подразумевать под словом "пейзаж". И, однако, все же не Микель Анджело напоминает Порденоне даже в лучших своих произведениях. Душа его, подвижная, легко воспламеняющаяся, его "хвастливый" нрав, его неустанное стремление поражать, его склонность к праздничной декоративности - все моменты чисто "суетного" характера совершенно отличны от углубленной в себя, суровой и гневной натуры Буонарроти и скорее сближают Порденоне с такими эпигонами Ренессанса, как Полидоро Караваджо или Перино дель Вага. Но только искусство венецианца в одно и то же время и сочнее, и тяжеловеснее искусства его товарищей, воспитавшихся в Риме и в Тоскане.

И в красочном отношении Порденоне, несмотря на то, что его следует считать "наименее венецианцем среди венецианцев", все же неизмеримо интереснее их. Его палитра не может спорить с "божественной" гаммой красок Тициана или Джорджоне - слишком в ней много случайного, спешно найденного. Нередко именно благодаря спешке Порденоне впадает в черноту или тусклость. Однако рядом с живописцами средней Италии он все же "колорист". Такого сочетания рыжеватых, серых, оранжевых, бледно-зеленых и розовых красок, какое мы видим в "Диспуте св. Екатерины" (фреска в пьячентинской Madonna di Campagna), или такой полной и мягкой гаммы, какая переливается в его "Плаче над Телом Господним" в Кремонском соборе, не найти по ту сторону Апеннин.

Джованни Антонио Порденоне - уроженец провинциального городка Фриули, расположенного на северо-востоке от Венеции. Провинциальное происхождение и художественное воспитание, полученное вдали от "столиц" живописи, оставили отпечаток на творчестве мастера. Он всегда был несколько более прямолинейным и простодушным, чем его более утонченные сотоварищи, и, вполне естественно, без насилия над собой тяготел к своеобразной грубоватой экспрессивности. Это отчасти ограничивало его творческие возможности, но и придавало его произведениям своего рода привлекательность.
Уже в первые годы нового, шестнадцатого столетия начинают активно работать в Венеции Джорджоне и Тициан. Посещающий этот город молодой живописец из близлежащего Фриули, естественно, сразу же замечает новых мастеров, как и все прочие, кто имеет какое-то отношение к живописи. Порденоне старается освоить мягкие, певучие ритмы композиций Джорджоне, чувственную полноту колорита Тициана. Но тут и обнаружилось, что новичок-провинциал довольно самостоятелен и строптив. Он органически не мог писать ни в духе Джорджоне, с его созерцательностью и таинственностью, ни в духе Тициана, с его торжественностью и жизнелюбием. Резкость, страстность, острота и прямота выражения неискоренимы в искусстве Порденоне, и вся его творческая биография становится как бы ареной борьбы классической гармонии Ренессанса с громкими, яростными проявлениями какой-то неутоленной страсти.

Алтарные картины и фрески, исполненные для храмов в нескольких небольших городах Италии (Тревизо, Альвиано и др.), демонстрируют эти особенности живописи Порденоне. Посещение Рима (до 1520 г.) и знакомство с шедеврами Ра-фаэля в Ватикане не переубедили упрямого мастера из Фриули. Он подчеркнуто и намеренно деформирует пропорции фигур, прибегает к выразительным нарушениям масштабных соотношений и вносит в свои композиции вихревое движение. Его герои выражают свои настроения и помыслы с таким неистовством, которого не допускают ни Рафаэль, ни Тициан.
Стиль Порденоне не мог особенно привлекать столичных заказчиков и казался странным, необузданным, "диким", нарушающим чувство меры. Пришлось покинуть папскую столицу и снова отправиться по небольшим городам и городкам, где можно было получить работу. В 1520-1521 годах выполнены фрески Порденоне в соборе Кремоны - может быть, самые главные и лучшие среди всех сохранившихся монументальных работ мастера.

С 1527 года Порденоне постоянно живет в Венеции. Во время работы для венецианских церквей ему приходится во многом считаться со вкусами заказчиков и зрителей, то есть по крайней мере не слишком озадачивать и пугать их своими необычными произведениями. И если напор энергии и страсти в них не ослабел, то во всяком случае вошел в более "цивилизованное" русло. Возведенный венгерским королем в рыцарское достоинство Порденоне даже соревнуется одно время с самим Тицианом за успех среди венецианцев. Правда, ценители масляной живописи без колебаний предпочитали Тициана, однако в области фресковых росписей Порденоне, с его смелостью, экспрессивностью и богатым опытом работы, имел определённые преимущества. К сожалению, очень многие из венецианских фресок Порденоне погибли или серьёзно пострадали, так что трудно даже составить сегодня определённое представление о них. Здесь нельзя не заметить по ходу дела, что сам Тициан ценил эти создания своего конкурента. Но случилось так, что поздний, "венецианский" стиль Порденоне (несколько более спокойный, мягкий и живописный, чем это было прежде) представлен образцами, находящимися за пределами Венеции, поскольку и в эти годы мастер подчас ездил на материк, на "твердую землю", как принято говорить в Венеции. Так были исполнены фрески в церкви Мадонны ди Кампанья в Пьяченце, где мастер побывал в первой половине 1530-х годов. Взволнованность и порыв, не без труда удерживаемые в границах классической композиционной формулы, налицо в алтарной картине "Благовещение", созданной в 1537 году для церкви Санта-Мария дельи Анджели в Мурано.

Судьба произведений художника оказалась трудной и драматичной. Многое не сохранилось, многое труднодоступное и малоизвестное, и потому мало кто из больших художников, живших после Порденоне, догадывался о значении его искусства. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно с него начинается линия "неистовой" живописи в Венеции, которая позднее будет увековечена открытиями Тинторетто, а позднее внесет свой вклад в рождение нового живописного стиля в Италии и других странах - стиля барокко.


            @


Рецензии
Спасибо за чудесное произведение.

Анжелика Вавилова   01.10.2021 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку публикации! С теплом,

Алексей Гончаров2   01.10.2021 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.