Реферат1456
«Художественная гимнастика и история её развития»
Новосибирск - 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 4
1.1 История возникновения художественной гимнастики 4
1.2 Развитие художественной гимнастики в России 5
1.3 Форма выступления 6
2 ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИВШИЙ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
;
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика – один из самых зрелищных видов спорта, это соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него (Приложение 1,2). Возникла в СССР в 1940-е гг., в 1960-е гг. признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира проводятся с 1963, Европы — с 1978. В программе Олимпийских игр с 1984.соревнования
Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.
В данной работе будут рассмотрены возникновение и развитие художественной гимнастики, а также будет представлен материал о знаменитой российской гимнастке.
Цель: дать комплексную характеристику художественной гимнастики как вида спорта.
Задачи:
-изучить историю возникновения художественной гимнастики,
-определить значимость художественной гимнастики в настоящее время.
;
1 ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.1 История возникновения художественной гимнастики
Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внесли французские педагоги Жорж Демени и Франсуа Дельсарт. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (Приложение 3). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику, которая взбунтовалась против догм классического балета и заменила их на движения, в которых были смешаны спорт и искусство. Идеалом Дункан были
«прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовщиц отказалась от корсета и трико и выступала в свободной тунике и босиком. И также Айсидора Дункан использовала в своих танцах шарфы, напоминающие современную ленту.
Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 века стала популярна ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.
Третье направление – это эстетическая гимнастика, возникла благодаря Франсуа Дельсарту (1811—1870) — он провозгласил, что у тела есть собственный язык; так появилось выражение «поэзия тела». Он изобр;л принципы выразительности, которые имеют огромную ценность в развитии гимнастики: принцип связи между эмоциональным состоянием и телодвижениями, принцип слитности и включения многих частей тела и
мышц в движение (пружины, волны), принцип противоставления при передвижении, например разноим;нные положения рук и ног.
Четвертое направление – это танцевальная гимнастика - изобретено Жоржем Демини (1865 – 1950 гг.) – Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на расслабление и растягивание мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами: булавами, палками, венками и т.д., которые сопутствовали развитию гибкости, ловкости, хорошей осанки, грациозности и плавности движений.
Слияние воедино этих четырех направлений повлияло на возникновение художественной гимнастики – этого изящного вида спорта, которая по сей день сочетает в себе танец и гимнастическую сложность, эстетику и грацию.
1.2 Развитие художественной гимнастики в России.
Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие школ женской гимнастики в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение. В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, в 1949 в Киеве — первый чемпионат СССР. Абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира. Титул абсолютной чемпионки завоевала Л. Савенкова. Две золотые медали в отдельных видах многоборья на чемпионате мира 1969 в Варне, завоевала Г. Шугурова. Четыре раза она
становилась абсолютной чемпионкой СССР (1970, 1972, 1973, 1978). В 1977 появилась новая королева мировой гимнастики И. Дерюгина — пятикратная абсолютная чемпионка СССР, обладательница Кубка СССР (1975-1979), неоднократная чемпионка мира и Европы в отдельных упражнениях. Абсолютной чемпионкой СССР 1985-1986 гг. стала Г. Белоглазова.
Олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся в 1984 в Лос- Анджелесе. Чемпионкой стала канадка Л. Фанг; ее главные соперницы — советские и болгарские спортсменки из-за бойкота этой Олимпиады социалистическими странами не принимали участия в соревнованиях.
На Олимпиаде в Сеуле (1988) чемпионкой стала М. Лобач (Белоруссия, Приложение 4), в Барселоне (1992) — А. Тимошенко (Украина), в Атланте (1996) — Е. Серебрянская (Украина).
В Сиднее (2000) золотую олимпийскую медаль завоевала Ю. Барсукова из России (Приложение 5). Бронзу завоевала четырехкратная абсолютная чемпионка Европы (1998, 1999, 2000, 2003) и трехкратная абсолютная
чемпионка мира (1999, 2000, 2003) — А. Кабаева (Приложение 6,7). Обе — ученицы знаменитого тренера И. А. Винер (Приложение 8). На Играх в Афинах (2004) Кабаева стала олимпийской чемпионкой в одиночном выступлении, а серебро завоевала И. Чащина.
Интересен тот факт, что до недавнего времени художественная гимнастика была исключительно женским видом спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.
1.3 Форма выступления
Современная художественная гимнастика – это не только суперсложные прыжки, повороты, элементы на гибкость, но и великолепная игра красок на гимнастических купальниках. Точнее, «художницы» теперь выступают не в
купальниках, а в платьицах, оформление которых ни в чем не уступает нарядам от кутюр.
Вместе с тем первым гимнасткам-«художницам» формой для выступлений служило самое обыкновенное гимнастическое трико. Или более привычное нам название – купальник. Индустрия спортивной одежды в послевоенное время была еще плохо развита. Тем более в СССР, где художественная гимнастика собственно и сформировалась как вид спорта. Купальники изготавливались из обычного хлопка, линяли после первой же стирки и плохо «держали» форму тела. После Олимпиады-2000 года правила в художественной гимнастике поменялись настолько, что журналисты их назвали «переворотом с ног на голову». Причем это было не просто фигуральное выражение – у зрителей складывалось впечатление, что чуть ли не большую часть упражнения гимнастки находятся в положении вниз головой…
А вот нововведения, касавшиеся костюма, понравились всем. Отныне гимнасткам разрешалось выступать в коротких юбочках и платьях. Первой на официальном старте в юбке вышла Алина Кабаева – это случилось в Киеве, на этапе Гран-при «Кубок Дерюгиной-2001». А к концу сезона – на чемпионате мира в Мадриде – почти все участницы уже были одеты «по- новому, по-модному».
Правда, накануне чемпионата многим пришлось в срочном порядке переделывать юбки – не все внимательно прочитали правила, в которых были некоторые ограничения. Так, ассиметричные фасоны и юбки из лоскутков не разрешались…
Со временем техком ФИЖ, поняв, что разнообразие костюмов привлекает зрителей, разрешил и асиметрию, и небольшую бахрому…
Заметим, инициатором введения в обиход юбок была российский тренер Ирина Винер (в то время вице-президент техкома ФИЖ).
2 ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИВШИЙ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ
Поговорим об Кабаевой Алине. Кабаева Алина Маратовна (р. 12 мая 1983, Ташкент, Приложение 9) — российский общественный деятель, спортсменка (художественная гимнастика), заслуженный мастер спорта (1999); депутат Государственной думы пятого созыва (с 2007); олимпийская чемпионка (2004), абсолютная чемпионка мира (1999, 2003), абсолютная чемпионка Европы (1998, 1999,
2001, 2002, 2004), абсолютная чемпионка России (1999-2001, 2006).
Отец гимнастки Марат Кабаев, татарин по национальности, был футболистом, играл за команду «Пахтакор» (Ташкент). После окончания спортивной карьеры он работал футбольным тренером в Ташкенте. Ее мать Любовь Кабаева в молодости играла в баскетбол, входила в состав сборной Узбекистана. Художественной гимнастикой Алина занималась с трех с половиной лет. В 1995 году мать увезла девочку в Москву, где та стала тренироваться у тренера Ирины Винер. С 1996 года Алина Кабаева выступала за сборную России.
Первый большой успех пришел к гимнастке в 1998 году на чемпионате Европы в Матосиньюше (Португалия), когда она сумела выиграть золотую медаль в многоборье. В 1999 году ей удалось повторить этот успех на чемпионате Европы в Будапеште, и там же получить золотую медаль в упражнениях с обручем, серебряную медаль в упражнениях с лентой и бронзовую медаль в упражнениях со скакалкой. В том же году на чемпионате мира в Осаке Алина Кабаева четыре раза поднималась на высшую ступень пьедестала почета, завоевав золотые медали в многоборье, в упражнениях с лентой, в упражнениях с мячом и в командном первенстве. Там же спортсменка завоевала две серебряные медали в упражнениях со скакалкой и обручем.
В 2000 году на чемпионате Европы в Сарагосе она подтвердила свой высокий класс, завоевала пять золотых медалей (многоборье, обруч, мяч, лента, скакалка, командное первенство) и одну бронзовую медаль (скакалка). Алина Кабаева считалась безусловной претенденткой на золотую медаль Олимпийских игр в Сиднее (2000), но допустила ошибку в упражнениях с обручем и в итоге стала бронзовым призером. В 2001 году на чемпионате Европы в Женеве Алина Кабаева первенствовала в многоборье, упражнениях с мячом и булавами, а также была второй в упражнениях со скакалкой. В октябре того же года на чемпионате мира в Мадриде российские спортсменки завоевали все без исключения золотые и серебряные медали в личных первенствах и золотые медали в командном первенстве. Однако допинг-контроль у Алины Кабаевой и Ирины Чащиной обнаружил следы фуросемида, который сам по себе не является допингом, но применяется для выведения из организма запрещенных веществ. В результате обе гимнастки были дисквалифицированы на два года и лишены наград чемпионата мира 2001 года. С августа 2001 по август 2002 года они не имели права принимать участие в соревнованиях. Второй год дисквалификации давался условно, спортсменкам разрешалось выступать на официальных турнирах
Во время дисквалификации Алина Кабаева вела еженедельную передачу
«Империя спорта» на телеканале «7 ТВ», снялась в японском художественном фильме «Красная тень». Тогда же она начала принимать участие в политической жизни, с декабря 2001 по октябрь 2005 года входила в состав Высшего совета партии «Единая Россия». По окончании срока дисквалификации гимнастка вновь была включена в состав сборной России. На чемпионате Европы 2002 года в Гранаде Алина Кабаева завоевала две золотые медали (многоборье и командное первенство), а на чемпионате мира в Будапеште (2003) — четыре золотые медали (многоборье, мяч, лента, командное первенство). Триумфально выступила
спортсменка на Олимпийских играх в Афинах (2004). Она отставала от Ирины Чащиной после двух видов многоборья, но в ходе дальнейшей борьбы сумела вырваться вперед и стала олимпийской чемпионкой в многоборье. В том же году на чемпионате Европы в Киеве Кабаева первенствовала в многоборье и командных соревнованиях
С октября 2005 по сентябрь 2007 года она входила в состав Общественной палаты Российской Федерации, в рамках комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства занималась проблемой страхования жизни и здоровья спортсменов. Алина Кабаева продолжала тренировки, выступала за сборную России, но уже с меньшим успехом. На чемпионате Европы 2006 года в Москве она заняла второе место в многоборье, а на чемпионате мира 2007 года в Патрах стала золотой медалисткой в командном первенстве и завоевала бронзовую медаль в упражнениях с лентой. 2007 год стал последним в ее выступлениях за сборную России. В том же году она окончила Московский университет сервиса.
С именем Алины Кабаевой связаны революционные изменения в художественной гимнастике. Ее выступления были динамичными, зрелищными, насыщены сложными элементами. Сильное влияние на образ и стиль выступлений спортсменки оказала тренер И.А. Винер. Помимо успешных выступлений на международной арене Алина Кабаева становилась абсолютной чемпионкой России (1999-2001, 2006), многократной чемпионкой России в отдельных видах многоборья, выступала за спортивное общество «Динамо» (Москва). 2 декабря 2007 года А.М. Кабаева была избрана депутатом Государственной думы пятого созыва по списку партии Единая Россия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спорт и красота – такова формула художественной гимнастики. Оригинален и неповторим этот вид спорта. Много сил и упорного труда требует он.
Художественная гимнастика имеет интересную историю развития, достигла расцвета как во всем мире, так и в России.
Сегодня многие родители (конечно, горожане) отдают своих девочек в спортивные школы, клубы для обучения именно художественной гимнастике, поскольку это и полезный, и зрелищный вид спорта.
Хотелось бы, чтобы и в маленькие села нашей страны этот вид спорта стал доступным и популярным среди молодежи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Скороходов Н. М., Сычёв А. В., Кунин Е.И. Факультет физической культуры. Страницы истории. Тамбов, 2017.
2 Шахлин Б.А. Моя гимнастика. М., 2016
3 Олимпийская энциклопедия. Под ред. С.П.Павлова. М., 2018
4 Ким Н.В. Счастливый помост. М., 2016
5 Ростороцкий В.С. Гимнастика достойна гимнов. М., 2017
Свидетельство о публикации №121093007000