ГришАнька - икОнщик. 3 частЪ

       1 глава
  Встречаются люди,
чьи судьбы с первых шагов
   выходят за грань
пресловутого «здравого смысла».
  ПредУзнанным ещё
 до рождения к сУдьбам,-
Божьим и Ангело-заЩИТным 
избранникам и избрАнницам,
  щедрой рукой отпущен
великой веры в дар Свыше !
  Жизнь скатертью
 как-бы и кАжется..,-
расстилается перед нИми,
пред избрАнниками земнЫми,
мол..,- не нужно ни пробовать,
ни искать, а только идти,
  не сворачивая с Пути
без тОнн пОта и ста жил,
и  славить за этот путь
Того, Кто его проложил,-
  Господа БОГа, Коему
с детства ГришАнЪка и служИл
в сто своих скрытых жил !!
 
В Пюхтицком женском монастырЕ, 
 под звОны, мАтушка Ирина,
 по послушанию экскурсовОд,
покАзывает в Успенском храме
    небольшую икОнку
святого Георгия Победоносца
на коне, повергающего нАземь
 грозного змия вне-извнЕ.
    Кто автор??,-
 безрУкий и безнОгий
  живописец – иконщик
 Журавлёв ГришАнька  !

 А теперь усмотрим рядом
сосЕдей или проживАльщиков
  с руками и ногами,
  кто обОлтусничают,
   как не имЕющие…
голОвушек с(т)рАнных………
       2 глава
Земский учитель ТрОицкий
    обратил внимание
на рисунки мальчика  убОгого
 и поразился, как точно
изображает он увИденное!

Стал учитель Троицкий учить
 грамоте малОго ГрИшенЪку.
Грамоту мальчик одолел быстро,-
  ум у него был живой,
хваткий, буквы выписывал
 ловко, одна к одной.
 
 Когда ГришАнЪка-Журавушка подрос,
 у него был самый красивый
  в деревне пОчерк в рост,-
ему даже поручали переписывать
   протоколы экзАменов,
что считалось особым знаком
доверия и уважения знАчимо!
 Учителям приСЛУШАТЬся !!!

А уж писем написал будущий
художник,- так за всю дерЕвню!
 Не просто был грамотный,
а выпИсывал, вырисовывал
  каждую буковку вЕско !
  Зубами,- в лист
 в*микроскопИруясь глазами!!!

  А ещё у него была самая
большая библиотека в дерЕвне!
Читать любил мнОгажды с интерЕсом !
  Вообще к учёбе, всякой,
 имел ГришАнька склОнность
и ТРУДоспособность огромную !!

  И в Утёвке не остался,
     уехал в Самару,
где поступил в гимнАзию
 в 22 гОда не ходячих...
 А когда он её окончил
и вернулся в родную деревню
срАзу, то самообразование
 продолжал мОщьно и дальше:
изучил черчение, анатомию
 человека за рАзом раз
  и, только после этого
стал писать иконы на заказ.
 Ему охотно заказывали
нОво-буржУи,- не диковинка
ли без рук, без ног, а рисУет.

    СамАра. КнижОнка:
фотокарточка Григория Журавлёва;
 на табурете в элегантном
   костюме, нога-нА-ногу,
     сидит его брат,-
   Журавлёв Афанасий;
 а рядом на культ’яшках,
   с пустыми рукавами
чёрного до полу пиджакА –
   он,- ГришАнЪка –
икОнщик с дАром сВЫСОКа!

  Лицо:  с маленькой бородкой и усами, высокий лоб;
   смотрит прямо;  от всего облика вЕет  СИЛой  его!
Чувства жалости к несчастному урОдцу нет и в помИне.
     Вдумчивость, волевой характер  поДВИЖный
     не оставляют места для вздохов и состраДАния.
                Говорят, что брат его,  Афанасий,
    после смерти матери ухаживал за ГригОрием,
возил его на базар, в баню, конечно, в ЦерковЪ  мнОго!
            3 глава
       Без церкви Журавлёв свою жизнь не мЫслил !
      Он рисовал, стоя на полу на своих культ’яшках
         перед маленьким особым столиком нИзким,
                держа кисть в зубах не из’ящно.
                Рисовал красками и углём.
               Был весёлого нрава с дОбрым огоньком;
             шутник, умел выделывать разные  «штУки»;
         например, брал в зубы пастуший кнут хлёсткий,
размахивался им и с оглушительным свистом хлОпал. ..;
   или прихватывал зубами стакан и выпивал лОвко.
                А расписывался красиво! ,-
            очень своей росписью гордИлся, -
  мастерски, виртуозно выводил свою фамилию.

          Григорий Журавлёв не сидел без дела хлИпко.
Был он лёгонький, деревенские мужики его по Утёвке носИли.
     Принесут его в ЦерковЪ,  с крАюшку присАживают,
             он сидит и на всех зорко посмАтривает.

  В 1885 году в Утёвке
началось строительство
большого Троицкого хрАма.
Безногий, безрукий мастер
берётся расписывать его
  стены трУдо-упр’мо.
  Специально для него
   соорудили подмОстк
на которых он и работал
 без ‘устали виртуОзно!
       4 глава
 После смерти Журавлёва
о нём вроде как и забыли...
    А потом,-
в богоборческие годы,
   храм закрыли…
Священника местного
посадили в «воронок»
и увезли «без права переписки»
 в Красный Холокост…
    ЭхХх.., вы красно –
 Иродо – искариОтовы
  утопИсты-аферисты,-
а что полЕзного для человечества
от ваших кровАво-"чИсток" ??!!!

                А иконы, кому не лень,
                при  начАлии РСФСР и  далее – СССР,
                уносили из собора на хозяйские нужды………
                Они и горят хорошо – «дрУжно»,
          и дыру в заборе залатать ими очень даже можно………….
    И контро-бАндить  красно-чинУшкам  совсем не слОжно……….

   Но Господь открыл имя
забытого художника-иконопИсца,
   открыл чудесным образом
   России и миру жИво:
один югославский искусствовед
    Здравко КайманОвич
в 1963 году в сербском селении
Пурачиц обнаружил необычную икОну:
святые равноапОстольные Кирилл и МефОдий
 во весь рост, в руках свИтки.
  Работа удивительно тонкая,
    особо тщАтельная.
Сначала Здравко подумал бЫло,
   что это труд иконописца
с академическим образовАнием,
но прочитал подпись на обороте и АХнул:
«Сию икону писал зубами крестьянин
      Григорий Журавлев
 села Утёвка Самарской губернии,
безрукий и безногий, года 1885, 2 июля».

Югославский искусствовед
  обратился с запросом
 в РоссИю и вскоре получил
ответ из Государственного архива,
подтверждАющи авторство Журавлёва ГрИши.
Как попала икона в далёкую Сербию,
  удивляться не приХОДится.
   Работы Григория 
увозились в разные концы
 и покупАлись охОтно.
     5 глава.
Местный батюшка Анатолий Копач
 находит в большой связке
  ключей ключ от хрАма
    и мы входим с ним в притихшей церкви  прохлАду.
    Иконы Григория Журавлева справа от Царских врат.
  «Спаситель»,-  крОтко сложенные на груди руки, в аккурАт
        длинные волосы по плечам, опущенные долу глазА.
        Во всём облике Спасителя - тишина и смирЕние.
   Эти тишина и смирение «кричат» с иконы всё врЕмя
         и..,- о нашем несмирении и нашей нетишинЕ.
Икона дышит, молиться перед ней легко, плакать радостно.
                Какой талант надо иметь от Господа,
                чтобы создать душевную грАцию ?

            И забывается, что написал икону калЕка.
            Слово «калека» не принимается сЕрдцем,
                оно кажется рядом с этой икОной
        инородным, бранным, грубым, сОным…
                Не калека, а мастер.

 А вот ещё одна икона - «Спаситель Благословляющий»,
                с десницей благословляющей,
                в расшитых одеждах, с глазАми,
                в кОих  неземнЫе  печАли.
                Смотреть в эти глазА –
            значит каяться и молить о прощЕнии.
Хотя они совсем не обличают, они скорбят жжЕнием
                и жалеют, и тревОжатся.
     Нет, нет, написать такое невозмОжно.
И опять вспоминаю - зубами 
ГришАнЪка журАвлил икОны  !!!
        6 глава
Отец Анатолий стоИт в сторОнке,
 ему понятны минуты встречи
  с журавлёвскими икОнами
РасскАзывает батюшка открЫто,
что после открытия храма собирали иконы с миру по нитке.
     Какая-то старушка принесла икону «Господь Саваоф»,
             ничего не сказала, оставила в храме, и всё…
 
             Из села Мало-Малышевка прибыли три икОны –
«Жены-мироносицы», «Крещение Господне», «Воскресение ХристОво».
                А икону «Спаситель Благословл’яющий »
        подарила храму Мария ПестимЕнина не-кресть’янка,
                а попечителя храма  правнучка.

       Но иконы — это ещё не всё наследие Журавлёва.
         В Троицком соборе стараниями отца АнатОлия
удалось сохранить несколько расписанных Григорием фрЕсок.
     Их трудно разглядеть, но  всматриваться с интерЕсно
     до боли в глазах в настенную роспись,  и вИдим  рУку,
поднятую над ковчежцем,-  целитель Пантелеймон в дУхе!,
                такой знакомый всем во Православии,
     о чём Хорошо бы знали и помнили в любом хрАме.      

                А вот ещё одна настенная роспись,-
                Епископ Черниговский ФеодОсий.
            А вот ещё одна — святой Симеон ВерхотУрский.
     Лики святых смотрят со стен Троицкого собора грУстно,
                напоминая о человеке,
   который оставил нам не только
удивительные фрески и иконы,
но ещё и препоДАЛ  на собственном
примере науку жить с БОГом!
        7 глава
        Как жить?
Конечно, с Господом в сЕрдце.
Иная жизнь не оставила бы
после себя Архи-‘яркости слЕда.
     Удивительно:
человек пришёл в мир уродцем.
  Первое осмысленное понимание этого породить мОжет
      в душе естественный «почему я..??» рОпот-РОПот…

  Зависть к здорОвым, злобу к благополУчным,
 тоску о завтрашнем дне не лучшим и ЛУЧшим.
  А он выползает на культях на Божий свет
из сумрака крестьянской избы с мИром тет-а тет,
берёт в зубы прУтик... РисУет - рисуУует!!
Он славит Господа каждым своим новым рисУнком,
      каждой иконой, каждой фрЕской.
И купол Троицкого храма расписывал он веско !

       Иконы ГришАньки, -  будто нерукотвОрные.
    Говорят, рукотворно всё, что человеком сОздано.
   А, оказывается, нет,-  Господь по особой мИлости
посылает верным чадам Своим дар нерукотворной жИмолости.
ГришАньке  Журавлёву этот талант был послан с избытком.
  Конечно, имя его вышло за пределы Утёвки  быстро.

В 1892 году в Самаре был освящён храм Христа СпасИтеля.
Иконы для его иконостаса были заказаны в Петербурге,
    в мастерской Сидорского - попечИтеля .
  Все, кроме одной,-  икону покровителя СамАры,
святителя АлексИя – 1го,   МитрополИта  Московского,
         губернатор заказал ГригОрию.
      И он эту икону написал архи-пОтно.
   К сожалению, сообщение об этом осталось только
   в небольшой книге, посвящённой созданию храма.
Но самого храма уже нет.., - истОрии  капрИзная дама-дрАма,-
взорвали  красно-холокосто-геноцИдные богоборческие годы,
  наверное, вместе с иконостАсом. ..КрАсные урОды..!!!
                8  глава
     Не только в Самаре почитали иконописца-самоУчку.
      Сам царь не обошёл своим вниманием ГригОрия.
   Да, да, было в жизни Журавлёва событие и такое.
Слух о необычном мастере дошёл и до царствующего дома.
                Император Николай АлексАндрович
пригласил его к себе во дворец и заказал ему по-цАрски
            групповой портрет царской семьи слАвный.
Целый год жил художник в Петербурге и работал над портрЕтом.
             Журавлёв Государю угодил  живописным свЕтом.
                25 рублей зОлотом
     ежемесячно назначил он пожизненную пенсию художнику.
                Но и это ещё не всё.
      Самарскому губернатору было приказано выдать
       Журавлёву «инохОдца с зимним и летним вЫездом».
      То-то радость для утёвских мужиков  кресть’янских,-
          ‘ездили они тем выездом на рыбалку и в баню.

                В иконной лавке Троицкого собора
я очень хотела купить открыточки — иконки Григория Журавлёва.
                Но отец Анатолий только руками развёл:
          -  Нет их. Не в продаже нет, а вообще. Ноль..!!

Какая жАлость!
Каждый паломник купил бы с рАдостью,
подарил бы родным и знакомым .
Но тираж стоит больших денег «буржУе-гОнору»..,
а отец Анатолий еле успевает латать дЫры.
С Божьей помощью сделал вокруг церкви забОрчик,
поставил крест на могиле Журавлёва.
                9 глава
-  А едут к вам, бАтюшка?
-  Приезжают всё больше свои, самАрские;
  далеко, глубИнка и молодые  и стАренькие ...
Как жаль, что эти иконы, эти фрески видят так мало людей.
СокрушАешься об этом в Утёвке изо-дня-в-день,
Перед икОнами, писанными безруким худОжником,
очищается душа и даруются слёзы благодАти.
К ним должны ехать, их должны видеть люди БОГа рАди,
стоять перед ними и молиться ХристА рАди.

Иконы утёвского мастера хранятся и в СамАре.
В Петропавловской церкви — икона святого князя
Александра Невского,  в музее Самарской епАрхии
-«Млекопитательница», «Смоленская» в святой узорец,
в художественном музее - «Николай Чудотворец».

Но всё-таки родина Журавлёва - это особо.
Пройтись по земле, постоять у дОма,
в котором иконописец жил, войти в храм
и помолиться среди его икон и фресок  душЕ в лад, –
это нельзя сравнить ни с чем,- сестра и брат.

Мы ещё постояли на могилке
Григория Журавлева перед обратной дорОгой.
Пошёл дождь, мелкий, незлобный, тёплый.
Отец Анатолий отслужил панихИду.
 Стояли долго. Уезжать не хотелось .
И вот в последний раз прикладываясь
к металлическому кресту,
благословение у отца Анатолия.
Обратная дорога в Самару.
Там тоже есть иконы Журавлёва ГришАньки.
Жду с ними встречи.
Ждём и с ГришАнЪкой – икОнщиком встречи.
 эЭэ(((((&&^^*^^&&)))))))))єЄє
БоевОй ДонбАсс Бой-ГОРловка*
     *ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
ГришАнЪка - икОнщик. 1 частЪ: 
http://www.stihi.ru/2018/01/07/11526
2 http://stihi.ru/2018/01/08/10812
3 http://www.stihi.ru/2018/02/12/1128
4 http://www.stihi.ru/2018/02/12/10588


Рецензии