Собака-пёс
Что, как пёс облезлый, воет под луной.
Перебиты лапы, перебитый хвост.
Искусали гады, ибо сам прохвост…
Хлеб мой подзаборный… Я ещё живой.
Закуси, голодный, ну а я - тобой…
Нет, не так провыл я, не тобой, с тобой…
Где ж ты, простофиля, то есть друг родной.
Бог не дал мне фарта, улиц зверь сильней.
Брат пошёл на брата и лишил костей…
В этот мир железный с мёртвою душой,
Что, как пёс облезлый, воет под луной.
Чужеземцев касты, в глаз прохожих бот.
Во рву от лопаты сдох помойный кот…
Хлеб мой подзаборный… Я ещё живой.
Закуси, голодный, ну а я - тобой…
Нет, не так провыл я, не тобой, с тобой…
Где ж ты, простофиля, то есть друг родной.
Это стихотворение создаёт мрачную, пронзительную картину отчуждения и одиночества, используя образ бездомного пса как метафору человека, выброшенного на обочину жизни.
Ключевые образы и мотивы:
«Мир железный с мёртвою душой» — олицетворение бездушного, жестокого общества, где нет места сочувствию. Метафора «мёртвая душа» подчёркивает тотальную духовную опустошённость среды.
Образ облезлого пса — центральный символ. Он воплощает:
унижение («перебиты лапы, перебитый хвост»);
страдания («искусали гады»);
выживание на грани («хлеб мой подзаборный… Я ещё живой»).
Мотив предательства — «Брат пошёл на брата и лишил костей…» отсылает к библейскому сюжету, усиливая трагизм: даже родственные связи разрушены.
Тема дружбы и одиночества — повторяющийся вопрос «Где ж ты, простофиля, то есть друг родной» звучит как крик о помощи. Лирический герой отчаянно ищет опору в мире, где все чужие.
Художественные приёмы:
Повторы (рефрен о «мире железном» и «хлебе подзаборном») создают эффект заунывного воя, подчёркивая безысходность.
Грубая лексика («прохвост», «гады», «помойный кот») усиливает ощущение неприглядной реальности.
Контрасты — между живостью героя («я ещё живой») и мёртвенностью мира.
Звукопись — шипящие и рычащие звуки («прохвост», «провыл», «простофиля») имитируют собачий рык и вой.
Эмоциональный настрой — отчаяние, горечь, но и упрямое желание выжить. Даже в самом тёмном мире герой цепляется за жизнь («Я ещё живой») и надежду на дружбу.
Стихотворение звучит как исповедь изгоя, где собачья участь становится метафорой человеческого одиночества в бездушном мире.
Свидетельство о публикации №121092805571