Графиня Гендрикова

       Где бесы в ярости орали,
       И застилал Россию дым,
       Аристократки умирали,
       Подобно римлянкам былым.

Узрела с ужасом страна
Век варваров и готов,
Разбила грязная рука
Мир статуй и куртин,
И повторились времена
Кровавых санкюлотов,
Но был страшней подвал ЧК
Французских гильотин.

В те злые дни не знали Вы
Сомнений или страха.
А может, так казалось тем,
Кто Вам в глаза смотрел?
Уже для новой головы
Приготовлялась плаха:
Арест, застенок, а затем –
Допросы и расстрел.

«Графиня Гендрикова, встать!»
Немыслимой ценою
Порой приходится платить
За честь и за любовь.
«А не угодно ль перестать
Глумиться надо мною?»
Блеснув в луче, седая нить
Посеребрила бровь.

Упала капелькой слеза,
Чтоб нежно раствориться.
И там, где не было смертей,
В бескрайней дали вдруг
Она увидела глаза
Своей Императрицы
И Государя, и детей,
И – ангелов вокруг.
___________
Иллюстрации: на первом снимке – Анастасия Васильевна Гендрикова вместе с Великой княжной Ольгой Николаевной; на втором снимке, сделанном в Тобольске, в 1917 году – самые верные, не оставившие Государя, Императрицу и детей: гофлектрисса Императрицы Е.А. Шнейдер, граф И.Л. Татищев, наставник Наследника Цесаревича Пьер Жильяр, графиня А.В. Гендрикова, князь В.А. Долгоруков.

Фрейлина Государыни графиня Анастасия Васильевна Гендрикова (1887 – 1918) после ареста Царской Семьи по собственному решению поехала в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где была арестована. «Бедная, Анастасия Васильевна», писал в своих воспоминаниях о Гендриковой близко знавший её инженер С.Н. Смирнов, «как сейчас помню милую улыбку этой молодой девушки, её приветливость, её забавную походку... 21 августа 1918–го её увели из тюрьмы в Чека, где перед расстрелом допрашивали: добровольно ли она последовала за Романовыми в Тобольск? Она сказала, что добровольно. «Ну, раз вы так преданы им, скажите нам: если бы мы вас теперь отпустили, вы бы опять вернулись к ним и опять продолжили служить им?» – «Да, до последнего дня моей жизни», ответила графиня».

После убийства Царской Семьи А.В. Гендрикова была перевезена (вместе с гофлектрисой Государыни Е.А. Шнейдер) в Пермь. Там была зверски убита коммунистами с группой заключённых в ночь с 3 на 4 сентября 1918 года. Коммунисты привели 11 своих жертв к валу, разделявшему два поля с нечистотами и, экономя патроны, поочерёдно убили их ударами прикладов по головам. Трупы убитых были сброшены в канавы полей орошения, используемые как свалочное место, и лишь слегка присыпаны землёй. 16 мая 1919 года, после освобождения Перми от красной нечисти, тела А.В. Гендриковой, Е.А. Шнейдер и других несчастных были перезахоронены по христианскому обряду в деревянном общем склепе на Новом Всехсвятском православном кладбище. С окончательным установлением в Пермском крае коммунистической власти могилы убитых заложников были уничтожены.


Рецензии