Стихи, Поэзия, Стихира и мы, - Состихиряне...

НЕ СВЯТЫЕ СТИХИ ПИШУТ.


                "Творение стихов, -
                В реале и идеале, -
                Это средство самовыражения
                И высокое искуство, -
                С канонами и требованиями
                К рифме, ритму, чередованию
                Слогов и ударений,
                И к построению конструкции
                Повествования".
               
                ((Л.П.).               

Для нас, -
Состихирян, -
Стихосложение, -
Средство и способ
Самовыражения.
И в этом -
Мы все - поэты,
Потомки и собратья
Прославленных поэтов
Прошлого и сорвеменности.

Никто не упрекнёт нас
В том,
Что мы не знаем
Истины простой,
Что  стих любой -
Двухкрыл, -
Как птицы. -
Одно крыло:
То - содержание его,
В нем
Мысли воплощённые.
Другое: Форма. -
Ямб, лесенкой,
Хорей.
Стих белый ли,
Катрен ли,
Афоризм -
Из мира классики,
Канонов,
«-измов».

И все ж,
По первой части
Мы сильны, -
Ведь и перо мы
В руки не берём,
И к к"ампу" не присядем,
Если не рвётся, -
Уж вплетающаяся
В стихоьворенье, -
МыСлЬ,
СюЖеБ ли
Нас тому
Вдруг побудившие.

По части же второй, -
(Увы!), -
Во многом, -
По большому счету, -
Мы слабей*. -

Ведь содлюдать
Каноны все
Классического
Стихосложенья
со строжайшим
Потбором
И прецезионным
Отбором рифм
Да соблюденьем
Хладнокровно
Ритма, -
Как это делали
3-10 веков тому назад
Не мнгим удаётся. -
Вель не живём
В "Слоновых башнях".

Но, - слава Богу, -
Как всегда, -
Жива Надежда.
Что мы по экспоненте
(Вверх!), -
ВсЕ Состихиряне, -
В процессе
Стихотворчества
Восходим, -
Каждый в меру
Одарённости талантом
Или условиям
Существованья
Повседневного
К заветной планке
Лучших образцов,
Оставленных нам
Нетленным ЭтАлОнОм
Гениальными
Поэтами их прошлого
И одарённейшими
Современниками.

* - См. приведенное ниже Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Мария Ватутина.

         ПРО НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СТИХОТВОРЦЕВ.
    https://sovlit.ru/tpost/tp3ki1r931-pro-neobyazatelnost
                (14.09.2021).

         Несколько раз в году я сажусь за судейство различных поэтических конкурсов.

         Сейчас оцениваю очередной и, пока свежи впечатления, хочу поделиться одним открытием.

         Может быть, это даже потянет на открытие научное и нужно будет только доказать эту теорему научными способами.

         А пока выдвигаю гипотезу, которая проявляется в каждом массовом поэтическом конкурсе с незыблемым постоянством.

         Вот её формулировка: чем неряшливее автор в технике поэтического письма, тем наивнее и банальнее его поэтическая философия, его мысли и описания в его поэзии.

         И наоборот, если стихотворение начинается с шаблонных фраз, даже если первые строфы кажутся стройными и более-менее технически правильными, то есть с нормальной рифмовкой и ясным языком, жди беды, в какой-нибудь очередной строфе автора «поведет». Начнутся неоправданные сбои размера, засилье цезур или рифмы, которые я таковыми не признаю даже под пытками. Также «повести» может в другую сторону, и автор, казалось бы, так хорошо начавший стихотворение, вдруг из русского языка сплетёт невероятные конструкции, не умея выразить мысль словами.

         Мы все прекрасно знаем, что таких примеров много, но кто задумывался о взаимозависимости писательской техники и глубины вербального таланта.
 
        Я могу пока доказать эту зависимость лишь практическим путём: лучшие подборки из этих многолюдных конкурсов доказывают: чем больше потрясает поэтический дар, чем сильнее сказанное в стихотворении, тем чище оно написано по стилистике и в отношении теории стихосложения. В первую очередь, с точки зрения дисциплины рифмования.

        Приведу пример, если непонятно. -

        Начинается стихотворение. Каждое словосочетание заканчивается многоточием. Жди беды. Юношеское стремление обозначить эмоцию символами, а не изображение её – эмоции – художественными средствами языка.

        Начинается стихотворение. Первая фраза цепляет. Идёт классический ямб или любой другой размер с соблюдением ритма и точными рифмами. Всё, дальше будет также, потому что достигнутый уровень мастерства – это как разряд у токаря: он уже может создавать определённой сложности подшипники и с чего бы ему вдруг начать делать хуже?

        А если человеку есть что сказать или сила его образности бросается в глаза, значит, ничего неприятного читателя впереди не ждёт.

        Выкрутасы, стихи, где каждое слово-два печатаются с новой строки, постоянные цезуры – это от беспомощности.

        Человеку хочется выразить себя любыми способами и ещё и получить от этого некий заряд, но создавать стихи – это совсем про другое.  -

        Это практически наука, потому что нужно наработать аппарат условностей и привыкнуть к сонму запретов.

        Стихи – это не самовыражение, а искусство, через которое в мир приходят потрясающие смыслы, завёрнутые в строгую форму. Без этой формы – искусство перестаёт быть искусством, потому что работает (воздействует и достигает цели) стихотворение только тогда, когда соблюдены все условия.

То, что сочиняют любители, самодеятельные поэты несёт в себе прелесть человеческого опыта: опыта судьбы, опыта наблюдения, опыта другого пространства. Прочитать сотни подборок стихотворений людей, живущих в глубинке, это – проветрить свои лёгкие, словно ты прошла по полям и лесам, пожила в деревенских избушках, послушала корневую российскую речь. Сколько попадается чудесных диалектных словечек, сколько мудрых наблюдений. Радуюсь даже тому, что душа человеческая на каком-то животном, физиологическом уровне знает, что если хочется описать что-то, потрясшее, красивое, огромное, как пейзаж за окном, то надо писать стихами. Но – откуда такая дивная глухота к рифменным окончаниям. Простые люди ведь знают, что стихи – это зарифмованные строчки написанные с повторяющимися ударными и безударными равночисленными слогами. Но неужели представления о рифме столь скудны? Ведь они читают поэзию, проходят в школе, а большая часть авторов вообще учителя литературы и русского языка, есть даже профессора, кандидаты наук. И все эти люди не могу соблюсти размер или срифмовать «молоко» и «далеко», рифмуя «молоко» с «табуреткой». Условно, конечно. Но рифмы – чудовищны. При этом, видно, что человек не создаёт белый стих, не намеренно отбрасывает рифмование, а именно что рифмует. Ну…как ему кажется.

Я думаю, что знаю ответ. Большинство таких авторов считает, что в поэзии допустима необязательность, что процесс самовыражения – это право автора, а не его обязанность, и из этого следует, что он может писать-самовыражаться, как ему угодно. Конечно, никакой обязанности самовыражаться стихами ни у кого нет. Но если стихами – то да. Стихи, смотри выше, это многочисленные условности, то есть обязательные вещи. И корабль стихотворения не поплывет, если у него будут кривые борта, а корма ниже плинтуса. Поэтому авторам нужно читать теорию стихосложения и обращать внимание на стихи современных поэтов, начиная, пожалуй, с советских, чтобы принять и усвоить дисциплину рифмы и размера. А вот потом уже можно развиваться, становиться Велимирами Хлебниковыми, Александрами Парщиковыми, Дмитриями Приговыми и даже Львами Рубинштейнами. Хотя, судя по моему конкурсу, все хотят быть Сергеями Есениными. Но о необходимости собственного голоса в поэзии как-нибудь в другой раз.
Мария Ватутина


         25 сентября 2021-го года.


Рецензии