Апология Декарта. Пролог

     Существуют философы, имя которых полощется на ветру как прострелянное, изрешечённое знамя - баррикады обстреливают со всех сторон, их плотно обволакивает густой дым от множества снарядов, но живые люди кое-как укрываются за тем, что они сами принесли в свою защиту, и только их знамя, их символ не может быть скрыто, не может быть ничем защищено, оно не имеет права спрятаться в опасении за свою жизнь - его смысл быть высоко поднятым на виду у всех и пасть, если это понадобится, смертью храбрых.

     Такова фигура Декарта в новоевропейской философии. Он - символ мышления Нового времени, его знамя. Именно в него метит всякий, кто хотел бы отменить эту революцию и это восстание. Сравним с ним другие имена: Спиноза - "забыт", изгнан из традиции и продолжает оставаться тёмным глубоким, чудовищно-потрясающим изгоем; Кант - популярен; Шеллинг - чисто забыт; Фихте - чисто забыт; Гегель - встроен и использован; Паскаль - по-прежнему волнующ из своего "экзистенциального далека"; Лейбниц - рационально-монструозен и подаётся к столу в виде десерта для гурманов, так сказать, время от времени. Никто из них не может подойти на роль знамени, и каждый уже получил себе в удел совершенно иную судьбу в философском смысле (которая, кстати, не есть абсолютно окончательный приговор, но приговор временный, вершащийся лишь до "скончания времён" и открытия эры философии будущего).

    Итак, знамя только одно. И не обязательно самое лучшее, самое красивое, не обязательно самое умное - требования, предъявляемые к нему отличаются от требований, обыкновенно предъявляемых к товару, тут обнаруживается нечто от понятия "стоять открыто", мыслить "ясно и отчётливо", "видеть всё в естественном свете", тут даёт о себе знать тенденция к риску и личной храбрости, тут разворачивается собственная история подлинного перерождения наяву, а не во сне. Декарт лично переживает "обращение в новую веру". Декарт лично чертит новую систему не геометрических, а экзистенциальных координат. Декарт твёрдо стоит у самого основания новых принципов, считая, что раз они есть, то о дальнейшем нечего уже беспокоиться ( а ведь остальным философам приходилось идти дальше и дальше, если только в философии вообще возможно идти дальше). К Декарту обращаются не как к Канту - за всяким вопросом и по каждому поводу, к нему обращаются лишь за одним единственным вопросом - полагать ли исключительно мышление нашим несомненным бытием? Но ответ известен и давно уже дан, поэтому Декарта вопрошают риторически, зато обстреливают самым натуральным образом. "Да, да, да" - говорит Декарт; "нет, нет, нет" - стреляют по нему. Перестрелка продолжается, временами основательно затихая и модифицируясь.
В промежутках между боями про Декарта сочиняют анекдоты и высмеивают его.

    Но каким образом можно защитить знамя? Спрятать за пазухой - это значит не защитить, а утаить главное; остаётся один вариант - прикрыть собственной грудью. Не раз и не два делались попытки оценить позиции Декарта с самых разных сторон, кажется только современник Декарта - Паскаль, не заинтересовался этим вопросом, Лейбниц же и Спиноза сразу принялись за дело, так что в благодарных читателях Декарту, как говорится, не откажешь, зато Бог не миловал от последователей, про которых выражаясь словами Гейне, говорившего, правда, подобное об иудеях, можно было бы сказать - картезианство, как и кантианство - это не философия, это - болезнь. ( Иудаизм - это не религия, это болезнь. Гейне.).

    Рискуя оказаться читающим Декарта в длинном списке предыдущих читающих, я вижу себя читающим Декарта так, словно никого до меня из читающих вовсе не было (Декарт: я пишу так, словно никто до меня не философствовал по этому поводу). Говорят, что это невозможно в наше время из-за переполненности нашего сознания историческим самосознанием. Ну что же, при слове "невозможно" некоторые перестают дышать, а некоторые наконец-то вбирают воздух полной грудью. Или, "почему бы и нет?" - по любимому выражению Пикассо. Если бы наша цивилизация была уничтожена и выжившим попались в руки какие-то уцелевшие мудрые книги, они были бы вынуждены делать тоже самое. Не выглянуть ли за окно, не проверить ли, что наша цивилизация таки уничтожена, а то ведь можно было и проспать этот потрясающий момент?!



    


Рецензии