Доссо Досси... Забытые имена

­­­­­­"Пейзаж со сценами из жизни святых". Музей им. А. С. Пушкина, Москва.


Пейзаж, на нём,- святые ,
разноцветные такие,
Жизнь их суровою была
без веселья и вина.
Жили праведно и скромно,
всё во благо, для идей.
Заслужили званье честно,
они боговых людей.
В ухо травы и деревья
шепчут голосом христа:
- Правильная вами, дети,
была выбрана стезя!


В XIII—XVI веках в феррарском герцогстве правила семья д’Эсте, которая славилась страстной любовью к «нестандартной» живописи, выходящей за рамки принятых канонов. Начиная с герцога Леонелло, правители поощряли художников-новаторов, приглашали их жить при дворе и оплачивали расходы на совершенствование талантов. Так сформировалась Феррарская школа живописи, члены которой считаются «провидцами от искусства» и заметно отличаются от других коллег, творивших в эпоху Ренессанса.­

Ее характерные черты — выразительность, экспрессивность, четкие контуры, мастерски выстроенная композиция (влияние Мантеньи), много сочных цветов и света(эту черту привнес Пьеро делла Франческа из Болоньи). Во многом на формирование школы повлияли приезжие мастера,которые работали в Ферарре по приглашению д’Эсте: Пизанелло, Беллини и даже голландец Рогир ван дер Вейден.

Герцог Леонелло и его сын Борсо д’ Эсте увлекались астрологией, эзотерикой, мистикой. Это повлияло на выбор сюжетов и художественный язык феррарцев, который был наполнен аллегорией.
Невозможно назвать точные черты Феррарской школы — это, скорее, определённый стиль, почерк, настроение, объединяющее художников.

Известные мастера:
Козимо Тура, Франческо Коса, Доссо Досси, Джироламо да Карпи, Гарофа(Бенвенуто Тизи), Лоренцо Коста, Николо Пизано, Франческо Франца, Фра Анжелико.

Практически все работы Феррарской школы хранятся в музеях и пинакотеках. В среднем картина мастера той эпохи оценивается в 20;35 млн. долларов.

Доссо Досси (итал.Dosso Dossi, настоящее имя итал. Giovanni di Niccol; de Luteri; ок. 1490, Мантуя — 1542, Феррара) — итальянский живописец и гравёр эпохи Позднего Возрождения, крупнейший представитель феррарской школы.

Учился у Лоренцо Косты и в мастерской Джорджоне, сложился как живописец под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. С 1516 года — официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провёл на службе у герцогов Эсте: Альфонсо I д’Эсте, Эрколе II д’Эсте, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. Вместе с братом Батистой он писал для герцогов мифологические композиции, портреты, создавал декоративные фрески и росписи стен дворцов и замков. Росписей и фресок к настоящему моменту практически не сохранилось. Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развёрнутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине («Мелисса», 1515, Галерея Боргезе). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить «Пейзаж с фигурами святых» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

В 1520 году с братом (ит.) посетил Рим и встретился с Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».

В портрете Альфонсо д’Эсте ясно различается влияние Тициана. Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещённого таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался одним из ведущих представителей феррарской школы живописи).

Объединяя традиции феррарской и венецианской школ живописи, Досси писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещёнными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа («Аполлон и Дафна», 1530-е годы, Галерея Боргезе, «Юпитер, Меркурий и Добродетель», 1518, Музей Истории искусства, Вена; «Бахус», 1524, Частное собрание; «Поэт и муза», Лондонская Национальная галерея). Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями («Правосудие», Дрезденская картинная галерея, «Святой Себастьян»; Пинакотека Брера, Милан).

Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро, 1530).

Вот так история!

Во дворце Бельфоре существовало помещение, которое Леонелло д’Эсте задумал как пространство, где можно посвящать время своим увлечениям — «студиоло». Для оформления студиоло граф заказал аллегорические портреты девяти муз в необычном амплуа. К примеру, покровительница гимнов Полигимния работает в поле, а вокруг Терпсихоры танцуют странной внешности бескрылые херувимы. Аналогичные работы есть в капелле Муз и Свободных искусств в Римини.
Увы, дворец сгорел в пожаре 1662 году, а картины разлетелись по миру.
Сейчас известно местонахождение 8 из них.


          @


Рецензии