О пяти стихотворных размерах

1.
Стихотворные размеры
Мы решили изучать,
И у классиков примеры
Для удобства будем брать.
Если видим ударенье
На нечётных лишь слогах,
И стопЫ двусложной рвенье
Видим в этих мы словах,
"Буря мглою небо кроет"
Всё быстрее и быстрей,
То размер мы с вами строим
Под названием ХОРЕЙ!

2.
Стопа двусложная вновь с нами,
Удар по чётным лишь слогам
А, значит, держим ЯМБ зубами,
И пусть всё встанет по местам!
Чтобы случилось поскорее,
"Е.О." мы здесь протянем нить:
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить".


3.
Нас ожидает трехсложность впервые,
Здесь с ударением первые слоги,
Следом четвертые, дальше седьмые
Что же тогда получаем в итоге?

«В полном разгаре страда деревенская…»,
Было Некрасовым сказано ранее;
Рифма,  друзья, я отмечу здесь «женская»*,
Дали размеру же ДАКТИЛЬ - название.

4.
Увидим в трёхсложности стихотворения
Ударно стоящими слоги вторые
И пятые следом, восьмые..., то мнения
Господствовать будут здесь просто стальные!

Поймём моментально (почти без намёка),
Что здесь АМФИБРАХИЯ глыба видна:
"На севере диком стоит одиноко" -
И сущность размера вполне нам ясна.

5.
Мы не будем затягивать долго поэму,
И расскажем ещё о размере одном,
И напомним, друзья, мы несложную схему,
Стихотворно - трёхсложную, скажем притом.

И хотим мы отметить, коль слог с ударением
Выпадает на третий, шестой и девятый,
Создаёт АНАПЕ’СТ однозначно творение,
И вполне он разумный, а не диковатый…

…Безразлично, писа’ть ли ты будешь,
«Проводить» «необутым» ли «выйдешь»,
Методичку мою «не забудешь»,
Вероятно, полезность увидишь!

*Женская рифма - с ударением на предпоследнем слоге в строке;
Использованы строки (слова) из стихотворений А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, А.Вознесенского.


Рецензии