Радуга

Сегодня вечером в Коктале была радуга. Яркая. Двойная. Вспомнился святой праотец Ной. Когда его изоляция закончилась, он вышел из ковчега и увидел над собою мост, дугу, коромысло, полукруг, покров красно-оранжево-жёлто-зелёно-голубо-сине-фиолетового цветов. Это был знак Божией милости к новому человечеству, напоминание об окончании страшного потопа и о том, что Земля никогда больше не переживёт подобный потоп.

Зверушки побежали заселять мокрые леса, птицы полетели, змеи поползли. Вот величественно спускается по деревянному трапу ковчега огромный молодой бегемот со своей супругой бегемотихой. (Ранее наиболее близкими родственниками бегемотов считались свиньи, однако сейчас учёные считают, что наиболее близкими их родственниками являются киты.) Это был обыкновенный бегемот, или гиппопотам (полатински — Hippop;tamus amph;bius), млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда нежвачных, семейства бегемотовых, двустороннесимметричный, вторичноротый, хордовый, весом около двух тонн.

Моими классными руководителями после начальной школы были учительницы биологии  — Галина Геннадьевна (с 4-го по  8-й класс)и  Элла Леонидовна (9–10-й класс). Поэтому я  не могу ненаучно подойти к  описанию бегемота. А  семейная пара бегемотов, выбранная Ноем, Бег и Мотя, медленно сходила с горы Арарат, пожёвывая водоросли, разбросанные всюду, боясь поскользнуться на не обсохших ещё камнях, любуясь радугой и  лазурными волнами отступивших вод. Глядя на скалы, они вспомнили, как перед потоплением их дальний родственник, двоюродный брат папы Моти, сорокадвухлетний Гипо, раскрыв челюсти на 150 градусов (строение бегемотов это позволяет) кричал: «Помогите! Помогите! Помогите!». Но помочь было невозможно. Бог лишил жизни Свои прекрасные создания за грехи людей. 330 дней продолжалась изоляция восьми человек и множества животных. Спустя 4370 лет после потопа неизвестный мне художник изобразил сцены Всемирного Потопа на стенах подсобных помещений Покровско-Всехсвятского храма города Алма-Аты. И предсмертье бегемота Гипо тоже там было нарисовано. Сейчас этих картин, кажется, нет.

Был мальчик Дмитрий Нагребельный. Когда-то ему было 5 лет, а сейчас 15. Он имел очень громкий голос и большую жажду общения, мешая этим своей маме Ирине, поющей на  клиросе. Библиотекарь Татьяна Михайловна решила сохранить тихую красоту Богослужения и увела Диму на двор храма, говоря с ним о подробностях потопа.
Возле бегемота с разинутой пастью Татьяна Михайловна трогательно рассказала о крике животных: «Помогите! Помогите! Помогите!»
На мальчика этот рассказ произвёл огромное впечатление.
На  следующий день всё пространство храма пронзил истошный детский крик: «Помогите! Помогите! Помогите!» В алтарное окошко выглянул напуганный отец Илья, поварихи выбежали из кухни, весь храм стал усердней молиться о помощи кричащему, а мама и бабушка Димы, узнав его голос, в ужасе бросились на помощь. Оказалось, что эмоциональный, впечатлительный Дима собрал детей прихожан и повествовал им о потопе. Крик бегемота он изобразил с максимальным приближением к подлиннику.
Кто-то из взрослых рассмеялся, а кто-то схватился за сердце.

Папа Димы — Женя, мой друг — часто в жизни оказывался в ситуации, когда оставалось только громко кричать. Или к людям, или к Богу. У него было несколько ходок на зону. Про первую из них он мне поведал очень красочно.

«Мне было 18 лет. Я грешил всеми грехами, возможными в этом возрасте. И особенно воровством. Но имел один благочестивый обычай  — перед сном осенял себя крестным знамением. Так научила меня бабушка. Мне казалось, если усну не перекрестившись, случится нечто страшное и непоправимое. И вот однажды, будучи сильно пьян, я уснул, не совершив своё маленькое священнодействие. Проснулся с острым предчувствием беды.

Но долго думать было некогда. Отсутствие денег на похмелье повело меня на базар. Там я очень удачно и ловко срезал сумочку. Кто-то заметил это. За мной погнались. Обычно я оставался незамеченным при воровстве или легко убегал от преследователей. Но тут всё было против меня. За мной бежали милиционеры, очень спортивные и расторопные. Я ошибся в маршруте бегства и попал в тупик. Тут меня и схватили. Немного побили. Одели наручники и увели куда надо. В камере пришло осознание — это наказание за то, что я накануне уснул без осенения крестом.

«Какой же Бог жестокий. Всего один раз не перекрестился и сразу в тюрьму», — так я думал, совершенно не понимая иные многочисленные причины моего ареста. Я  обиделся на  Бога и  перестал креститься для Него.

Потом были суд и зона. Моим соседом по нарам был жизнерадостный мужичок Саня. Я заметил на нём крестик, из-под подушки выглядывало Евангелие. Состоялся диалог.
— Здоро ;во. Как звать?
— Женькой.
— В Бога веришь?
— Как тебе сказать? Верю. Но я на Него в обиде.
— Да ты что! С ума сошёл? Бог всё для нас. Он любит и хранит. Ты сам виноват. Кайся и благодари Бога. Иначе помрёшь.
— А что будет, если я начну каяться и благодарить?
— Бог пошлёт тебе Свою благодать.
Перед сном меня осенила какая-то радость. Я  попросил у  Бога прощения. Поблагодарил. Перекрестился. И  действительно, утром на меня сошла обильная благодать — прислали очень много сала, сахара, чая, сигарет, конфет, печенья, мёда».

Женя повзрослел в зоне. И стал искать настоящей благодати, хотя война с грехами продолжалась до самой смерти и иногда бывали поражения. Новые отсидки лишь укрепляли в вере, молитве, покаянии. Даже в миссионерстве. Женя научился говорить о Боге. Многим помогал словом. Вспоминается его друг по зоне казах Аскар, в крещении Исайя. Он терпел избиения за несогласие снять крест.

После очередного освобождения Женя решил ходить в храм каждый день на службы. И делал так целый год. Потом окончил четырёхгодичные богословские курсы. Хотел уйти в монастырь. Духовник отговорил.

Потом Женя женился на церковной певчей Ирине. У них родилось пятеро сыновей. Дима  — старший из  них. Пару лет назад рак свалил Женю. Недавно он умер. Последние недели причащался каждый день. В гробу улыбался.

В этом году Дмитрий Евгеньвич Нагребельный окончил 9 классов и решил работать, учась в вечерней школе или заочно, чтобы помочь маме прокормить братиков. Не раз в жизни ему, как и нам всем, придётся кричать: «Помогите! Помогите! Помогите!». Помощь придёт. Радуга развернётся. Грех будет побеждён. Победа будет за нами.

А бегемотов на планете около 150 тысяч. Пусть они не вымирают из-за наших грехов, как и остальные 8,7 миллиона видов живых организмов, населяющих Землю. Учёными описано только 15% из них.

А устройство души и тела человека изучено всего на 10%.

Доброго радужного лета вам, друзья. А я пошёл изучать человека. Вот этого бородатого, длинноволосого, в чёрной одежде, отражающегося в чашке чая с чабрецом, уже 47 лет изучаемого мною, надеющегося оказаться в Ковчеге во время больших и малых потопов будущего.

13 июня 2020


Рецензии