Часть книги Беседа о поэзии

КНИГА "БЕСЕДЫ О ПОЭЗИИ".

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. (Вместо предисловия)

Восприятие схватывает "данное". Но его ещё нужно осмыслить,пережить чувственно. В ходе этого процесса мы уже преобразуем реальность, сообразно своему характеру, интересам,требованиям личным и общественным. Это адаптация души или сознания к миру и мира к душе. Есть ряд типов приобщения души человека к иному, обозначаемые по ведущему элементу целой системе отношений наших к явлениям и миру в целом. Влияние среды и общества взаимодействует при этом с нашей индивидуальностью и её установками,принципами,вкусами. Существует восприятие чисто познавательное, из которого рождаются наука и философия, восприятие рациональной обыденности, восприятие на основе определённых ценностей и учений, например,религиозное, наконец,восприятие эстетическое, порождающее искусство и литературу, весь свод гуманитарного знания. Яркий пример эстетического отношения к миру - поэзия. Надо отметить, что все или почти все типы систем восприятия-отношения находятся в синтезе и связи. Но в каждом конкретном случае имеется "ведущее",главное в данной ситуации звено. Например, чувство, скорее относится к чисто психологическому отношению, а психология распространяется и на нашу жизнь, быт.Это физическое удовольствие,неудовольствие и данные органов чувств. Эмоция уже на ступень выше, но она может присутствовать в чувстве или отсутствовать Научное восприятие может включать в себя чувство, эмоцию, но ведущее звено здесь - мышление, идеи, познавание. В эстетическом отношении чувство подчинено эмоции, мышление, идеи очень важны, но не является ведущим звеном, преобладает личное отношение к реальности и её преображение,согласно потребностям "Я". Впрочем,здесь возможны разные ситуации, когда в отдельном отношении преобладает то мысль, то чувство. Но общая и главная цель здесь не жить в мире, не познавать его научно, а субъективно его преобразовать в согласии именно с эстетическими запросами. Здесь уже можно обнаружить настоящее двуединство фантазии и логики. Явление не теряет своей внешне реалистической формы - "ветер" в стихах остаётся ветром, не теряя свои специфические свойства. Вместе с тем реальность не копируется уныло, а преобразуется, оживотворяется, одухотворяется,заполняется кроме идей и чувств, тропами, фигурами речи, символами, эпитетами... Смесь всего этого создаёт образ. В эстетическом отношении ведущая роль принадлежит индивидуальным, личным склонностям и установкам этого. Главная цель здесь - сам мир сделать живым,разумным,одухотворённым, пусть даже с помощью фантазии. Сам мир начинает представлять душу, с её противоречиями,борьбой зла-добра, с её пристрастиями, желаниями,системой ценностей. Одухотворение мира, отношение к нему как к живому существу, как к "Ты", происходит если творческий человек отчуждается от него, видит в нём "врага", выявляет в нём разные недостатки.Сам мир тогда становится символом тёмных сторон души. Дождь"плачет", дерево "тоскует" в одиночестве, гроза "грозится", природа противостоит человеку как злобный дух, Рок, Тьма. Так создаются элегии. Но и светлая и тёмная поэзия имеют свои законы - должно обрабатывать данное именно эстетически, средствами искусства, привносить в объективность свою личную фантазию,мудрость,чувство,желания и цель. Как известно, эстетическое освоение действительности началось с магического отношения к ней. То есть сперва люди действительно верили, что "небо улыбается", или "хмурит брови", берёзка радуется или грустит, а соловей поёт о любви. Верили что русалка, леший,домовой,попавшие в стихи, реальные существа, пусть и приукрашенные фантазией. Мир населяли добрыми и злыми духами и душами, анимизм, фетишизм, магия были главными для древнего человека. И само Слово рассматривалось как магическая сила.Вначале искусство было своеобразным магическим обрядом, а чувства и идеи души переносились часто на мир и его явления. Но с развитием души этот гилозоизм (оживление и одухотворение не-живого) стали осознавать как нечто условное, как приём творчества и особенность искусства слова. Мы понимаем уже, что метафоры - фантазия, поэтизация реальности, её очеловечивание. Но мы не только не можем обойтись без этого, но и через субъективное лучше понимаем и выражаем объективное. Наш мир не копия реальности, но и не иллюзия. Ещё Ленин писал о связи логики с фантазией, что мы познаём мир всегда неполно и домысливаем многое. И разве символы не являются знаками сокровенного в реальности, некой сущности? Разве эпитеты не выявляют объективную красоту мира и не помогают через душевно-субъективное отношении приблизить его к нам? Разве образы и фантазии стихов не позволяют нам лучше понять собственную душу, уяснить принципы нравственности, наполнить внешнюю форму смыслами, выявить в мире реальную и вечную борьбу Созидания и разрушения?Обычно эстетику называют наукой о красоте. Конечно, она ищет гармонии, показывает прекрасное и положительное как в жизни, так и в грёзах, свет для неё важнее тьмы. Вместе с тем эстетика включает в себя и выявление безобразного в душе и мире человека и в природе. Показ трагического, пессимистические стихи, показ "тёмного", как протест против него и выявление цеености "светлого"- разве всё это не входит в эстетику? Есть поэты света и поэты тьмы, но талантами и даже гениями могут быть и те и эти. Более того, в искусстве, в частности в поэзии, "тьма" лишь маска света, показ её,если это не садизм графомана, сразу и протест, тоска по противоположному, по свету. В чистом эстетизме хорошего мало. Ведь здесь одна цель - чистое удовольствие эго, удовольствие более от зла, чем от добра. Нерон сжигал людей привязанных к столбу и наслаждался зрелищем. Элемент эстетизма присутствует даже в деятельности преступников. Один нацист после пыток людей, любил играть на скрипке задушевные мелодии. Но в поэзии и в искусстве никогда не бывает чистого эстетизма, чувства без всякого смысла и идеи, наслаждения ради наслаждения. Эстетическое отношение здесь ведущее, но не главное, здесь реализована целая система отношений. Таким образом, понятие "искусство ради искусства" ложно, если понимать его как что-то абсолютное. Оно лишь говорит о типе поэзии, где форма преобладает над содержанием, чувство над идеей, где просто игра со словом и романтика выражений приветствуется, чувство гармонии преобладает над чувством дисгармонии и темы выбираются в основном изысканные, далёкие от бурь социума. Но "преобладает" не значит "устраняет" всё остальное. Просто субъективное, душа, Я ближе таким поэтам, чем социальная жизнь и политика.Разве у Фета мало идей?А иногда чувства образуют не абстрактную идею, а некий сокровенный смысл. То же самое у Северянина. Он брал часть действительности, внешнюю красоту явленийи преображал её  в жизнь души, в игру словами. А у Тютчева чувств столь же много, как и идей, он уже не чуждался социума. Но говорить, что Фет и Северянин хуже Тютчива было бы крайне опрометчиво. Каждый из поэтом создаёт в своей поэзии свой вариант души,мира и связи их. Ценность талантов не исчезает от их разнообразия и разномыслия. Согласно Горькому, главная тема искусства человек. Это так. Но уточним - не просто человек, а человек в особых ситуациях, как душа и отношение этой души к миру, а мира к душе. Выявление в человеке человеческого и античеловеческого - важная задача искусства.
Итак,эстетика касается позитивных чувств в жизни но главное - она центр искусства слова, отражение запросов,желаний и целей не просто человека, но человека творческого. Эстетика наполняет человеческим духом все явления мира, делает мёртвое живым, неразумное разумным, в бессмысленное вносит смысл, "высокое" делает частью души творца. И мир и душа смесь добра и зла, эстетика же своими средствами принимает сторону "добра", Созидание здесь преобладает над Разрушением, без гуманизма и поиска гармонии эстетика мертва.И ценность приобретает как раз не полное достижение гармонии начал и элементов целого (это утопия), но сам процесс поиска, противодействие высокой души всему чуждому.
Надо сказать, что идеализация мира имеет разные формы от негативных до позитивных. Так излишнее преобладание грёзы и фантазии перед мыслью, идеей, культ какого-нибудь идеала, полное отвержение реальности и желание жить одной грёзой - это делает творца односторонним, отчуждает его от реальности и жизни и делает фальшивым все его грёзы в произведении. Любые культы вредны. Власть в целом одного элемента над другими извращает все связи элементов, само целое стремится превратить в часть. В работах Вл.Соловьёва подробно разбирается эта проблема. Искусство должно стремиться к золотой середине - быть не с миром, но и не против мира, не растворяться в нём и не отдаляться от него слишком далеко. Фантазия имеет свою прелесть и пользу, но крайность может превратить её в красивую ложь или даже в безумие. Реализм должен присутствовать в произведении - и не должен быть полным. Просто копирование реальности и быта, использование мелких тем и превышение меры "личного, очень личного" в поэзии это графоманство. Фантазия не должна убивать реальность, а реальность фантазию. Внешнее - материя. Искусство должно взять её как "данное" и одухотворить, преобразить, связать с некими смыслами, чувствами и идеями человека-творца. Искусство и эстетика выявляют многозначность реальности,души и жизни. Эпитеты создают не только красоту описания, но и помогают нам вжиться в чуждый нам мир. Все тропы поэзии "работают" в одном направлении: превращают множество в единство чувства и мысли.
Важно иметь в виду: поэзия не только сближает человека с миром, но и отчуждает от него. Это отчуждение не должно быть абсолютным, но оно есть или может быть. Так рождается жанр элегии и пессимистичной, чёрной поэзии. Но и здесь человек относится к миру, как к живому существу, злой душе, "врагу". И здесь имеется тоска по красоте,которой не находят, по светлому и должному.
Разумеется, сообразно своему характеру и чувствам есть поэты показывающие светлую стону жизни преимущественно, есть поэты тёмной стороны. Но в принципе это можно совмещать. Чем разнообразнее поэзия одного поэта,тем лучше. Тем более часто просто настроение наше здесь и сейчас выбирает какую сторону реальности отобразить в новом произведении.

Таким образом,эстетическое освоение реальности включает в себя:
1. Оживотворение и одухотворение природы или "данного". Символическое отношение к реальности, использование эпитетов и образов.
2. Сближение или отчуждение мира от души.
3. Выявление прекрасного и безобразного в природе, душе, обществе.
4.Этический подход к душе и миру как должное. Гуманизм как основание остального.
5. Приведение эстетических чувств и идей в конкретную форму произведения, двуединство техники и духа, законов эстетики и личного начала, формы и содержания.
6. Творческий подход к реальности, показ её в динамике, а не в статике.
7. Реалистичность как форма и фантазии. Минимум логики образов и эпитетов. Свобода находит необходимое.
8. Выявление противоречий и многозначности реальности и порыв к гармонии.
9. Из разного создаётся цельное. Ведущий элемент конкретного действия. Синтез в творчестве бессознательного и сознательного начал.

Всё это можно отнести и к поэзии как таковой.

Эстетическую область можно условно разделить на область души (рассудка, поэзия жизни) и область духа (разума, развитие сознание и мышления). Душа связана с чувствами и эмоциями с эмпирикой жизни. Дух стремится выявить противоречия, антиномии, парадоксы реальности и души. Поэзия, в которой преобладает дух называется философской поэзией, при преобладании чувства, эмоций, индивидуальных особенностей мы имеем поэзию души. Прозу труднее разделить на такие области, но  возможно. Душа более догматична, дух диалектичен. Он обобщает конкретику в символы и идеи. Он пытается рассмотреть одно явление с разных точек зрения.

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?

1.
Я предпочитаю говорить О стремлении к гармонии начал в поэзии, которое нельзя довести до конца. Эти начала - форма, содержание, ритм, чувство, мысль, согласованность всего этого и образов, фантазии и логики, Синтез грамматики, эпитетов, символов, романтизма и реализма... В общем это согласование всех сторон, частей, фигур поэзии. Абсолютным образом это недостижимо, но  поэты отличаются своей степенью приближения к этому, посредством опыта,знаний и собственной индивидуальности. Главный же синтез поэзии - сопряжение души и духа. Дух в поэзии главнее души, связанной с обыденной реальностью и рассудком. Дух более развитая способность сознания - за счёт диалектического отношения к реальности и более глубокой и целостной разработки тем. Диалектика наука о противоречих, в данном случае отношение к реальности, как многозначной. Поэзия как раз и выявляет многозначность одного явления, учитывает разные его стороны, ряд точек зрения оформляются в одну, которая и доминирует в стихотворении. Отсюда и эксперименты поэта со словом. Кстати слово в поэзии это лишь форма, внешнее. Суть в смысле, в выборе смыслов, наиболее отвечающих данным задачам поэта, его идеям и чувствам. Одна "душа" в поэзии приводит к копированию бытовой действительсти, я бы назвал это лжереализмом. Отсюда истекает банальность тем и идей, мелкие чувства, бедность символов и эпитетов, недостатки образа. Форма стиха может при этом лучше удаваться поэту, чем его содержание. "Душу" стимулирует рассудок,любящий фактически прозу жизни более, чем поэзию. Духовные силы возбуждаются вдохновением - на фоне богатого жизненного культурного опыта,эрудиции и способности к оригинальному суждению. Дух включает в себя "душу", не может без неё обойтись, она снабжает его эмоциями, определённой мерой реалистичности описаний, смягчает природную холодность идей опытом "сердца". Но если нет духа, а главное "душа", в итоге возникает графоманство. Особенно, если стимулы творчества более корыстны, чем этого требует искусство. Бизнес на поэзии губит поэзию, превращает её в орудие эго, поэзия же - сверх-эго, "дух", стремление к высоте и разнообразию отображения явлений действительности.
Поэзия должна выразить многообразие жизни - её поверхности и глубины, её душу и дух, её зло и добро, её ложь и правду. И сама поэзия,собственно, смесь "святого обмана" (фантазии) и неуёмной правды, стремящейся к истине, всегда относительной, но такой нужной.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ В ЖИЗНИ.

Современный поэт - произведение, часть своей эпохи, её психологии и системы ценностей. Вместе с тем он индивидуальность и даже находясь под влиянием Целого, выражает его тенденции по своему,личностноЮ в максимальной степени свободно. Но свобода поэта дана ирояко: как свобода самовыражения вот этой личности, как совпадение общего и частного (психологии эпохи и личного желания творца) и наперекор влияниям и тенденциям своего времени (что может выражаться как в прогрессе, так и в регрессе личности, ведь и эпоха представляет собою смесь прогресса и регресса, в культуре, в каждом случае преобладает то одно, то другое или возникает эклектическое соединение того и другого. От того,как мы оцениваем нашу эпоху,зависит и наше понимание поэта и поэзии. Я оцениваю нашу современность как деградацию человеческого в человеке, преобладание бездуховности и отчуждения людей друг от друга, как эпоху, в которой человек окончательно стал придатком чинов,связей и денег, когда внешнее в огромной степени подчиняет себе внутреннее, а высокое и великое кажется старомодным, когда к самоц нравственности относятся иронически, а психологический термин "душа" путают с религиозным, на основании чего атеисту и материалисто не принято иметь "душу". Понятно, что нынешний поэт это не поэт прошлых времён. Затронутый "суетой и тленом" своей эпохи, он вносит тлен и в культуру, в поэзию, в само своё творчество. Даже очень талантливые поэты находятся под влиянием,на мой взгляд,ошибочных идей. Например,очень талантливый и духовно развитый поэт говорил о моей поэзии: "Современные люди вас не поймут, поскольку язык вашей поэзии классический, язык времён Пушкина". Ещё он был уверен, что в поэзии главное труд, а вдохновение не обязательно, что эрудиция может заменить талант. К этим мнениям можно добавить следующее: "надо описывать современные темы, нужна актуальность стиха,оптимизм, прославляющий эизнь и человека, моральные темы уже устали, проблемы "конфликта поэта и общества", "отчуждения", "бедности и богатства", "морального и духовного развития", "добродетели и порока" устарели, делают стихи старомодными и оторванными от жизни". Что сказать? Опять повторить, что поэзия не есть копирование жизни, что внешнее в ней чаще всего лишь символизирует внутреннее? Что проблемы души и нравственности - вечные проблемычеловечества и не могут устареть? Что и старое может быть лучше нового? Что актуальность не значит превращения прошлых идей, чувств и тем в ненужный хлам, что она не выражается в современной аморальности? Что труд и эрудиция очень нужны поэту, но они не смогут создать "настоящую поэзию без вдохновения? Трудом можно сфобриковать чувство, умственную подделку под него, но нельзя выразить чувство искренне и полно без вдохновения,с которого начинается любой труд? Что мы не должны отбрасывать мифологию, фантазию, образность в стихах, выражая в них лишь идею? Что "прошлое, настоящее и грёзы о будущем соединены в поэзии воедино ? Что и старомодный язык (имея в виду старомодность для нас времени Пушкина и вплоть до Серебряного века) имеет право на существование и имеет своих почитателей и в нашу эпоху? Пушкина, лермонтова, Тютчева считают великими поэтами и в наши дни, но писать в духе этого, продолжать эту линию в поэзии - не моги, устарело. Что же за язык предлагает нам поэзия,желающая наполнть себя "современныи иолодёжным жаргоном? "Я тёлку полюбил, копытами махал, она меня отшила, усёк и разлюбил"... Не правда ли, очень современные "белые стихи"? Что же делает большинство современных поэтов и их учителей? Сознательно или бессознательно, они предают поэзию, бюрократизируют её, как в Союзах Писателей, или делают на ней бизнес (повсеместно в интернете и в жизни), ходят выдвинуть себя за счёт поэзии (тип творческого карьеризма). Поэты погружены в безразличие к чужим стихам, а критику воспринимают как акт враждебности и просто отмахиваются от неё. Поэты закрылись от общества и жизни в своих "местах" и литсалонах, в группах, гле не происходит ничего прогрессивного, скорее видимость культурной деятельности. Вот в "фэсбуке" - есть страница поэтов литсалона А. Хусаинова. О чём же они говорят меж собой? О поэзии и её особенностях очень мало, всё темы бытовые, заурядные, зачины тем порой самые глупые. Обычные обыватели и обычный базар мнений обыденных сознаний. Поэтов не видно. Раньше дух поэта сквозил и в эмпирической его жизни, сейчас творчество отдельный от жизни общества акт, леятельность во множестве других. Встречаясь иные поэты говорят не о стихах, а о том, что и гле выпить подешве. В литсалоне Хусаинова одни обсуждения текстов, мало что дающее. Копия этого салона, "Клуб поэзии" претендует на большее разнообразие форм деятельности, но явная отрванность от жизни и недостаток аудитории сохраняется. Множество недостатков и в других поэтических объединенияъ. Талант в обществе вынужден писать в стол, в пустоту, если у него нет связей и денег. Есть ли у нас благотворительные издательства для сочинителей,имеющих несчастье не быть миллионерами, которые помогали бы в финасовом смысле публиковать книги? Нет, или они законспированы столь тщательно, что их не найдёшь даже в интернете. Но вот книга попала в магазин. И что? полное равнодушие читателей,покупателей,к поэзии. С одной стороны поэзия ещё ценится в обществе, с другой она уже никому не нужна, кроме тех кто пишет и тех,кто ещё умудряется как-то делать на поэзии бизнес В интеорнете в сборнике прэту надо платить тысячу и более рублец за одну страницу (Сайт "Стихи.ру") Среди поэтов сильна заурядная конкуренция, много амбиций и чиновный поэт самыйбольшой авторитет в группе. И вот при таком состоянии поэзии и поэтов в обществе, в эпоху деградации культуры, какой должна быть поэзия? У неё два пути: или она подлаживается под вкусы аморального общества в стихах, или она нравственно прежде всего противостоит ему. И те темы,которые объявлены старомодными, как рах и являются главными темами поэзии вообще. Моральность путают с морализаторством. Но истинная поэзия не может быть безнравственной по существу своему. Следовательно, или нравственность или имитация её в поэзии. Надо,разумеется, учесть, что идея, нравственность не главное в поэзии. Важна метафорика, симвроика, элемент развлекаловки, юмористические стихи столь же важны в поэзии, как и элегии, протестующие против того, что они описывают. Нынешние поэты чужды анализу и философии и это сильно обедняет их поэзию. Поэт просто обязан быть философом, но не провессионалом , а любителем. Философия мыслится мной, да и традиционно, как высшее знание, учение о началах и концах, обобщение кнокретики. Суть поэзии та же. Только философия погружена в теорию, а поэзия  прежде всего  мир, пропущенный черездушу поэта, общее,представленное в конкретных образах, помск начал и концов "Я", "души", оживление мёртвого мира, эмоциональное переживание реальности, а не только её осмысление через идею. Она среднее между чувством и интеллектом, а точнее единство того и другого - умное чувство, не чуждый эмоции ум, синтез идеи и чувства.

Перечень ещё не написанных глав:

ПОЭЗИЯ КАК ВДОХНОВЕНИЕ.

ПОЭЗИЯ КАК РАБОТА СО СЛОВОМ.

ПОЭЗИЯ КАК ОТНОШЕНИЕ К МИРУ И ДУШЕ.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ.

РИФМЫ.

СИМВОЛЫ И ЭПИТЕТЫ.

ОБРАЗ.

ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЭЗИИ.

ПОЭЗИЯ КАК ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЧУЖДОМУ.

ПОЭЗИЯ И МОРАЛЬ.


Рецензии