Краткое содержание урока-монтажа Родина, песни, су

Краткое содержание
урока-монтажа «Родина, песни, судьбы»
преп. Калмановой Н. Е.
16 июня 2021 г.


П Л А Н  У Р О К А
I. Введение
   Глубокое осознание Родины в годы ВОВ
II. Грозное оружие – фронтовая песня
    2.1. Разновидности песен
    2.2. Музыкально-поэтический монтаж: судьба как песня
    2.3. Метод музыкального сотворчества в классе общего  фортепиано
           2.3.1. Элементы аранжировки          
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V.  ИСПОЛЬЗОВАНННАЯ ЛИТЕРАТУРА      
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
      6.1.  Программа концерта «И песня тоже воевала»
      6.2.  Наглядное пособие – документальный стенд
              6.2.1. Дорогами войны
              6.2.2. Квадриптих «Солдаты Победы»
      6.3. Ритмические схемы для аранжировки

Урок-монтаж  начался с беседы о важности осознания понятия Родины не только в годы ВОВ, но и в настоящее время. Через песню «С чего начинается Родина» с помощью наводящих вопросов педагог помогла студентам осмыслить этапы становления и зарождения чувства Родины от естественной любви до глубокого идеологического понимания.
Далее педагог подключила иллюстративный материал 2-х стендов «Дорогами войны» и «Квадриптих:
Солдаты Победы», которые отражали военные судьбы участников войны в литературной и стихотворной авторской формах, где педагог выступила как автор стихов к стенду «Квадриптих «Солдаты Победы». Тема защиты Родины актуальна и сегодня, так как идеи реакционной фашистской идеологии еще находят почву для существования. Затем педагог на живых примерах разных судеб участников войны (Мамукаев Т. Б., Кадзов Н. И. и Попандопуло К. Г., а также Калманов Е. М., Сивков Н. А., Сивков Л. А., Тананушко А. К.) раскрыла основные качества героев войны: любовь к Родине, патриотизм, мужественная энергия воинов.
Следующая часть урока была посвящена песне как грозному оружию в годы ВОВ. В годы ВОВ наряду с фронтовиками и тыловиками воевала и песня. Песня явилась духовным оружием  фронта. Она звала в бой, воодушевляла, вселяла уверенность к победе. Тема защиты Родины проходит красной нитью в песенном творчестве огненных лет.
На примере военной судьбы (поэтически оформленной самим преподавателем) фронтовика Сивкова Н. А., который через всю жизнь пронес любовь к песне и с песней прошел всю войну, была составлена программа  концерта «И песня тоже воевала», в которой принятии участие следующие студенты (Калашникова Анастасия 2 курс В отд. и Тедеева Альбина 1 курс Н отд. исполнили «Песню артиллеристов» Хренникова; Цахоева Диана 1 курс В отд. и Хачирова Лана 1 курс В отд. подготовили песню «Катюша» И. Блантера, Тедеева 1 курс Н. отд. и Хугаев Заур 1 курс Д отд. исполнили песню Новикова «Смуглянка»; авторское переложение-аранжировка  песни   «В лесу прифронтовом» было исполнено в ансамбле со студенткой 1 курса Н. отд. Тедеевой Альбиной).
Студенты попытались передать и почувствовать через судьбу фронтовика, как песня воодушевляла, поднимала в бой, вселяла бодрость в трудные моменты. Песня была орудием, заряжавшим оптимизмом и уверенностью в победе.
Художественно оформленные цветные программки,визуально усиливая впечатление, способствовали созданию творческой атмосферы концерта, рассказывали об истории каждой песни.
Таким образом, студенты прошли боевой путь одного из участников ВОВ, который пронес любовь к песне через всю войну.
Следующим этапом урока было раскрыть жанровое разнообразие песен периода ВОВ. Для этого студенты подготовили устный материал и отобрали песни по жанровым признакам: песни-польки, песни-вальсы, песни-марши и т.д.
Для более тесного сближения с песенным композиторским творчеством в годы ВОВ, а также следуя по пути поиска новых методов обучения, была выбрана такая форма работы, как метод «музыкального сотворчества», который погружает сознание студента в процесс музыкального восприятия. В этом отношении метод музыкального сотворчества является наиболее активным способом обучения, максимально концентрирующим внимание студента.  Посредством этого метода студенты практически познакомились с простейшими элементами аранжировки такими, как свертывание-развертывание, дублировка, регистровка, интонационное ритмическое смещение, динамическое оформление, тональная перекраска, - через применение различных танцевальных ритмо-формул путем "жанрового перевода».
Таким образом, приобретаются не только начальные навыки аранжировки, но и импровизационные навыки, которые позволяют сделать процесс обучения занимательным и увлекательным.
Педагог вместе со студентами провела показ проделанной работы по «жанровому переводу» и знакомству с элементами аранжировки  на примерах 4-х песен военных лет: песня-марш Т. Хренникова – «Песня артиллеристов»; песня-полька М. Блантера «Катюша»;  песня, в которой использованы ритмы танца краковяк и яблочко - «Смуглянка» и песня-вальс – «В лесу прифронтовом».
Студенты на практике продемонстрировали ритмические варианты жанрового перевода песен военных лет с использованием элементов аранжировки, что давало им возможность выходить за пределы композиторского  текста, более свободно общаться с музыкальным материалом.


Рецензии