Подумай

Если ты борешься со злом               
Знать нужно, где остановиться,               
Чтоб не разрушить всё кругом
И в варваров не превратиться.

В Европе был такой пример,
Случилось это всё в Париже,
Бастилию снесли к чертям*
И все, что рядом с нею иже.
 
И с гильотинной собрались
Построить Францию другую.
К чему всё это привело…
Свершив ошибку роковую.
 
И нам есть тоже что сказать.
Три революции - не много
За десять с небольшим-то лет?!
Да мир не видывал такого.

А взять крестьянские бунты               
Те, что из грязи сразу в князи.             
Болотников и Пугачёв,               
И всем известный Стенька Разин.
               
И если б там не Бонапарт
И не Суворов* здесь в России,
Не знаю как бы мы сейчас
В какой стране и как бы жили.

Так, что хватаясь за кистень,
На митинги идя отважно,
Подумай прежде головой,
Подумай, можно даже дважды.

*14 июля 1789 года Была разрушена Бастилия. Начало Великой Французской революции.
** Суворов подавил Пугачёвский бунт.         
25.08.2019г.


Рецензии
5 октября 1795 года (13 вандемьера по новому республиканскому календарю, который вскоре был упразднен) около 30 тысяч недовольных, среди которых было много вооруженных солдат революционных войск – Национальной гвардии, вышли на улицы Парижа. Бонапарт решил использовать артиллерию – воплощение его принципа нагнетания страха. Это значило, что он должен был тщательно и осторожно выбрать позиции для орудий и вынудить толпу двинуть на площадь возле дворца Тюильри и церкви Сен-Рош, которую они сделали своим штабом. Там, на открытом месте, пушки могли смести толпу огнем. Нужно было решить, какие боеприпасы использовать. Ядра и снаряды весьма эффективны против регулярных войск. Бонапарт предпочитал мушкетные пули, упакованные в жестяные цилиндрические коробки или в холщовые мешочки, известные как артиллерийская картечь. Преимущество картечи было в том, что при выстреле мелкие детали разлетались в разные стороны на большое расстояние, нанося тяжелые ранения и зачастую калеча огромное количество солдат противника одновременно. Но картечь подходила только для стрельбы с близкого расстояния. Она редко приводила к смерти, а потому являлась эффективным способом жесткого контроля толпы, не давая при этом повода оппонентам говорить о «кровавой резне» или «бойне». У Бонапарта была цель – напугать и рассеять толпу. Он очень рисковал, размещая пушки на расстоянии дальности прямого выстрела, чтобы дать толпе «понюхать пороху», как он выражался. Дело было не только в запахе. Многие были убиты сразу или скончались позже от полученных ран.
Но один залп тотчас покончил с попыткой государственного переворота и с самой революцией: эра толпы уступила место эре порядка, обеспеченного страхом.
На фасаде церкви Сен-Рош до сих пор сохранились следы от картечи как напоминание о том решающем моменте. Здесь Бонапарт был тем, кто послужил инструментом, и тем, кто от этого выиграл. За шесть лет до этого события старый генерал де Бройль советовал королю Людовику XVI использовать картечь. Но к нему не прислушались, и последовал крах. «Теперь, – как писал в своей эпической книге Томас Карлейль, – время настало, и пришел этот человек; и вот оно, смотрите! То, что мы называли Французской революцией, сметено и стало тем, чего больше нет!»
После Тулона и Дего вандемьер стал третьим общепризнанным успехом Бонапарта. И все эти победы принесли ему пушки. Грохот их стволов забросил его к заоблачным вершинам власти.

Владимир Орныш-Полонский   01.02.2022 08:46     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир.
С уважением Сергей Ф.

Сергей Файнберг   01.02.2022 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 98 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.