Штосс - II
Сырое утро ноября
настало в Петербурге:
и с неба падал в хлопьях снег
на крыши и проулки.
Дремали лошади в узде
под облучком телеги…
Прохожих редких, как везде,
припорошили снеги.
Сей раз Кокушкиным мостом
шёл человек угрюмый –
одет со вкусом: в сапогах,
в пальто, в кашне с костюмом.
Остановившись на мосту,
он оглядел округу…
прошёл тот человек версту –
искал дом Штосса… Туго!..
Извозчик мимо проезжал –
его спросил прохожий:
«Столярный, может, ты видал
в день этот непогожий?!»
Тут адрес мальчик подсказал,
бегущий с полуштофом:
«Идите прямо по Мещанской,
свернув за поворотом…»
Дошёл тут Лугин до угла,
спросил в молочной лавке:
«Где Штосса дом?»
Но вот беда:
не знали у прилавка!
*
Сам стал здесь Лугин
дом искать,
бродя по переулку:
в конце пути – и дом под стать,
ни надписи, ни бирки!
Спросил у дворника: «Чей дом?»
В ответ: «Он продан!» (Грубо…)
– «А чей же был?!»
– «Кифейкина!
Теперь он Штосса, будто...»
Тут Лугину явилась мысль:
«А стоит дальше биться,
искать да мучиться всю жизнь?!
Иль взять – остановится?!»
Хотя таинственный предмет
имеет власть над миром –
его мистический секрет
манит иным эфиром!..
*
Подумал Лугин у ворот,
да дворника спросил:
«А кто живёт
в двадцать седьмом?»
(Целковый заплатил…)
Тут дворник развязал язык:
«Да номер тот – пустой!
Хоть нанимали – и не раз:
жильцы… Да на постой.
Пытался жить здесь инженер,
полковник здешних войск…
Да разорившийся купец
внёс раз задаток свой…»
Отметил Лугин:
«Странно как...
А номер можно посмотреть?!»
Подумал дворник:
«Вот чудак!»
и начал ключницей звенеть.
*
Сыра квартира изнутри –
четыре комнаты и кухня.
Да мебель старая в пыли…
Обои, печи – всё уютно.
Сказал тут Лугин:
«Что ж, беру!
Вели мыть окна,
чтобы пыль убрали.
И хорошенько протопи!
А странно: раньше
почему не сдали?!»
Заметил Лугин вдруг портрет:
в бухарском кто-то там халате –
перстнями венчан
каждый перст!
Лицо – как будто бы в печали…
Но в линиях изгиба губ
ему привиделась и странность:
лик изменялся в каждый миг,
придав картине той реальность.
Неизъяснимый шарм лица
рождала, верно, гениальность?
Так кисть художника-творца
даёт эмоциям фрактальность.
Отметил Лугин: сей портрет
заметил в важное мгновенье –
когда решил квартиру снять,
отбросив всякие сомненья.
И дворник погремел ключами:
«Квартиру будете брать, барин?
Задаток надобно б оставить…»
Лугин дал деньги, ключ забрав.
*
Вот часть вещей привезены,
определился Лугин с спальней:
он будет спать –
там, где портрет!
Уж поздно. Ночь…
Закрыты ставни.
Пред сном к портрету подойдя,
да подсветив немного свечкой,
в углу он надпись прочитал:
«середа» с красною виньеткой.
У камердинера спросил:
«Какой же нынче день недели?»
Тот – «Понедельник!» –
пробурчал
и вышел вон из спальни в двери.
Продолжение следует
*по мотивам одноимённой повести М.Ю.Лермонтова
Свидетельство о публикации №121091602752