Что является причиной наших проблем?

Видеопрактикум для бизнеса - 4

Качество наших продуктов (а также производительность труда, от которой зависят издержки производства) — это объективные показатели существующей в любой компании практики управления.

Чтобы определить достигнутый уровень менеджмента в любой стране или на отдельном предприятии, достаточно оценить качество продукции и производительность труда при ее производстве. По этим показателям мы значительно отстает от развитых стран. Казалось бы, сегодня нет особых проблем приобретения современного оборудования и технологий, однако практика управления на предприятиях приводит к воспроизводству отсталости страны, производящей неконкурентоспособные продукты, потому мы экспортируем преимущественно сырье — нефть, газ, лес.

Фактически на наших предприятиях мы имеем дело с применением не современного научного менеджмента, который накопил огромный массив знаний, а с менеджментом личных проб и ошибок конкретного руководителя.

СЕКРЕТНАЯ ДОБАВКА

Несколько лет я консультировал нижегородскую компанию (производство и реализация замороженных полуфабрикатов по центральной России) по теме разработки и реализации стратегии фирмы. И даже полгода осуществлял «прямое консультирование» — ген. директор фирмы-клиента специально ввел для меня должность зам. ген. директора по развитию, чтобы у меня были реальные рычаги власти по реализации стратегии. Это дало возможность увидеть как работает кухня этой фирмы изнутри.

Традиции этой фирмы меня удивили.

Скажем, неплохо шли куриные фарши (свое производство). Захотелось ген. директору получить дополнительную прибыль, проводятся эксперименты по возможности увеличения в этом фарше сои, после введения изменений в ТУ фарши начинают приносить дополнительную прибыль.

Затем количество сои увеличивается, вкусовые качества продукции падают, потребители (такие же фирмы по производству замороженных полуфабрикатов) начинают отказываться от продукции, которая им очень нравилась.

Ген. директор спохватывается, дает команду количество сои сокращать, но вернуть спрос на старый уровень уже невозможно. В конце концов, производство фарша (как непрофильное) — было закрыто, оборудование продано.

Вот другая история, не про продукты питания. Пару лет я консультировал московскую медиа-группу, в ее состав входил журнал по управлению, тогда я встретился точно с таким же явлением. Продавцы этой компании (ЗАО) находили проект (официального спонсора новой рубрики), в журнале начинались в небольшом количестве печататься непрофильные материалы. Интерес читателей, интересующихся больше менеджментом, начинал падать…

Наверняка, читатели это явление неоднократно наблюдали сами: например, вам понравится продукция какой-либо компании (хлеб, масло и др.). Вы начинаете покупать полюбившуюся торговую марку. Но через некоторое время качество этой продукции начинает падать, вы переходите на продукты другой компании, и история повторяется снова.
 
Причина  моих сомнений в проекте, ценой 90,3 миллиарда рублей, по повышению производительности труда

Если фирма поставит своей целью улучшение качества продукции, дело кончится покупкой сертификатов качества серии ISO 9000. Если проект будет направлен на повышение производительности труда, то отвечающие за его результаты постараются снизить обещанные цели до минимума, а сроки выполнения растянуть до максимума. В то время как и качество продуктов и производительность труда — это всего лишь показатели практики управления. Откуда следует, что целью должно стать улучшение этой самой практики управления, которая находится у нас пока на уровне… XIX века.


Рецензии