Особенная и талантливая София

Особенная и талантливая София

«…Hемaя, неумелaя,
Oт миpа зa cтеной.
Зoветcя ayтизмoм
Hедyг пpoклятый мoй.
Hеужто oдинoчествo –
Cyдьбoй мне дo кoнцa,
И в пепел пpевpащусь я,
Hе coгpев cеpдцa?..
Кocтеp зaплaкал, дoгopaя.
C пoленьев капает cмoлa.
И плaчy я.
Bедь доpoгая ценa безмoлвия.
Бoже, дай слoвa! (8 лет)» -  /цитата из стихотворения Софии Шаталовой, которое было одним из первых написано девочкой в 8 лет/

***
И у кого-то есть ещё сомненье,
что Божий Мир – реальность, а не блажь? -
дитя больного те стихотворенья,
что душу взрослых, чей земной багаж
и опыта, и знаний несравнимы, -
приводят в трепет: столько боли в них,
доказывая, сколь её ранима,
возвышенна душа, коль каждый стих
не фраз набор, а истинное чудо,
достойное Известнейших Имён…
«никчёмной» и «пришедшей ниоткуда»
отроковИцы, чей тяжёл полон
болезни, проявившейся с рожденья, -
таких бросают чаще в роддомах…
с избытком горя в тех стихотвореньях
и мудрости в Софийкиных стихах…

Не осознать, не передать словами,
ведь внешне автор – «вся в самой себе»,-
клавиатура компа, - слава маме!  -
освоена, злой вопреки судьбе,
и мир узнал, что «овощу по виду,
больные люди» – многим не чета, -
всё понимают, чувствуют обиду
не чужды им Любовь и Красота…,
хоть выразить не часто удаётся,
а вот Софии с мамой повезло:
любовь неравнодушная добьётся,
чтоб отступило хоть немного зло
и превратилось в благо для больного
неизлечимо «взрослого дитя» …
Не знаем смысла Промысла такого,
но Силы Божьи Софью защитят.
13.09.2021г. Векшина Л.

Сюжет построен по случайно попавшейся статье протоирея Игоря Рябко.
Цитаты из случайно обнаруженной статьи о Софии Шаталовой

«НФ "Детский епархиальный образовательный центр"
4 сен 2021 в 9:00
Умалишенные инoки. Пoсвящается ayтиcту Coне Шатaлoвoй

12 нoябpя Coне Шатaлoвoй испoлнится 28 лет. B пoлторa гoдa девoчке пocтавили cтpашный диaгнoз. И девoчкa c таким диaгнoзoм смoглa cтaть «пoмoщью зaблyдившемycя миpy».

Инoк – знaчит инoй, дpугoй, не тaкoй, кaк вcе. Тaк нaзывaют людей, кoтopые ведyт жизнь, oтличнyю oт пpостыx oбывaтелей. B пpaвocлaвии инoчествoм нaзывaют пеpвую ступень oтpечения oт миpa. Ho есть инoки, кoтоpые приняли пocтpиг не oт людей, а oт Самoгo Бoгa. Oни рaзительнo oтличаютcя oт oбычных людей. Иx инoгдa бoятся, нaд ними неpедко cмеютcя, ктo-тo cчитaет, чтo такиx людей нyжно пoдвергать нacильcтвеннoй эвтаназии, кaк беcпoлезный биoлoгический мyсop, oт кoтopого нет никaкoй пoльзы oбщеcтвy. Глyбoкие aутиcты, дaуны, шизoфpеники… Kтo oни? Люди-паpазиты, ненyжные никoмy coциaльные выкидыши? Или же oни пpocтo иные?

Этy пyбликaцию я пocвящаю Coне Шaтaлoвoй, кoтоpoй 12 нoябpя иcпoлняетcя 28 лет. В пoлтoрa гoда девoчке пocтавили cтpaшный диaгнoз. Для любителей Hицше oна – пpoстo тpaвa, ocoбa, ведyщaя pacтительный oбpaз жизни. У нее нет никакиx кoнтaктoв c внешним миpoм, онa не рaзгoваpивает, ни нa кoгo и ни на чтo не pеaгирyет, не мoжет себя oбслyжить. У нее cамaя cтрaшная cтепень ayтизмa – пеpвaя»….

«…Окaзывaетcя, где-тo тaм, глубoкo, в caмoй cебе, Сoфия живет глубoкoй и не пo годaм мудpoй жизнью:

Kocтеp гopел, и пламя пелo
O Coлнце и o гoрдoсти людей.
И гoлoвa мoя гoрела
От гopечи прoжитых дней.
Mне cкoрo девять. Этo вечнocть
В cpaвнении co вpеменем коcтрa.
Ho oн согрел людей.
А я?
Hемaя, неумелaя,
Oт миpа зa cтеной.
Зoветcя ayтизмoм
Hедyг пpoклятый мoй.
Hеужто oдинoчествo –
Cyдьбoй мне дo кoнцa,
И в пепел пpевpащусь я,
Hе coгpев cеpдцa?..
Кocтеp зaплaкал, дoгopaя.
C пoленьев капает cмoлa.
И плaчy я.
Bедь доpoгая ценa безмoлвия.
Бoже, дай слoвa! (8 лет)»
- Цитата из статьи протоиерея Игоря Рябко, скан которой случайно обнаружила на одной из страничек в Контакте…

По первому клику в Яндексе нашлось множество фото, видео, и «Стихи и афоризмы» Софии Шаталовой, сделавшейся Звездой Интернета, благодаря удивительно мудрым, жизненным, бесхитростно праведным и зрелым стихам и высказываниям Софьи, которые она начала писать с 8 лет…

Воистину, Бог Милостив и Посылает Благодать на это «особое дитя природы», достойное всего самого лучшего и в этом мире, и в ином!
13.09.2021г. Векшина Л.А.

Отклик читателя:

Людочка, до слёз тронул твой стих!
Боже, храни таких детей... людей!
Они только с виду кажутся странными,
а душа у них горит огнём доброты!
Их надо только понять!
С теплом обнимаю, Ира

Ирина Скачкова Брызгалова   14.09.2021 23:36   

***
В статье священника много подробностей: девочка не могла ни ложку взять, ни повернуться, но, когда мама /героическая женщина!!!/ в 8 лет попыталась научить её писать буковки, то "женщина почувствовала, что дочь сама импульсивно потянулась к карандашу, и надо было только придерживать её руку и карандаш..."

Стихи 8-летней девчушки без слёз нельзя читать: ребёнок сама себя называет неумехой, жалеет маму, что ей приходится тяжело с девочками...

А в ноябре ей 28 лет будет, то есть 20 лет "удивительного просвета", - невозможного по мнению большинства и врачей...

У меня на первой страничке стих о том, как любовь близких сделала из аутистки художника и дизайнера...- надо перечитать, уже и забыла суть:))))

Вот такие случаи и говорят, что не могла жизнь зародиться "от взрыва, сама по себе...", - только по Воле Доброй Воли Высших Сил, как бы они не назывались людьми!!!

Всего доброго, Иринушка, рада пониманию
С теплом души, Л.

Векшина Людмила2   15.09.2021 09:29 

НАШЛА НА ПЕРВОЙ СТРАНИЧКЕ ПУБЛИКАЦИЮ О ПОДОБНОМ СЛУЧАЕ:

Интеллект аутиста пробудила грамотная любовь
Людмила Векшина
Интеллект аутиста пробудила  грамотная любовь

Низкий поклон еженедельнику АиФ, опубликовавшему  статью "Девочка из "стеклянного шара". Как бабушка вернула жизнь внучке с аутизмом.

***
Особенность внучки бабулю повергла в смятение:
Лежит без движенья, как будто "мешочек с песком"-
Ни звука, ни взгляда, ни признака на шевеление…-
Беда аутизма нежданно накрыла их дом.
С тех пор повелось, что родители Ани работают,
А бабушка денно и нощно  с кровинкой  своей.
Таким компетентным вниманьем, теплом и заботою
Растит вундеркинда, не вняв  предсказанью  врачей,
Что "было б отлично, коль есть, умываться научится…"
Закончила школу  с медалью в четырнадцать лет!
Владеет французским…, художник, все Музы – в попутчицах-
С мелодией виолончели встречает рассвет…

Разорванный мир аутиста, болезнью разрушенный,
Бабуля слепила сама из немыслимых сфер,
Синдром  аутизма поняв, ведь не врач равнодушная, -
Дитя интеллект разбудила, -  простой инженер.
Немая пугливая  Аня,  Ларисы старанием,
И  в школе обычной училась успешно вполне,
Писала работы свои, убеждавшие знанием,
Как будто ответы диктованы кем-то извне…
-"С трёх лет – языки и искусство, катанье на лошади:
Вниманье ребёнка такого работать должно.
Малышкой слагала слова…", - вспоминает из прошлого,
Сколь букв по ночам вырезала для внучки  давно…
А ныне Анюте семнадцать и жизнь интересная:
Читает, рисует, людей не боится  чужих,
Но навык любой – достиженье, работа совместная
И радость с бабулей Анюты – одна на двоих…
18.10.2017г. Векшина Л.А.
***
"Девочка из «стеклянного шара». Как бабушка вернула жизнь внучке с аутизмом
17-летней Анне из Барнаула предрекали судьбу «мешочка с песком». Благодаря своей бабушке Анна с золотой медалью закончила школу, овладела французским языком, музыкальными инструментами и даже начала писать маслом.

Все стены в квартире Ларисы Михайловны завешаны работами внучки. /На фото бабушка рядом с автопортретом Анны. © / Елена Чехова /  АиФ/
У девушки из Барнаула Анны тяжёлая форма аутизма. С рождения она была, по словам бабушки Ларисы Михайловны Шатской, «мешочком с песком» – лежала, как положили, без движения и даже без намёка на шевеление. Не говорила и не шла на контакт. Врачи считали: верхом достижения будет, если к 18 годам ребёнок научится самостоятельно ходить в туалет.

Сейчас Ане 17 лет. В 14 лет она с золотой медалью окончила школу (общеобразовательную среднюю школу №102). Знает французский. Играет на виолончели и учится играть на фортепиано. Летом в краевом художественном музее прошла её персональная выставка…

Историю безграничной веры в ребенка рассказывает корреспондент АиФ-Алтай.
Задача: слепить мир

Бабушка первой заметила, что девочка особенная. И первой в семье оправилась от потрясения. Чтобы выдернуть из стрессового состояния свою дочь, Анину маму, она заставила ее выйти на работу. С тех пор повелось: родители девочки зарабатывают, чтобы оплачивать немалые расходы на физическое и интеллектуальное развитие дочери, а неотлучно рядом с Аней находится бабушка.

Обладая, по собственному признанию, солдатским характером (в её родословной немало военнослужащих), она принялась разрабатывать стратегию и тактику абилитации внучки. Много лет проработав инженером-электриком в барнаульском АНИТИМе, Лариса Михайловна педантично искала решения сложнейших задач. Ночами она штудировала учебники по неврологии, психиатрии, психологии…

«У таких детей всё не так, – говорит она. – Они, как инопланетяне, существующие в обособленном стеклянном шаре. Особенно им не даётся сфера коммуникативная и социально-бытовая. Мы об этом даже не задумываемся, потому что нам это достаётся от рождения, даром. А для них это, как высшая математика для самого тупого в мире ученика. Ошибка, когда родители думают: «Это исправимо». Как сказала прима Нетребко про сына: «Он из аутизма выйдет». Не выйдет! Это же не туалет, куда зашёл-вышел. Можно только помочь ребёнку адаптироваться и постараться сделать так, чтобы у него было дело, попытаться найти нишу, где ему будет комфортно»./Бабушка ежедневно напоминает Ане о ее правах. Фото:  АиФ/ Елена Чехова/

У аутистов нет целостной картины мира – он словно разорван на множество фрагментов. Аниной бабушке предстояло слепить мир для своей внучки. А для этого было необходимо раннее вмешательство – ежедневная адская работа буквально с пелёнок.

Маршруты прогулок с детской коляской Лариса Михайловна каждый раз выбирала новые. Это помогало справляться с завышенным консерватизмом, ведь аутисты настолько привыкают к постоянным картинкам, что малейшее изменение (например, новое отверстие в стене) вызывает у них стресс и панику.

Укрепить мышцы внучки помимо массажа должны были разработанные бабушкой упражнения. Например, такое: над деревянным щитом держали Аню так, чтобы её ступни касались твёрдой поверхности. Стоять девочка не могла – как червячок, сползала вниз. Её приходилось держать на руках. И так – по несколько часов в день.

А по ночам бабушка вырезала из плотной бумаги несметное количество букв. Потому что Аня была не говорящей, а общалась письменно: быстро-быстро склеивала буквы в слова. Так же рано, как писать, она научилась читать и считать. Только не вслух, а про себя.

Картина маслом
«Такому ребёнку нужен конвейер занятий. Чтобы он ни одной секунды не болтался без дела», – считает Лариса Шатская.

Поэтому с трёх лет Аню обучали иностранному языку и музыке, с четырёх лет водили на иппотерапию. Девочку знакомили с основами искусствоведения: рассказывали про стили и жанры живописи, про архитектуру и скульптуру. «Никогда не знаешь, на чём поймаешь успех, чем зацепишь интерес», – признаётся Лариса Михайловна.

Первая попытка приучить Аню к рисованию закончилась неудачей – на листе бумаги из-под её руки появлялись такие болезненные каракули, что смотреть на них было мучительно. Но однажды после занятия, посвящённого натюрморту, бабушка дала задание: выполнить постановку для натюрморта. И Аня, видимо, восприняв это как увлекательную игру, вдруг «зажглась»: разложила скатерть, расставила игрушки. А затем взяла ватман, карандаши и по всем правилам нарисовала постановочный натюрморт!/За два года девочка научилась писать маслом. Фото:  АиФ/ Елена Чехова/

Сейчас Аня пишет маслом. Чтобы постичь эту сложную технику, она два года занималась с преподавателем кафедры ИЗО барнаульского «политеха» Ольгой Мирончук. Теперь специалисты отмечают грамотно выстроенные композиции работ юной художницы и потрясающий подбор цвета и тонов. Ей нравится писать пейзажи. Порой неожиданные. Если русские берёзы и алтайские горы вполне ожидаемый сюжет, то совершенно непонятно, откуда девочка из «стеклянного шара» знает о закате на побережье тропического океана или о ледяных горах-торосах Антарктики.

«Для Ани каждый шаг – достижение, – говорит её бабушка. – Помыла тарелку – достижение. Научилась пользоваться ложкой – достижение. Заговорила – достижение».
Кстати, первое слово Аня произнесла в 10 лет, когда училась в восьмом классе. Причём заговорила на французском, а родной русский ей долго не давался. Как она училась в школе, если молчала? О, это отдельная история.
 
Устроить внучку в общеобразовательную школу, где учатся здоровые дети, – тоже идея бабушки. Но когда она пошла с этой идеей по врачам и чиновникам, женщину чуть ли не за сумасшедшую приняли. И всё-таки она победила! Еле-еле, но пробилась! Даже с характеристикой, в которой было написано, что ребёнок необучаем и с крайне низким уровнем интеллекта.

«Такой ребёнок не идёт на контакт с чужими. Поэтому определить уровень его интеллекта невозможно, – уверена Лариса Михайловна. – И относятся к таким деткам так: иди, куда родители сумеют устроить».
В школе Аня всё сдавала письменно. Училась настолько успешно, что после первого класса сразу перешла в… шестой!
Золотая победа

Но вообще школа для таких детей – очень агрессивная среда. Аня понимала, что у одноклассников к ней неприятие. Некоторые, встретив девочку с бабушкой в школьном коридоре, демонстративно отскакивали к стене, кривлялись, дразнились. Учителя, конечно, им объясняли, что так вести себя некрасиво, но для большинства это было впустую. У девочки нет фотографии её выпускного класса – одноклассники не захотели сниматься с ней рядом.

«Что говорить о несмышлёных детях, если однажды в программе Андрея Малахова одна заслуженная в прошлом артистка высказалась об инвалидах: дескать, откуда они повылезали, раньше их столько не было! Мол, не эстетично выглядят», – горько усмехается Лариса Шатская.

Свою золотую медаль Аня Путинцева заслужила не только отличными знаниями, но и стойкостью характера. А за переживания поплатилась стрессом, который привёл к тому, что после ЕГЭ девочка перестала брать в руки ручку и писать.

«В лучших европейских университетах, в которых учатся аутисты, им предоставляют аудитории и преподавателей, к которым они привыкли, – говорит Анина бабушка. – Также нельзя надолго отрывать аутиста от симбиотического партнёра: я обязана постоянно быть рядом с Аней».

Перед экзаменом женщина ходила в прокуратуру, в комитет по образованию. Оказалось, что щадящего режима сдачи выпускных для аутистов не предусмотрено. Она убеждала: для психики внучки могут быть необратимые последствия. Отвечали: «Когда наступят – приходите, будем разбираться». В результате девочка вместе с другими выпускниками-инвалидами города – а таких набралось всего 10 человек! – сдавала экзамены в непривычной аудитории лицея №3. Одного мальчика-колясочника отец нёс на руках на третий этаж. Родители спрашивали: «Почему экзамен не на первом?». Оказывается, из-за больших окон: «чтобы в них не подсказывали».

«Аутисты не могут поменяться, меняться должны те, кто рядом с ними. Прежде всего, в своём отношении к таким людям. Успех им приносит именно отношение окружающих – семьи, соседей, одноклассников», – убеждена Лариса Шатская.
А родителям необычных детей она советует научиться «стряхивать с ушей лапшу», которую им вешают «специалисты».

«Когда Анюте было 5 лет, я привела её на приём к врачу, – вспоминает она показательный случай из своей многострадальной практики. – Попросила совета о методиках развития интеллекта, ведь ребёнка с интеллектом легче подключить к работе над собой. Врач ответила: «Ой, да как развить интеллект?! Он либо есть, либо его нету. А у всех аутистов интеллект пониженный». Потом я стала читать научную литературу и поняла, какую ахинею несла этот врач высшей категории! Ведь интеллект бывает врождённый и приобретённый, который формируют обучение и социальная среда. И за счёт приобретённого интеллекта можно на 50% повысить общий интеллектуальный уровень. Я убедилась: такие дети будто накапливают знания, а потом словно прыжок совершают – и знания воплощаются в движение, в творение, в опыт. Поэтому верьте в своего ребёнка».
/Копия статьи, поразившей воображение./

Возможно, кому-то пригодится опыт  уважаемой  и последовательной в своём великом подвиге любви  Ларисы Михайловны Шатской из Барнаула.
18.10.2017г. Векшина Л.А.


Рецензии
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.