Активность и несвобода Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

АКТИВНОСТЬ И НЕСВОБОДА
ЭССЕ

    Есть люди которые ни в чем не могут остановиться - активность и энергия бьет в них буквально через край.
     Они никогда не сидят на месте. Работают буквально до упаду. Но и пиршествам, развлечениям и любви предаются тоже «до упаду» - часто  в буквальном смысле этого слов
     Таким был например Петр Великий.
       По рассказам его современников Петр даже находясь один в своей в комнате беспрестанно неутомимо ходил взад и вперед по комнате.
        Сидеть или лежать без дела было для Петра невыносимо.
        И такие люди часто встречаются в нашей жизни на самом деле.
        По крайней мере мне они встречались с завидной регулярностью, хотя и не были Петрами Великими  по дарованиям,  дерзости и масштабам деятельности и мысли.
        Но этим людям вечно надо было чем-то активно и неутомимо заниматься. Они вечно спешили, бежали,  изобретали себе все новые и новые неотложные дела.
       В целом это не особенно русская черта. Русскому Обломову она чужда и непонятна.
       Любимое местопребывание Обломова - его продавленный старый диван.
       Любимое занятие Обломова - безделье и сон.
        Это кстати говоря очень помогает Обломову остаться как бы безгрешным - он не творит зла, не вторгается в жизнь бурно и страстно, не требует подчинения и покорности себе и своей воле.
         Да и воли-то у Обломова нет. Вместо воли у него - благодушие, «доброта сердечная» и незлобивость.
         Обломов поразительно внутренне свободен.
         Но свободу эту свою Обломов употребляет обычно на все то же безделье. Свобода Обломова пассивна, бездеятельна, инертна и потому ничем и не проявляет себя в реальности.
          Она есть и в тоже время ее нет.
          Свобода осмысленна когда она активна  - в действии, в свободном принятии судьбоносных решений,  в торжестве свободной воли.
           Пассивно свободный человек может только отказаться от всего на свете. И все.
           Больше никак он проявить свою пассивную бездеятельную свободу не хочет и не может. 
            Потому очевидно что в жизни, в действии и творчестве, в созидании нового исключительно важно сочетание СВОБОДЫ И ЭНЕРГИИ.
            Вот у Петра Великого оно было.
             Хотя у него и энергии было через край, и граничащей с необузданностью свободы в поведении тоже было через край.
             Но Петр творил великие дела. И потому и назван Великим.
             Беспредельность нужна была ему во всем. Несмотря на то что эта беспредельность приносила и зло, часто выглядела как необузданность и жестокость.
              Величие вообще нередко сочетается с необузданностью и жестокостью. А порой происходит и подмена понятий - жестокость и необузданность принимают за проявление величия, хотя эти «дьявольские» черты личности ни о каком величии человека сами по себе не свидетельствуют. 
             Россия и русские люди часто трагически «спотыкаются» на этом.
             Так до сих пор в мало образованных слоях русского народа бытует мнение что Иван Грозный - великий самодержец.
             Как же - он такой грозный был… зловредных изменников бояр уничтожал, порядок в России наводил, отправляя неугодных на плаху.
             Большой был герой! И мудрый якобы правитель.
             Хотя войну за выход России к Балтийскому морю Иван Грозный полностью проиграл. Своей Опричниной он страну полностью разорил. Казни Ивана Грозного были повальными, дикими и бессмысленными.
              И именно Иван Грозный довел Россию до будущего хаоса и беззакония Смутного Времени - страна после его вопиющего по бессмысленной жестокости правления была доведена до полной нищеты, разорения и бессилия. 
              Но не понимают этого многие простые наши люди. Не понимают.
             Их покоряет величие Ивана Грозного - мнимое величие русского Калигулы, тирана и безумца.
               И о Сталине можно повторить многое из того, что сказано нами об Иване Грозном.
             И Сталину до сих пор в нашей темной России поклоняются.
              Сталин мол создал Великую Страну. Создал могущественный СССР.
              Действительно - Советский Союз создавал в основном именно Сталин.
               Но где же могущественный Советский Союз сейчас? Где та мощная социалистическая экономика которая создавалась при Сталине?
              Все развалилось практически до основания. И не осталось от былого СССР уже ничего, кроме озлобленных друг на друга и на Россию прежде всего бывших «социалистических республик»… А теперь убогих «независимых государств» с жалкой экономикой и чудовищной (как и в самой нынешней России) коррупцией.
            Сталин и унизил русского человека полным бесправием перед Государством и перед своей безграничной личной властью. И в то же время Сталин и развратил русских людей - холопством перед начальниками всех уровней, жалким положением рабов которые лижут руки и задницы своим хозяевам. И больше ничего и не хотят и не умеют.
           И этот жалкий «советский обыватель», холоп и ничтожество, оказавшись вдруг в начале 1990-х годов на свободе - он конечно же начал безудержно и бесстыдно воровать, проявлять наконец «свою волю», волю бывшего раба и жалкого «подпольного человека».
              Из ниоткуда появились олигархи, наворовавшие на развалинах СССР чудовищные состояния. Хозяйничали и бандиты. Расцвели убийства, рэкет и полный беспредел.
               Наконец после 2000-х тысячных новая власть в лице нашего бессменного Президента положила все таки конец бандитскому произволу. Эта власть твердо ограничила политические амбиции олигархов - отныне они не имеют возможности выступать против центральной московской власти и против самого Президента.
               Но на этом все принципиальные изменения в устройстве жизни внутри России в наше время и закончились.
              Если же вернуться с тому противопоставлению активности и несвободы с которого мы начали наш очерк, то очевидно - мы живем сейчас в стане Активности, но при этом и в стране Несвободы.
              Активность проявляют у нас стоящие у власти богатеи и олигархи.
              Однако они своей пресловутой «активностью» только мучают русский народ - платят жалкие копейки наемным рабочим, за бесценок приглашают на работу мигрантов из азиатских бывших республик СССР, создают олигархический вонючий и хамский одновременно  «микроклимат» в нашей стране.
              А основная масса населения у нас - «под сапогом» тяжелой жизни, нищей материально и убогой духовно.
               Так мы и живем в ХХ1-ом веке.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 24-х тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



               
 
            


Рецензии