И трепетный романс в веках не умолкает!..

       Романс «Соловей» — музыкальное произведение композитора А. А. Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня.

       Несмотря на популярность этого романса, в истории его создания, как и в истории жизни самого композитора, много неизвестного, неясного, а сведения приводятся в разных источниках по-разному. Существуют даже различные стихотворные варианты.

       Романс сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворно, и музыкально. Сам образ соловья указывает на это. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности.

       Стихотворение Дельвига появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига», СПБ. 1829 г. — под заглавием «Русская песня» — однако это не название стихотворения, а жанр. К этому времени не только Алябьев уже сочинил к нему музыку, но и сам романс был широко известен и не раз исполнялся; значит, стихотворение получило распространение значительно раньше, чем было опубликовано.

       Музыка создана между маем 1825-го и февралём 1826-го.

Вскоре, 7 января 1827 года, романс прозвучал со сцены Большого театра в Москве.

       Сюжет романса прост — он о горестной женской доле; текст составлен как обращение к птице соловью:

«Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня»


       Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. И речь идет не только о разочаровании в любви. Есть версия, что Дельвиг посвятил это стихотворение своему другу А. С. Пушкину в момент, когда тот высылался на Кавказ — так пишет Александр Майкапар. Но Пушкина не ссылали на Кавказ — его высылали в Кишинев в 1820 году. Так когда же точно и по какому поводу было сочинено стихотворение? Когда его узнал Алябьев?

       Но при всех случаях Алябьев увидел в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.

       Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М. Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезёнки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения.

       Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлучённых — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключённым в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент.

       По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в имении зятя композитора В. М. Исленьева, селе Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова.

       Сама она писала об этом браке: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость». . .

       Хотя текст написан как бы от женщины («У меня ли у младой»), среди исполнителей романса есть и представители другого пола. Более того, самым первым исполнителем романса стал мужчина — знаменитый певец П. Булахов, спевший романс в императорском Большом театре 7 января 1827 года.

       По поводу первого исполнения романса, прошедшего с успехом, Верстовский сказал: «Русскому таланту и тюрьма — на пользу», на что Алябьев с грустной усмешкой отозвался: «Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер». . .

       Известны слова П. Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слёз слышать „Соловья“ Алябьева!!! А по отзыву авторитетов — это верх пошлости» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года). . .

       155 лет назад, 22 февраля 1851 года (6.03 н.с.) скончался замечательный русский композитор Александр Александрович Алябьев. Никто не написал даже некролога в его память. Только на надгробной плите композитора неизвестный почитатель выгравировал маленькую остроносую птичку с раскрытым клювом - поющего соловья...

       Александр Алябьев родился в 1787 году в Тобольске. За свою жизнь он написал более 200 музыкальных произведений. В его честь в Тюмени проходит фестиваль "Алябьевская осень".

           На  фото:   Памятник композитору Александру Алябьеву в Тобольске
(скульптор Сергей Мильченко, изобразив композитора с соловьём на правой руке в честь его одноименного музыкального произведения). . .

      


       https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловей_(романс)

       https://tass.ru/ural-news/10336031?utm_source

       https://ria.ru/20060222/43704878.html







      


Рецензии
Ваша публикация об А.А. Алябьеве мне очень понравилась, не за то, что я в ней что-то новое для себя нашел, а за ту положительную эмоцию желаемого подарка, не зря говорят, пирожок сладок в божий день. С "Соловьём" у меня связаны ещё детские чернобыльские воспоминания, учась в музыкальной школе, где уже не помню, впервые услышал эту песню в исполнении нашей землячки чернобылянки Бэллы Руденко и Алябьевский соловей прошел со мной через всю мою жизнь. Уже на преклоне лет,живя на Смоленщине, с внуком на диктофон записали соловьиные трели прямо в нашем саду,спрячась под яблоней.и под эту "минусовки" я эту песню стал петь аккапельно с проигрошем русской гармошки. Вот только оригинальный текст мне не очень понравился и я написал новый "Смоленский соловей"и перевел его на корейский язык с надеждой исполнить эту песню на фестивале. Толчком для написания этого стихотворения стало открытие памятника Алябьеву А.А.в Шаховской во время недавнего празднования Дня города. Текст опубликован на Стихи.ру. К сожалению, не знаю, где установлен памятник, показанный в Вашей публикации.

Борис Ковалев Чернобыльский   07.10.2023 11:40     Заявить о нарушении
Вот, что по поводу памятника А. А. Алябьеву сообщает Yandex:
"18 января 2021 года в сквере на Базарной площади Тобольска состоялось торжественное открытие памятника Александру Алябьеву. Событие приурочили ко дню начала музыкальной деятельности композитора — 18 января (6 января по старому стилю) 1810 года. Монумент высотой 3,5 метра выполнен из бронзы и гранита, и изображает музыканта с соловьем на правой руке. Памятник создан скульптором, заслуженным художником РФ, академиком Российской академии художеств Сергеем Мильченко. «Место выбрано не случайно. Именно в приходе церкви Захария и Елизаветы с 1828 года ссыльный, лишённый чинов музыкант проживал и совершал регулярные покаяния. В Тобольске Александр Алябьев организовал военный оркестр, часто выступал с ним на благотворительных концертах. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ», — рассказал мэр Тобольска Максим Афанасьев страницей биографии автора «Соловья» и «Вечернего звона». . .

Подарок Миру   10.10.2023 00:32   Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзывчивость, очень красивый памятник, достойный России.

Борис Ковалев Чернобыльский   10.10.2023 15:30   Заявить о нарушении