Испанские кастаньеты

ИСПАНСКИЕ КАСТАНЬЕТЫ

Скажи мне… Хочешь завтра?... Подойдёт!
Придумаешь нам сказку о герое.
Как он придёт… И нам врата откроет.
Всех вызволит из плена. И уйдёт…

Герой. Жуир. Спасатель. И кумир!
К нему все тянутся. Ласкать его готовы.
Сюжет той сказки, впрямь скажу, не новый…
Что только не видал Гвадалквивир?

Начнём на воле песни распевать –
Гортанные, лихие и живые.
Толедо встретит нас… Вы – кто такие?
Ты не узнал? Так мы споём опять!

Послушай – Канте хондо… И – замри!
Ударим в кастаньеты и тимпаны.
Увидишь, как… Танцуем мы фанданго.
Хоп! Раз, два, три… Ты только посмотри!

А вечером за чаркою вина
Историю свою тебе расскажем
О том, как обманули злую стражу,
Спустившись по верёвке из окна.

Мне сказка эта нравится опять.
В ней наша жизнь и столько приключений.
Кончита! Ну, скажи… Твой братец – гений?
И до утра мы будем танцевать!

11 сентября 2021
_____________________________________________________
                ПРИМЕЧАНИЯ
Толедо (исп. Toledo) – город в центральной части Испании.
Некогда, затиснутый крепостными стенами, город был
столицей вестготов, после этого пребывал под владением
Эмирата и лишь потом стал столицей католической Испании.
Сегодня это административная столица области Толедо
региона Кастилия-Ла-Манча.
Гвадалквивир (исп. Guadalquivir, или Бетий (лат. Baetis) –
пятая по длине речка Испании (657 км).
Канте хондо (исп., на андалус. диал. Cante jondo – «глубокое
пение»). Пение в драматическом стиле, класс музыки и поэзии
фламенко, древнейший и наиболее чистый его пласт. Для
него характерно сольное пение под гитару в сопровождении
кастаньет, со свободным распевом текста, обильными
мелизмами и другими гортанными восклицаниями. Также
называют и связку андалузских песен, из которых самой
типичной и совершенной является цыганская «сигирийя».
Кастаньеты (исп. Castanuelas – «каштанки», т.к. они похожи
на плоды каштана) – ударный музыкальный инструмент,
издающий при встряхивании ритмичный и красивый,
без определенной высоты звук. Он состоит из двух вогнутых
округлых пластинок в форме ракушек с небольшими ушками
с дырочками. В эти отверстия вставляется шнурок, соединяющий
обе половинки. Его завязывают в узел, который можно
регулировать. Внутрь узла вставляются пальцы. Половинки
отличаются между собой по размеру и делятся на мужскую и
женскую. Меньшая половинка является женской и называется
«эмбра» (исп. hembra). Она обычно находится в поднятой правой
руке. Ею отбиваются музыкальные ритмы, сопровождающие
исполнение танцев и песен. Мужская половинка имеет размер
побольше и называется «мачо» (исп. macho). Её держат
в левой руке и отбивают основные движенья танца. Кастаньеты
использовались ещё в Древнем Египте и Древней Греции.
Сегодня они ассоциируются с образом испанской музыки,
особенно с музыкой испанских цыган и стилем фламенко.
Существует также легенда о том, что кастаньеты в Испанию
из Нового Света были привезены Христофором Колумбом.
Тимпан (лат. Tympanum – барабан) – древний ударный
музыкальный инструмент, односторонний барабан с глубоким
резонатором. На натянутой на резонатор кожаной мембране
играли кистями рук. Его история уходит глубоко в века.
Она связана с оргиастическими культами древних греков и римлян.
Фанданго (исп. Fandango – праздник, веселье, гуляние) –
испанский народный танец (размеры 3/4, 6/8), исполняемый в паре,
мужчиной и женщиной, под пение в сопровождении гитары
и кастаньет. Вначале танец идет медленно, затем делается все
живее и живее, превращаясь, наконец, в пляску, полную страсти
и огня. Это один из основных видов канте фламенко.
В Испанию он проник, вероятно, из Африки: в движениях и в
позах в нём весьма много общего с танцами негров. Кроме
Испании, этот танец распространен в Малой Азии, в Грузии и
в Кашмире. 


Рецензии