Не жизнь, а тема с вариациями

Карлу Черни

Мы берегли его от простуды
О. Мандельштам

Не жизнь, а тема с вариациями...
Одна сплошная педагогика...
А там – блестящее с овациями:
Ученики, концерты, готика,
Романтика и трансценденция...
Художников неблагодарность –
Немузыкально, мол… Каденция –
Двойное шесть… и лучезарность –
На все века отменной вечности,
Высококлассной, как этюды.
За что ж упрёки в бессердечности?
Роялю – средство от простуды!
Такое ясное и чистое,
И меленькое, словно бисер.
Открой нам бытие лучистое
И помоги, к себе возвысив!

11. 09. 2021

Маленькая справка.
Карл Черни, этюды которого все играют, обучаясь фортепианной игре, прожил 66 лет, обучил множество талантливых учеников, в том числе и Ференца Листа, посвятившего ему, с большой признательностью, Трансцендентные этюды высшего пианистического мастерства.
Но сам он был скромным учителем, боялся сцены и не выступал, хотя в начале своей исполнительской карьеры мог сыграть любой фортепианный опус Бетховена на память по заказу публики.
Писал фактически для себя и своих учеников. Многие его произведения (не учебного репертуара) были исполнены лишь после его смерти. При жизни, да и после коллеги музыканты обвиняли его музыку в немузыкальности и нехудожественности, особенно – этюды, созданные для того, чтобы человек научился играть легко и быстро. Хотя он написал множество вариаций на темы различных композиторов, о чём я и упоминаю, подумав, что не жизнь у него была, а тема с вариациями… (Припомнив сразу и Пастернака, и Мандельштама тут же…) Ведь каждый день уроки, до 12 учеников ежедневно. Одно и то же. И эти этюды – для них же.
Оценить же эти этюды могут лишь те, кто сам обучает. Сколько ни берёшь иные, для разнообразия, а всегда возвращаешься к Черни, потому что там качество и профессионализм.
Единственное, что мы можем воздать ему – влюбить в него детей, найти в технике музыку и вспоминать об этом великом человеке благодарностью.
"Я считаю, что люди сегодня должны иметь больше уважения к этому замечательному человеку" - И. Брамс.

Изучаю и очень радуюсь! Интересно! Книга Айзенштадта прекрасная.

______________________________

Настолько сильное влияние на меня оказало изучение Черни, так отпечаталось - во многом и потому, что этот проект я провела за несколько дней до войны, и несколько месяцев ещё от начала войны афиша с его фото и моим именем, как создательницы проекта, висела в школе, напоминая мне о настоящей и светлой жизни, поддерживая меня психологически - что я очень благодарна и даже изменила свою методику обучения на фортепиано.
Во многом, благодаря Черни, я больше стала ценить труд и внутреннюю дисциплину.
Когда я случайно обнаружила, что мои стихи кто-то переносит на другой сайт без моего ведома, удержало меня от того, чтобы пожаловаться на том сайте, только понимание труда, который проделал тот человек.
Сама всю жизнь много работая, я не могу не уважать чей-то труд.
На тот сайт я всё равно заходить не буду, так как из-за блокировки, связанной с войной, он крайне тяжело загружается. Если там и есть какие-то отзывы, я их не прочту.
Да и взрослому человеку должно быть всё равно кто что говорит о нём, плохое или хорошее, но быть сосредоточенным на своей творческой работе, как наш учитель музыки Карл Черни.

13.03.2023

Итак, снова готовиться к работе... Новый учебный год.  Снова в ярмо, чтоб заработать на кусок хлеба. Тут я вспомнила о работе неизвестного доброжелателя, выкладывающего мои стихи. А нет уже их! Тот сайт прекратил своё существование. Нигде в интернете, кроме как здесь, и немного в "45 параллели". Так что и та радость о сохранении моих стихов была мимолётна... И никому ты в этом мире не нужен с твоим творчеством.
Так вот, бродишь среди сотен своих стихов и здесь, тоже в гостях, и думаешь: слава Богу, что на земле мы тоже гости, недолго осталось.

04.08.2023


Рецензии