Узурпация духовности философско-поэтический тракта

Аннотация. Духовность - главный эликсир нашей бренности, обретенной на срок земной и недолгий свою сущность в человеческом обличье. Государственное и общественное управление иногда совпадают по своим устремлениям. Иногда - различаются, или даже могут противостоять. Это вечная проблема земного бытия - оседлать духовное и править миром.

Часть 1.

Гл.1. Конструкция основ мирского бытия

В основе жизни нашей – мир природы и мир людских страстей. Мы с неизбежностью пытаемся познать тот и другой. Одни погружаются в мир природы – с каждым годом таких становится всё меньше. Другие погружаются в мир людских страстей – таких пока еще большинство. Но есть еще третий мир – мир вещей, маний, технологий и виртуальных реальностей. Он все более пронзает мир природы и мир страстей. У нас почти всегда есть выбор: смирение, адаптация, конформизм, подражание или уход от реальности. Но есть и свой путь – путь неизведанного…

Гл.2. Духовное: разнообразие воззрений и парадигм

Напрасный труд – пояснять обилие человеческих страстей и заблуждений. Также, как жажду власти и всеобъятия. Учений, парадигм и вер – число с избытком. И каждый говорит, что он самый праведный, а остальные – только имеют шанс, если пойдут с ним. Дух неуловим и прозрачен, незрим для толпы. Только общение и пытливая мысль позволяют узреть наличие духа и сущность его помыслов. Духовность – она либо есть, либо её нет. И многие страсти человеческие стремятся облечь себя в одежду духовности. Но духовность, как эфир, прозрачна и неуловима. Как в неё не рядись – сущности своей не изменишь и не обманешь взор, устремленный к истине.

Гл.3. Квинтэссенция духовной сущности бытия

Духовность – главный эликсир нашей бренности, обретенной на срок земной и недолгий свою сущность в человеческом обличье. И срок земной нам дан лишь для того, чтобы сотворить свою квинтэссенцию духовности. Возможно, для того, чтоб отразить эфемерный след в безмолвии необъятной и непостижимой вечности. Но многие живут здесь во имя своих белков, переваривая какую-либо съедобную субстанцию и не зная о существовании духовного смысла. Это их выбор. Поедание. Обладание. Страсти и удовольствия бренных тел. И трудно тут понять: почему на нищих духом вдруг нисходит благодать? Разве тот, кто не ищет – может найти?

Гл. 4. Взаимодействие духовного и материального

Материальное – это мир вокруг нас и мы сами. Материальное – это ощутимое, видимое, познаваемое и уловимое всякими физическими приборами, что придумывают день-деньской ученые умы и изобретатели. Для многих – материальное – это всё, что есть в нашей жизни, или почти всё. Остальное – эфемерно и незримо. Точнее – все незримые миры, о которых достоверно нельзя сказать – есть ли они на самом деле? Но материальному человеку в жизни часто необходима опора на незримое, нематериальное. Эта звезда, этот маяк – вера. Вера без духовности – обман во имя чьей-то страсти и стяжания. Одухотворение материального и обретение смысла духовного, возможно в этом, вся сущность нашего явления в мире.

Гл. 5. Наличие и принадлежность духовного

Духовное говорит само за себя. Если оно есть в наличии – мы ощущаем это в глубинах своей души, где отражается отзвук причастности к духовному. Духовное может принадлежать миру природы, миру культуры или космосу. Духовное может исходить из конкретной личности. Духовное часто норовят имитировать там, где его нет, или где оно искажено страстями человеческими. Заповеди и императивы не могут обеспечить безусловное появление духовного – требуется работа сердца и души, работа переживающего сознания, поиск и надежды обретения. Порою – боль сознания и души от причастности к разным проявлениям человеческой жестокости и несправедливости, злобы и агрессии. Духовное не проходит раз и навсегда. Оно живет и развивается в мире людских переживаний как квинтэссенция гуманности нашего бытия.

Гл. 6. Идеология духовности

Когда я говорю об идеологии духовности, то ни в коем случае не имею ввиду политическую или религиозную идеологию (чего скрывать – идеология в религии нередко правит бал). Но я имею ввиду идеологию личностного миропонимания и мировосприятия. Совокупность идей и устремлений личности, которая верит и мечтает о приобщении к бескрайнему миру духовного. Миру, в котором живет познание и творчество, эмпатия и сострадание. Миру, в котором предполагается наличие красоты и гармонии, наличие самого факта взаимопонимания между личностями разных эпох и времен, и в первую очередь – между современникам, между людьми соседних поколений. В этом понимании – идеология духовности – глубоко личное у каждого здравомыслящего и здравочувствующего человека.

Гл.7. Духовность социального организма

Социальный организм – человек, семья, группа, коллектив, население, общество – всегда имеет характерный качественный уровень духовности, который не измерить количественной шкалой и не выразить в процентах. Но он всегда ощутим в процессе деятельности, общения, на праздниках и в повседневной жизни. Уровень духовности колеблется и пульсирует, растет и понижается (деградирует) в зависимости от исторических событий, в зависимости от полноты разумной жизни общества. Чем больше размеры общества, тем больше неоднородности качественного уровня духовности. И в каждом этносе есть свои герои и гении, как свои дегенераты и моральные уроды. Уровень духовности тесно связан с уровнем человечности, но далеко не полностью с ним совпадает. Так как могут быть персоны  с высоким духовным уровнем и низкой человечностью, и наоборот – очень человечные, но мало духовные. При высокой совместимости духовности и человечности , вероятно, достигается наивысшая точка взаимопонимания между персонами и между этносами и народами. Можно сказать, что это – идеал коллективного разума, обладающий в равной степени духовностью и человечностью.

Гл. 8. Духовность индивидуума и личности

Индивид (индивидуум) – это отдельный представитель (единичная особь), биологический или социальный, рода Homo Sapiens. Он обладает какими-то генетическими предпосылками, что со временем могут превратиться в человеческие (человечные) и духовные качества. Но это только потенциал, который может быть реализован в процессе взросления и жизни любого индивида, но может оказаться и неразвитым, невоплотившимся. Решающее значение всё же имеет социальное окружение, обучение, воспитание, т.е. процесс эффективной гуманной социализации. В процессе социализации индивид превращается в личность, которая стремясь к реализации своего потенциала наполняется той или иной мерой духовности.

Гл. 9. Дух, душа и духовное – грани взаимопроникновения

Дух, как понятие, еще более неуловим, чем духовность, ибо требует более четкой конкретизации и привязки к своему носителю. И если мы говорим о человечности и духовности, то естественно рассматривать дух как качество, как сущность чего-то глубинного, принадлежащего конкретной персоне (личности). Наверное, это может быть вызревшее в психике и сознании личности чувство собственной неповторимой сущности и её связи с космосом или богом, что циркулирует внутри и прорывается наружу невидимыми лучами космической или божественной энергии. Отсюда – прикосновение божественным перстом или открытие космического канала или рождение под определенной звездой. Все мы равны перед небом. Тем не менее, нередко встречаются люди бездуховные или духовно обездоленные. Душа иногда неверно обозначается духовной сущностью. Духовная сущность есть уникальный дух конкретной личности. А душа – это совокупность качеств психики и сознания, жизненной энергии. И конечно, дух отражается и присутствует в душе. Где-то они сливаются, где-то различаются. Но не по глубинному смыслу и космическому назначению – это различные, но близкородственные субстанции. Душа в итоге уходит, а дух может жить на земле долго. Духовное – то, что является отражением и продуктом деятельности духа (в большей степени). Душа тоже может принимать участие в творении духовного. Она может оживлять его и наполнять красками и дыханием жизни. Грани взаимодействия этих субстанций и ипостасей всегда уникальны и неповторимы.

Гл. 10. Духовные смысла личности: внутренние и внешние

В процессе социализации в течение своего социального и духовного вызревания, личность обретает свои смыслы, совокупность больших и малых смыслов, среди которых выделяются главные или доминирующие, определяющие весь строй духовных устремлений и деятельности личности. Процесс вызревания и проявления духовных смыслов личности далеко не прост и однозначен, и у каждой личности протекает в своем неповторимом своеобразии. У одних это случается более прямолинейно и целеустремленно. У других – через большую цепь ошибок и зигзагообразных,  хаотических блужданий, завершающихся прояснением и обретением главного смысла. Что происходит во внутреннем мире личности – то редко доступно постороннему взгляду. В общество проникают только внешние проявления духовно-смысловой жизни личности. И оттого так часто существует картина несовпадения внутренней и внешней духовной жизни. Трудно заглянуть в душу человеческую. Еще труднее – в его дух.

Гл. 11. Государственный и общественный аппарат управления духовным

Уже в далекие времена люди научились замечать, что невидимое духовное во многом определяет жизнь отдельной персоны или человеческого объединения (семья, род, племя, этнос, нация, народ). И когда появились первые протогосударства, с ними же и появился первый аппарат управления духовной жизнью. Эта история насчитывает уже более пяти тысяч лет своей эволюции и своего претворения. Государственное и общественное управление иногда совпадают по своим устремлениям. Иногда – различаются, или даже могут противостоять. Это вечная проблема земного бытия – оседлать духовное и править миром.

Гл. 12. Разные формы узурпации духовности

В процессе управления духовным и его взнуздании всегда применялись разные технологии, разные формы и приемы. Разумеется, всегда этот процесс осуществляем с разной степенью успешности. Но во все времена был неодолим соблазн – объявить себя последней инстанцией в понимании и регламентации духовного. Так было в Древнем Шумере и в Древнем Египте, в Древнем Риме и Древней Греции. Так это
происходит и сейчас – во всех странах и во всем мире. Плюрализм духовного или его единый и однозначный регламент – вопрос вечный. Ответ на него сокрыт в глубинах вселенной.

Часть 2.

Как много их, и особей, и культов Претендующих иметь единый дух Как собственность ниспосланную свыше… Они рекут божественную суть Любым своим движеньем или жестом И только им доступен путь, ведущий к Истине и Смыслу Кто их избрал – великая загадка Об этом – лучше умолчать Свидетельств невозможно обнаружить Скорее как обычно В пророки и святые рвутся самовольно Если претензий и энергии в избытке Чтоб поучать и править миром На основании придуманных законов Или каких-нибудь невидимых намеков от творца Доступных только самозваным фарисеям – Приверженцам любых древнейших и новейших выдуманных культов…
16.08.05 6-20

«Полнейший авангард! Вторая стадия какой-то там «френии»…» Так утверждали знатоки, филологи с того же факультета Да бог судья!.. И иже с ними! Они же Кафку почитают И даже изредка – Дали… И Ясперса почтенные тома в руках держали целых пару раз в читальном зале губернаторского дома!.. Им все секреты творчества и психология ума Как «отче наш» почти с рождения знакомы! О вкусах разве спорят?! Их утверждают: кто – огнем, кто – языком!.. Из болтовни порой рождая дело бытия… А знаки препинания – коллекция моя Можно сказать мечта абстрактная и хобби! Куда хочу – туда и ставлю! Как слова, как чувства или мысли Мещанской логике во вред и вопреки Я излагаю собственное мироощущенье Предвидя обомшелые гримасы кислых мин Я предлагаю съесть им горький витамин Столь замечательно полезный для их же здравого ума И традиционно культурального сознанья!..
20.08.05 15-58

Одно ненаписанное самое хорошее стихотворение Может сумею когда-нибудь вспомнить в той или в этой жизни… Много слов не меняют сути Количество здесь не при чем Мне казалось что были когда-то слова Или даже одно единственное То ли заветное то ль заповедное… Потом появились критики и придумали уйму ненужных слов Узурпировав право словесных судей… Нынче любой словоблуд Претендует хранителем быть тайны особого смысла Только заветных слов в обиходе почти не осталось
14.09.05 21-00

Жизнь духовная насилия не терпит В какие бы одежды его не нарядить Когда манкурты, зомби, янычары настойчиво твердят о том, Что есть они – носители идеи и духовные наследники небес, Готовые во имя вышней воли Или приказа своих властвующих сил Смести любого человека на Земле И превратить оазис жизни в смерти полигон – Они лишь повторяют установку злобных сил Всегда горящих страстью власти И жаждущих войны и горя средь людей
22.10.05 20-05

Когда стирая восхищение гармоний, ломая звук мелодий от небес Сжигая книги человеческий творений в кострах зомбированной злобы, Мне говорят что это – голос свыше, Веление прозревших на пути к единственному богу Познавших суть духовных откровений… Мне трудно принимать такую одержимую духовность, Держащую за пазухой наследие и помыслы кровавых инквизиций. Духовное, наверное, в другом Что изначально рождено потоками лучей всемирного добра Стремящегося к нам из глубины затерянной прародины мятущихся галактик Мечтающих о вечном продолжении любви
2.11.05 22-10

Инвалидам духовной войны обращенье последней надежды: В мире будет любовь и прощение старых грехов – надо верить! Придет воскрешенье! Дело общее – вера для всех! Без изгоев, заблудших, неверных… Человечество дОлжно прозреть – В миг единый А может быть – в век?! Осознают все боль разделений И признают единость Земли… Нам осталось два-три поколенья Чтобы вместе до истины общей дойти мы смогли
2.12.05 23-03

Молодость есть качество души В любой момент способным быть для нового начала! Не отрицая прошлый путь. Но не забыв покаяться в неискренних поступках Вершить иные смыслы для себя Не ожидая благ и почестей за новые душевные стремленья… Быть выше приземленности мирской, Мещанской сытости, буржуйского довольства… Искать всегда духовный непокой Как радость постижения, Как возмещение за труд душевно удивительного свойства…
05.12.05 21-35

Усилия религий бесконечны на поприще попрания друг друга… Как долго продолжаться будет древняя игра между фанатиками разных ответвлений единой веры разума Земли? Неужто равенство и братство – идеи мертвые учений и богов? И есть ли большее на свете святотатство, чем сеять рознь между похожих меж собою земных во плОти божих сыновей?!
5.12.05 21-45

Искажая тени дней былых, наивно полагаем, что грядущее – излечит… Но тает айсберг бытия словно мороженное в вафельном стакане, на дно стекая, в прошлое стремясь… Какая может быть меж прошлым и грядущим связь, когда друг друга ненавидят эти составные субстанции единой времени земного?.. И только в космосе, где место есть для общего слиянья всех времен – там будет связь неразличимого родства – Очаг божественной любви и райской вечности нетронутый приток…
5.12.05 21-58

Что до поэзии? Так это, чаще всего, блуд подобранных словес и окончаний без подлинных намеков на жестокости борьбы… Бывает кровь и боль и стон разорванной души – Но это исключения из правил и тем они предельно хороши А прочие, как впрочем сам же я – Плетут стихи как ленты незатейливо из лыка И потому мирская пастораль таких стихов на выстрел не выносит крика и обнажения жестокой наготы всех человеческих страстей Что разрывают мир людской порою на безжизненные части
6.12.05 17-30

И нелепую правду мою угадает лишь странный прохожий выбивающийся из толпы… Век размоет следы Уничтожит благие созвучья Тень отца Гамлета – вот наш герой! Персонаж с незнакомым лицом прилетевший в чужого вокзала Здравствуй, Ослик! Ну как там дела?.. Чья нынче ярость взяла вожжи правления кобылой-судьбой?! Не полночь пока, не отбой Просто странным виденьем блуждает душа И потерянный рай шебуршит черный ветер, угли былого костра вороша
6.12.05 19-07

Сегодня вечером – полное опять разочарование и непризнание себя… Несоблюдение классических констант и явная повсюду некритичность Да… и в поэзии я вечный дилетант несостоявшийся как творческая личность!
06.12.05 20-43

Претендует философия порой быть безраздельно мудрой мишурой для генералов мысли кабинетного масштаба… Точнее «генералы» претендуют: не много и не мало – слыть кузницей духовного начала, Производя сей дух усердно, денно, нощно… Словом, строгая на конвейере поточном духовные фрагменты бытия И заполняя ими как крупой Сознанье публики наивно-молодой… Итог почти всегда один: защита, сдача, забытье..! А генералам – звания, признанье, гонорары и пенсию заслуженно на старость Взращенную на ниве производства духа – А где же дух?! Где взрос и что он произвел?! Или опять остался пустоцветом?..
06.12.05 22-07

Выдаю слова за мысли… Легкость слов и легкость мыслей – благородство ли всегда? Что легко тебе дается – слишком часто по поверхности скользит Легкость песни однодневной мудреца не убедит Слово – смысл, а может – дело?.. Как приспеет, как явит  Слово значит наболело коль под ложечкой свербит… Отпускай слова на волю Не строгай их, не стриги В слове – истинная доля и бездонные круги
6.12.05 22-58

Должно быть прогоревшим всё. Должно быть отболевшим всё. Тогда нормальный цикл осуществили мы в природе… Иначе – просто, маета, Душе скитаться неприкаянно в селеньях, где нет реального житья и где намешаны бродяги поколений… Наш срок земной просчитан до минуты как говорится: от звонка и до звонка На паперти у вечного приюта прольются обезличено века
08.12.05 6-12

Сгорая, острее чувствуешь вечность момента. Обнаженной душой точнее узнаешь глубины тоски… Жизнь – не блажь, сплошные эксперименты, по воле неведомой нам руки.
15.12.05 16-30

Опубликовано: Винобер А.В. Узурпация духовности: философско-поэтический трактат №16-II (2005 г.) // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. 2021. 1(11). С. 71-82


Рецензии