Семантические предпосылки востребованности мотива

Семантические предпосылки востребованности мотива "дороги" в словесном творчестве



                Внимание и эмпатия как валюта искусства



                "Дорога — это единственное,
                что тебе никогда не изменит.
                Наскучит уют, остынет любовь,
                и останется только Дорога..."

                /Леонид Енгибаров/



В основе трагедий вселенского масштаба (911, Беслан, колумбайны, Курск) и творчестве заложен один и тот же алгоритм — раскрутка стороннего внимания на тему сочувствия, эмпатии. Когда это происходит, и поэты плодят мошек однодневок памяти Беслана или Курска, системы смыкаются — реальная (анатомия, физика пространства) и ментальная (мир воображения и культура). Потом, на волне эмоций они как сиамские близнецы питают друг друга, кто чем богат: кровью жертв, экспрессией метафор, танцами на чужих костях, слезами настоящими по чужому горю. 

Население земли с ее миллиардами уже давно превысило лимиты существования таких явлений как тело и душа в синергии и балансе. Мясо стало значительно больше, чем этот объем плазмы способно уместить ментальное поле смыслов. И чтобы как-то регулировать этот процесс перенаселения и происходят стихийные катаклизмы. Но роль их стихийности явно преувеличена, поскольку почти все они: и пожары, и наводнения, просто следствие деятельности "миллионов двуногих тварей" на базе двоичного матричного кода, где "1" - наполеоны, "0" - все остальные. Первый прообраз существующей цифровой системы.

Географический выход за пределы своего мира только усугубляет эту обесточенность души, поскольку месячное пребывание где-нибудь в Анталье не сделает гастролера жителем страны, а только в виде сувениров и отметки в паспорте напомнит, было такое время, когда он оставил дом без присмотра. Среди самых растиражированных тем поэзии, вроде любви, саморазоблачения, экзистенции и декаданса, есть образы вневременные, которые сами и есть время, соединяющие поэтов на своих просторах, самых разных и непохожих. Одной из таких тем можно назвать дорогу, как семантику движения в самых разных проявлениях: физических (строительство или прокладывание пути), географических (мотив путешествия по странам с целью захвата или знакомства, проблемы эмиграции); философский подтекст исканий (поиски жизненного пути, формирование маршрута внутренних путешествий).


Семантический и морфологический куб понятия "дороги"

                "Сталкиваются только те,
                кто идет одной дорогой"
               
                /Сенека/

Наличие у слова множественных синонимов говорит о том, что создатель языка во времени и пространстве тиражировал образ в разном звучании в зависимости от изменения содержания слова, иногда уходящего с одного стилистического уровня на другой. Так отличаются понятия "путь" и "дорога", где второе чаще имеет более сниженную разговорную мету, а "путь" скорее можно отнести к высокому  поэтическому стилю, для передачи состояний и деталей внутренних психических процессов. В словаре синонимов под редакцией Н.Абрамова насчитывается около 15 ситуативных синонимов этого слова ("Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений"// Н.Абрамов, — Москва: Русские словари, 1999г.)

Вот парадигма этих лексем:
- путь, мостовая, стезя, тропа, тропинка, шоссе; улица, тротуар, просека, аллея, полотно (железнодорожное);
- дорога большая, дорога военная, дорога горная, дорога железная, дорога окольная, дорога проселочная, дорога санная, дорога столбовая, дорога торная, дорога уезженная, дорога шоссейная;
- перекресток, перепутье, распутье.

Учитывая то, что почти у каждого из синонимов, имеющих краткий вариант репрезентации (стезя, тропа) есть своя полифония, то есть их значение расслаивается на переносные смыслы и оттенки семантик, слово "дорога" получает не только вертикаль синонимии, но и горизонталь полифонии родственных форм. Так семантика обрастает объемом, переходя из плоскости в куб, где количество лексических связей на уровне подобия строится не по одной, а по двум парадигмам. Морфологические формы (склонение по падежам и числам) позволяют на основании этих словоформ представить достаточно разветвленную модель смысла в значении "осознанное преодоление пространства внешнего или внутреннего". Учитывая тот факт, что слова не существуют в назывном варианте конструкций, в виде предикатов вроде односоставных предложений "Дорога", а живут в системе текста на правах самых разнообразных вкраплений, то сеть понятия "дорога" приобретает не только объем, но и временные темпоральные характеристики в зависимости от времени их написания, прочтения, забвения по разным причинам (кома, сон, смерть).

Так строка "Выхожу один я на дорогу" впервые написанная, тянет за собой сеть ее многочисленных прочтений, соединяя не только слова, но и поколения читателей, способных вероятностно повторить тот эмоциональный слепок настроения, которое в минуты высокой экспрессии в них заложил автор. Если вспомнить, что за этим словом, не плоскость, а кубическая объемная система семантики (синонимия, полифония, морфология), то можно представить насколько сильны эмоциональные транзакции между словами, облеченными в поэтический костюм.



Синергия искусства и реальности на договорных началах гаджетов

                "Дорога тянется беспечно,
                Но, каждый раз, закрыв глаза,
                Мне кажется, что мчу по встречной,
                и отказали тормоза"...

                /Кисычев/

 Когда в бухгалтерии пишут счет-фактуру на поставку материала для ремонта дороги, она не несет за собой всего этого контента, а остается безэмоциональным, книжным вариантом использования лексики официально-делового стиля.

Но стоит строителю на миг задуматься в перерыве на обед и вспомнить песню или художественный фильм, где дорога представлена в виде художественного образа, и та, сухая и книжная "дорога" из финансового документа превращается для него не в объект заработка, а в образ, созвучный теми значениями, которые делают работу сродни искусству, творческой и вдохновляющей. Желание отвлечься от скучной реальности и наличие сегодня такой возможности, благодаря айфонам и айпадам, из-за прослушивания музыки и песен во время работы, делают искусство и реальность максимально приближенными.


Антонимия семантики слова "дорога": формальная и метафорическая

                "Еще Гоголь — Гоголь! — писал:
                В России есть две беды: дороги и дураки."

                /М.Задорнов, "Страна героев"/

Пребывание в мире дихотомии, делают обязательным условием для существования энергетических каналов двух полюсов (конец/начало, плюс/минус), иначе движения не создашь.  Проводником движения является дорога,  и это делает ее заложницей явления контраста, оппозиции, антонимии, антитезы. Но, из-за особенностей значения и принадлежности слова к классу конкретных имен существительных ("называют предметы и явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности или подвергнуты счету") слово дорога в формальном буквенном выражении антонима не имеет.

 Возможен только вариант — "не дорога", или, грубо говоря, антонимией слову "дорога" формально являются все остальные слова, которые не обозначают семантику понятия "дорога", кроме ее синонимических и полифонических рядов. Получается, что кубу "дороги" противостоит по линии формальной оппозиции вся остальная лексика русского языка. Так куб в пространстве остальных полей и этажей смыслов можно условно назвать алгоритмом формирования логических связей в русском языке для образа слова "дорога".

Отсутствие антонима в словесном выражении, делает грани куба определяемыми и контрастными, а не размытыми, как это бывает при наличии оппозиции (холодный-горячий), где смысл переходов из одного состояния в противоположное постепенен как градиент энергии и физически по градусам не определяем точно. Горячим может быть чай и в 70 градусов по Цельсию, и в 90, эти границы условны, поэтому пары с оппозицией не создают таких кубов с ровными краями. Но отсутствие слова не обозначает, что не существует этому явлению противопоставления по смыслам, ситуативно или рассредоточенно. Так например, если воспринимать в художественном произведении дорогу, как метафору переменчивости, то мотив стагнации и замирания, по смыслу могут стать такой смысловой оппозицией.

И таких вариантов наберется не менее сотни, а это говорит о том, что размеры куба и его внутреннее содержание значительно объемнее и глубже, чем формально позволяет это сделать состав языка. Никто никогда не составит этого словаря художественных антонимов, но это не обозначает, что он не существует формально, как символические Хроники Акаши. Он есть, но собрать его сможет разве что только машина, обученная тонкостям семантик русского языка с загруженной базой всех художественных текстов.

А вот для счет-фактуры из бухгалтерии о поставке гравия для строительства "дороги" этой возможности не существует, пока, не появляется в наушниках мелодия вроде:
"Дорогой дальнею, да ночкой лунною", или еще какая-нибудь, способная захватить в плен сознание дорожного работника. Пристрельно на запрос "песни о дороге", выпали ссылки, где их объем для скачивания предложен в пределах трех сотен русскоязычных композиций. В случае владения человеком множеством иностранных, этот вариант слияния физического и ментального плана несоизмеримо больше. А это значит и куб объемнее, и связи прочнее, уходящие туда в глубину внутреннего мира.


Есенин и мотив пути: наметки на будущее

                "К бесконечности этого мира
                каждый добавляет свою дорогу"

                /Роман Надирян, "Немногословие"/


Проанализированное в прошлом году стихотворение С.Есенина "Отговорила роща золотая" касалось семантики цвета. Но это не потому, что цвет там главное, а скорее потому, что осень и цвета наиболее родственная тематика для попытки понять причины обращения поэта к этой теме в период предпоследних подготовок к вечности. Второй год, встречая листопадные пирамидки, выполняю его просьбу, шепчу над листвой слова "Отговорила роща золотая...". Второй год чувствую как снизу дует ветер...Думаю, что мир Есенина живет под ногами. Если так отзывается листва, хотелось бы услышать, как отзовутся дороги.

Новую порцию аналитики захотелось сделать на бумажных изданиях, все-таки уровень погружения намного глубже, руки чувствуют статику и никуда не летят. И да, когда автор писал свои последние "прости" моего города даже на карте не было, не было его и вообще. Это потом будет ГУЛАГ и сотни переселенцев русского элитарного общества, и кровь голубая, и сермяжные раскулаченные кулаки. И Чижевский с его бессрочным подарком люстры, и законами солнечных соляриев, его тюремными опытами, вчера была рядом с домом, где он жил здесь и укатывал Солнце в исследования. Где-то стоит его трехтомник с черной корочкой обложки.

Мотив дороги для поэзии важен глубиной и созвучием отражения динамики внутренних и внешних изменений, аутентичностью мотиву движения, которое позволяет преодолевать пространство не только словами, но и воспоминаниями, и образами. Поскольку слова тоже нуждаются в потоках, являясь по физиологии "потоком выдыхаемого структурированного воздуха", то образ дороги, как никакой другой позволяет им создать такую не статичную нишу. К теме дороги/пути художники чаще всего обращаются, когда чувствуют неприкаянность, бездомность, усталость от статики, жажду бегства от себя при полной невозможности это сделать физически. Рассматривая поле смыслов и семантику слова как внутреннее пространство жизни, поэты создают свои города, леса и дороги во внутреннем мире, наделяя их особенностями восприятия мира в период реальных путешествий, прогулок или переходов.


Когда кровь со слов "До свидания..." закрепила экслибрис вечности между Есениным и небом, когда застыли только его зеркала, битые в стихах и в доме Толстого, там где я сейчас стучу, была голая степь. Мне легко закрыть глаза и спеть его песни, соединив палиндром слов "степь и петь с", доверяя партию караоке поющей из "Яндекс+" машине. Спеть о его дороге из прошлого плоской степи, уже потом отравленной радиацией полигона и гептилом космоса. Но оттуда, где не было ни дорог, ни байконуров, а вот Есенин уже был. Пришлось работать в одном вузе с преподавателем, муж которой, знаменитый в свое время российский композитор и дирижер, сидел на одних нарах с Чижевским. И по манере говорить и общаться с другими в лице одной женщины я увидела всю сосланную сюда русскую интеллигенцию. Может, Есенин сбежал вместе с ними...Иначе, откуда этот ежегодный ветер после его строк.


Рецензии
Прочитал. Впечатлился. Написал.
ДорогА дорОга,
да до горы
дорого.
Хорошего дня.

Иван Винк   12.09.2021 11:10     Заявить о нарушении