VIP, том - 1 от А до К. Тень Басё - 2
Выдержа из Википедии:
Басё (яп. ;;;;; Мацуо Басё, Мацуо Дзинситиро[6] XXI год Канъэй [1644],
Уэно, провинция Ига — 4 октября VII года Гэнроку [6 ноября 1694], Осака, провинция Сэтцу) — японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль
в становлении поэтического жанра хайку[6].
Происходит из самурайской семьи. Начал изучать поэзию в 1664 году в Киото.
В 1672 году поступил на государственную службу в городе Эдо, позже преподавал поэзию. Известность Мацуо Басё принесло его мастерство в жанре комического рэнга[7], но основной его заслугой стал вклад в жанр
и эстетику хайку[8]. Он превратил чисто комический жанр в ведущий лирический, основанный на пейзажной лирике[9], вложил в него философское содержание[10].
Единство его образной системы, выразительных средств, его художественное своеобразие характеризуют изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира[10]. В 1680-е годы Басё
под влиянием дзэн-буддизма использовал в творчестве принцип «озарения»[7].
Басё после себя оставил 7 антологий, в создании которых принимали участие и его ученики: «Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны» (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), «Мешок угля» (1694), лирические дневники, предисловия к книгам и стихам, письма, содержащие суждения об искусстве и творческом процессе в поэзии[7]. Путевые лирические дневники содержат описания пейзажей, встреч, исторических событий.
В них включены собственные стихи и цитаты из произведений выдающихся поэтов. Лучшим из них считается «По тропинкам Севера»
(«Окуно хосомити», 1689)[8].
Поэзия и эстетика Басё существенно повлияли на японскую литературу того времени[7], «стиль Басё» определил развитие японской поэзии почти
на 200 лет[8].
****************************
Свидетельство о публикации №121091002634