Ритмы школьного вальса

            Подзабытое у нас французское «Bonjour!» рядом с русским приглашением «Добро пожаловать!» - встречает на входе в школу каждого, вызывая ощущение чего-то давно забытого. Русские «месье» и «мадамы» - этот красивый и бесконечно далекий от нас мир, в котором на дуэлях защищали свою честь. Теперь так всем пришедшим напоминают об углубленном изучении французского языка в стенах этого учебного заведения.
           «Ж-ж-ж… Что же это такое? Мне ж-ж-жутко интересно…» Над школьным двором кружится пчела. В руках нарядных детей так много цветов, что она принимает их за красивую садовую клумбу. Цветочное изобилие внизу оказывается живым и шумным Напуганная пчела взмывает свечой вверх и исчезает. Нет, здесь точно не ее праздник.
             Звучит знакомая многим романтическая и нежная мелодия школьного вальса:

                Давно, друзья веселые,
                Простились мы со школою.
                Но каждый год мы в свой приходим класс.
                В саду березки с кленами
                Встречают нас поклонами,
                И школьный вальс опять звучит для нас…

            На середину школьного двора выходит танцевальная пара старшеклассников. Юноша кладет руку на талию девушке, а она - ему на плечо. Их свободные руки смыкают танцевальную фигуру, и они начинают плавно кружиться в вальсе: «Раз-два-три, раз-два-три…»
           - Неужели когда-нибудь я тоже буду так танцевать? -  первоклассница Даша оглянулась и нашла глазами свою маму.
           Она улыбнулась и кивнула ей, словно, говоря:
           - Все будет хорошо, моя доченька.
           Даше к маме сейчас не подойти. Между ними живой ручеек из других детей и их родителей.
          «Динь-динь!» - звонит первоклассница в маленький колокольчик. По традиции ее несет на руках ученик выпускного класса. «Динь-динь!» Взрослые и дети улыбаются. У многих все это уже было, а у кого-то только в первый раз. Наконец старшеклассник осторожно опускает девочку на землю, откуда началось ее путешествие по школьному двору. Он улыбается и трясет своими затекшими руками: тяжело было…
             Наступает главный торжественный момент школьного праздника. Старшеклассники ведут за руку малышей на первые в их жизни школьные занятия. По дороге они что-то рассказывают им, наверное, дают самые последние напутствия.
         Ах, как все дети ждали этого события, как готовились! У Даши к школе был приготовлен бордовый сарафан с белой блузкой и новенькие черные туфельки. Теперь это ее школьная форма. Не сказать, что она слишком удобна. Такая одежда предполагает определенную сдержанную манеру поведения. В ней не станешь бегать по коридору на перемене. Зато можно чинно прогуливаться, покачивая огромными белыми бантами на голове и скромно опускать глаза, как это делали воспитанные девицы в благородном пансионе.
         Вот так, однажды оденешься иначе и станешь совсем другим человеком. Правда, новая туфелька пока немного трет ногу, но Даша старается не подавать виду. Это неудобство можно потерпеть. Важно себя не уронить перед одноклассниками. Даша наперед решила, что теперь она будет вырабатывать твердый характер. Желание доказать свою состоятельность иногда доходило у нее до настоящего упрямства. Даша уже сейчас была выше и сильнее многих одноклассников. Другое дело, что за всем этим скрывалась ее чистая и добрая ангельская душа.
              В это время дети вошли в класс, в котором теперь пройдет важная часть их жизни:

               От праздничных торжеств до школьных буден
               Всего один нас отделяет миг.
                Пусть этот год не будет труден,
                Хотя в науке нет путей простых.
                Пусть будет легок путь и добр учитель,
                Пусть  будет так, а в вашу жизнь пока
                Предвестником свершений и открытий
                Вольется с урока голос первого звонка.

            - Меня зовут Елена Владимировна. Я ваша первая школьная учительница. Если забудете мое имя на уроке, поднимите руку и спросите. На перемене для этого нужно будет просто подойти ко мне.
            Теперь вы все одноклассники и должны дружно жить в нашей школьной семье. Мы с вами будем вместе учиться четыре года грамоте, читать и писать, считать и многому другому. А теперь я хочу познакомиться с каждым из вас…
              Тут же вверх тянется несколько детских рук:
              - А можно мне со всеми познакомиться?
              - И мне, и мне…
              Даша руку пока не тянет, она привыкает к новой для нее обстановке и только еще присматривается…
              Что было, то было. Дети в классе изрядно шалили на уроках. Учительница сказала, что не все привыкли к школьной дисциплине. Требовать порядка со всей строгостью пока нельзя. Они будут становиться настоящими школьниками постепенно, день за днем. Шумные и непоседливые дети Даше не очень нравились. Она выбрала себе в подруги тихих и скромных девочек - Полину и Катю. Наверное, Даша себя тоже считала такой.
          В первый день Елена Владимировна разрешила каждому выбрать себе место в классе. Даша села за вторую парту. Рядом с ней оказалась Полина, и это тоже было хорошо. Правда, спустя несколько дней произошло то, чего Даша ожидала, но меньше всего хотела: ее пересадили назад, на третью парту. Ближе к доске оказались те, кто был меньше ростом и имел слабое зрение. Наверное, таким детям следовало уступить свое место за партой, но все равно это было обидно. От огорчения она даже заплакала.
         Даша не знала, что сидеть на уроках так утомительно. Неподвижная, прямая спина, едва успеваешь поворачивать голову и водить глазами за учителем: туда - сюда. Получалось, что учеба для школьников - такая же трудная работа, как у их пап и мам. Иногда их учительница делала занятия похожими на игру и это всем нравилось. Недавно им показали школьный спортивный зал с настоящими гимнастическими снарядами. Значит, они тоже будут на них заниматься?   
        Как же замечательно учиться в школе! Учительница Даше понравилась. Елена Владимировна была строгой, но никогда не повышала голос на своих учеников, всегда спокойная и рассудительная. Даше хотелось подражать своей маме, а теперь еще и новой школьной учительнице.
       Выполнив домашнее задание, она решила «поиграть в школу». Даша рассадила кукол на полу и положила перед ними свои книжки. Конечно, себе она отвела роль учительницы, пытаясь повторять то, что видела на школьных уроках. Раньше она думала стать парикмахером или модельером. Теперь ей захотелось представить себя учителем. Куклы послушно сидели и смотрели на нее нарисованными глазами. Ничего другого делать они не умели.            
       Каждый день Даша с нетерпением ожидала, когда снова пойдет в школу. Утром она вставала раньше других и начинала собираться. Водрузив на спину школьный рюкзак, Даша становилась похожей на пехотинца в дальнем походе. Передача этой тяжелой ноши сопровождавшим ее лицам полностью исключалась.
       Утром в школу Дашу отводил дедушка. Обычно они выходили из дома немного раньше и занимали себя по дороге разными интересными делами: проверяли на дереве кормушку для птиц, добавляли туда зернышек. Как-то раз возле школы Даша увидела на дереве спрятавшегося кота, который свесив длинный хвост, внимательно разглядывал шагавших под ним пешеходов. Поняв, что обнаружен, он недовольно заворчал. Кот был кем-то напуган. Как Даша это поняла, дедушка спрашивать не стал.
           По правде говоря, Даше было всех жалко, особенно маленьких и слабых. Под эту категорию у нее попадали воробьи, голуби, бродячие кошки и прочая городская живность. При встрече с ними Даша непременно заводила разговор. Иногда со стороны казалось, что они даже понимали друг друга.
            Школьный двор постепенно просыпался, заполнялся пришедшими детьми и их родителями.  В назначенный час открывались двери, и оттуда выходили учителя. Они собирали своих учеников и как выводки цыплят уводили их на занятия.
            Шло время, и деревья на улицах оделись в осенний наряд. Уроков у первоклассников становилось больше, а задания - труднее. Интерес к школьным занятиям у Даши первыми днями не закончился. Приятно было идти по улице с рюкзаком, в котором лежали школьные тетради и учебники. Это, как пропуск во взрослую жизнь, в которую пускали по выданному тебе ученическому билету. Теперь все знают, что она большая и ходит в школу. А еще учительница сказала маме, что Даша хорошая, умная девочка. Это было очень приятно. Значит, учительница не забыла про нее, посадив за третью парту, и увидела прилежание в учебе.
         Даша старательно делала в тетрадке прописи и что-то тихо шептала себе. Будто уговаривала написанные буквы быть похожими на нужный образец. Ей понравилась аккуратно выведенная на странице строчка. Что же еще можно было сделать? Она думала с минуту, а потом принялась раскрашивать буквы цветным карандашом. Делать это было совсем необязательно. Просто Даше показалось, что так будет красивее. И еще. Елена Владимировна говорила, что любое начатое дело нужно обязательно доводить до конца и только потом приниматься за что-то другое.
        После занятий Даша торопливо собрала свой школьный рюкзак. Она уже успела соскучиться по дому. Взявшись за руки, первоклассники парами спустились по лестнице. Наконец учительница открыла перед ними тяжелую входную дверь,  за которой их уже ждали. Во дворе школы собралась целая толпа чьих-то пап и мам, дедушек и бабушек. Теперь взрослым и детям нужно было увидеть друг друга. Через несколько минут возле Елены Владимировны уже никого не осталось.
        Даша выглядела спокойной. Она быстрее других заметила свою маму - самого замечательного человека на свете. Даша прижалась лицом к ее животу, а потом взяла за руку и увела за ворота школьного двора. Будто опасаясь, что это мог сделать за нее кто-то другой. Мама снова принадлежала только ей. На улице они соберут букет из опавших листьев, а из рубиновых ягод рябины вместе сделают дома красивые бусы. Жаль, что такого времени у них с мамой теперь будет меньше...
       Даша еще не знала, что из таких простых обстоятельств в ее жизни складывалась формула счастья, над разгадкой которой десятилетиями трудились видные ученые, психологи и социологи. Человеческое счастье всегда находилось за пределами научного понимания и не нуждалось в мудреных объяснениях. Это всплеск, полет нашей души, ее песня...
       Здесь дети имеют небольшое преимущество перед взрослыми - они меньше задумываются над смыслом жизни и чаще бывают счастливыми. Конечно, и у них тоже случаются немалые огорчения. Куда же по нынешним временам без них? Только тогда загляните у Даши в школьные рисунки: на них люди, крылатые феи и бабочки всегда улыбаются. Кто-то скажет, что мир таким не бывает. Они определенно будут неправы - рисуя, Даша каждый раз делает его таким…


     На фото - рисунок автора


Рецензии
Как давно для меня всё это было - и первый класс, и школьные переживания. Окунуться в мир школьницы приятно, осеннее настроение Вы передали мастерски.
С теплом, Оксана

Ёжи Пилот   11.09.2021 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана.

Сергей Псарев   11.09.2021 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.