Философские вопросы. Часть 41

1. Если человек неприятен или противен, о чём это говорит?

• Ближний противен нам от недостатка любви в нас.

Господь заповедал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. Евангелие от Марка 12:29-31). Это означает, что нужно любить всех ближних и даже врагов (относиться к ним по-доброму, творить добрые дела). Христос также заповедует: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Библия. Евангелие от Матфея 5:44–45). Может ли нам быть противен любимый и дорогой брат? Так, если ближний, пусть даже отъявленный грешник, нам противен – значит, мы ещё не совершенны в любви.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 4:20-21).

Преподобный Серафим Саровский учит так: «Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной».

«Уважай образ Божий в каждом человеке. Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб, и Которого образ на себе носит. Достоин Христос, Который кровь Свою за него излил» (Святой Тихон Задонский).

«Люби грешников, но ненавидь дела их», – учит святой преподобный Исаак Сирин. Ближний есть образ Божий, драгоценность для Господа, ведь бессмертная душа дороже всех сокровищ мира. Не принимать и всячески отвергать нужно беззакония, совершаемые страждущим смертельными недугами и болезнями грешником. Можно ли ненавидеть смертельно больного брата своего? Напротив, мы его начинаем любить ещё больше, заботясь и утешая его.

Что ещё мы узнаём о себе, если некий человек нам противен? Как учат святые отцы Вселенской Православной Церкви: в ближнем, как в зеркале, мы видим свои собственные грехи и пороки, которые нас же уязвляют и раздражают. Вот что нам противно – наши же беззакония. Действительно, смиренный, победивший гордость, не возненавидит брата своего, сделавшего замечание, а поблагодарит как помощника в деле спасения. А вот гордый, напротив, уязвлённый своей гордостью, начнёт в ответ указывать на недостатки «обидчика» и оправдываться, в своём сердце поселяя раздражение, а иногда и ненависть. Будет сетовать на него: «Какой гордый, не мог промолчать, не мог потерпеть!». Часто у гордого что ни человек, то злейший враг. Мы как бы примеряем на ближнего образ своих мыслей, воображаем, что он так же думает, чувствует и поступает, как и мы думали бы, чувствовали и поступили бы в этой ситуации. Примеряем наши пороки на окружающих.
«Какие грехи видим в людях, те есть и в нас», – говорит святитель Тихон Задонский.

Любящему, совершенному, святому Господу ни один человек не противен, так что Он жизнь Свою отдал за каждого из нас. А потому, кто любит, тот и ко всем относится с любовью, как учит Бог-Любовь.


2.  В чём духовная сила человека? Откуда она берётся?

• «Он [Бог] даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость» (Библия. Книга пророка Исаии 40:29).

Господь – источник и податель любого и всякого блага, поэтому и сила духовная даётся Богом. Духовная сила человека заключена в вере в Бога, вырастает из неё. Верующий полностью доверяет Промыслителю. Господь – наш Отец, Он любит каждого человека несравнимо больше, чем может любить мать, отец и всё человечество совместно. Божественная Любовь – бесконечна. Господь всё попускает и подаёт только и исключительно во благо, ведь любящий не может творить зла любимому существу. Тем более Бог, Который зла не творит никогда. «Не бойтесь! Не случится ничего ни больше, ни меньше того, что попустит Бог» (старец Иосиф Ватопедский).

Что же такое духовная сила? Это смирение: принимать и исполнять всё, что посылает Бог, с верой, любовью, благодарностью и радостью. Смирение – настоящая сила и мужество, смиренному вообще ничего не страшно, потому что его союзник и защитник – Сам Бог! «Если Бог за нас, кто против нас?» (Библия. Послание к Римлянам святого апостола Павла 8:31).

Господь говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Библия. Книга пророка Исаии 41:10).

«А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Библия. Книга пророка Исаии 40:31).


3. Благоразумие является добродетелью?

• «В общем употреблении называются благоразумными [те], которые в житейских делах различают полезное и вредное»... (святитель Василий Великий).

Благоразумие – это дар отличать добро от зла, спасительное от губительного и поступать наилучшим для спасения образом, обращая даже зло в добро, то есть различать волю Божию и следовать ей.
 
«Ибо в науке добродетелям заключается точное распознание и блага и того, что противно тому; а для этого требуется благоразумие» (преподобный Феодор).

«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Библия. Книга Притчей Соломоновых 14:15).

«Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперёд и наказываются» (Библия. Книга Притчей Соломоновых 22:3).
 
«Итак, смотри;те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла 5:15).

«Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во всём поведении твоём» (Библия. Книга Товита 4:14).

«Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра 4:7).

Безусловно, благоразумие – добродетель. Благоразумный устраивает свою жизнь мудро по воле Божией и так приобретает себе сокровища вечные: вечную жизнь, блаженство и любовь рядом с любящим и благим Господом, ангелами прекрасными и добрыми святыми.

Иисус Христос в Нагорной проповеди заповедал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Библия. Евангелие от Матфея 6:19–21).


4. От чего умирают победители?

• Настоящие победители умирают, выполнив своё предназначение.

От чего обычно умирают победители? Взлёт на вершины сопровождается сильной завистью и кознями завистников. Чем ярче и недостижимей успех, тем чернее зависть, доходящая иногда до увечий и даже убийства. Потому некоторые успешные, здоровые, добрые и даже святые люди убиты завистниками. Так поступили с Мессией БогоЧеловеком Христом, Который многих исцелял, очищал от греха и даже воскрешал из мёртвых. Кто и почему распял Христа? Его распяли те, кто ожидал Его же пришествия, но книжники и фарисеи не захотели меняться, очищать свои сердца от тщеславия и лицемерия, от властолюбия и гордости. Именно законники и «учителя» из зависти распяли Христа, потому что многочисленный народ следовал за Ним из всей округи, слушая Его учение. Христос же обличал беззакония фарисеев и книжников.

Недалеко от зависти пригрелась и несправедливая и жестокая месть. Месть не бывает справедливой! Она желает причинить больший вред, чем был нанесён, потому что к ней примешивается ненависть – убийца любви. Месть зачастую не останавливается ни перед чем, идя по трупам. За что вырезали целые семьи, мстя своему обидчику за оскорбление одним лишь словом? Самая изощрённая месть совершается из зависти.

Зависть отравляет своим ядом всё, к чему прикасается. Одиночество – удел многих талантливых людей и победителей. Мало кто способен вынести дружбу с успешным и одарённым, не уязвившись сам в себе. Не вынося чужой радости, завистники бегут от счастливых. 

Но победитель на то и победитель, что умирает от счастья, не обращая внимание на зло, а посвящает свои победы Богу, Которому и обязан талантом, успехом и великими делами.

Истинные победители умирают с чистой совестью и радостью от того, что выполнили своё предназначение, уготованное Богом. Святой знает: победа в том, чтобы исполнить волю Божию о себе, а не в том, чтобы взлететь выше всех и, зацепившись рогами за облака, рухнуть на дно адской гордости. Кому нужны такие «победители»?


5. В чём проявляется и откуда берётся внутренняя дисгармония человека?

• Грех рождает дисгармонию и хаос во всём.

Что такое дисгармония человека? Это несогласованность, разлад его воли, мыслей, чувств, желаний, обязательств, голоса совести, норм общественной морали и законодательства и Божественного Закона. Полный хаос. Человек думает: «Создам семью и буду верным жене. Так правильно, люди не будут осуждать, жена не уйдёт. Блуд, вообще, – смертный грех». А душа  просит…  Блудливое око втихую посматривает, ноги в клуб собираются, руки потрясывает, они к телефону тянутся сами. За ними прибегают недовольные мысли: «Жена не такая, жизнь не такая». Совести объяснил, кто не прав. Оправдание для общества и жены придумал и волевым актом да ногами пошёл и согрешил. Целый день мучился, согрешил, но мучения свои только усугубил. А завтра новый день…

Так, дисгармония проявляется во всём, в каждом действии, в каждой мысли, каждое мгновение. Грешный человек – дисгармоничный человек. Грех, как всякое зло, порождает разлад, хаос. Добро созидает, объединяет, а зло – уничтожает и разделяет.

«Грех настолько усвоился нам после падения, что все свойства, все движения души пропитаны им» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

В ладу с собой тот, кто очистился от греха и, удалившись от старых схем поведения, живёт по воле Божией. Всё становится просто и легко. Мировоззрение, а значит, и мысли, и намерения, и цели выстроены на правде Божией. Очищенное от страстей сердце не желает греха и зла, а желает творить любовь и правду Божию. Чувства подчиняются воле человека и не властвуют над ним более. Сама же воля находится в согласии с голосом совести и волей Господа. Так, весь человек и все его мысли, чувства, цели, желания, действия согласованы и имеют прочное основание. Основание их – Божественная правда и Закон Божий.

Только праведный человек становится гармоничным. Ему открывается премудрость и красота целого мира, и в награду он получает любовь, мир душевный и вечное счастье. Он – создаёт гармонию вокруг себя и помогает многим ближним. Святой Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя». Этот мирный Святой Дух меняет всего человека. Он всё освящает, всё возрождает, исцеляет. Он складывает жизни и вечность. Святой Дух – Совершенная Гармония добродетелей. Там, где живёт Дух Божий, нет ни малейшего нестроения. Там, где обитает злой бесовский дух, там всё хаос, всё вражда, всё смерть.

«Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке со грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех» (преподобный Авва Исайя (Скитский)).
 

6. Что такое духовная, мыслительная гигиена?

• Как мы следим за чистотой тела, так надобно следить за чистотой сердца и помыслов.

Иисус сказал: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Библия. Евангелие от Марка 7:20-23).

Как не допустить зло в своё сердце и ум? Для этого святые отцы Православной Церкви, исходя из своего огромного духовного опыта, советуют сокрушать зло в самом зачатке, на подступах к нам: отсекать все злые, праздные, греховные помысли и желания молитвой, как только они возникли. Не рассматривать их, не делать им уступки. С помыслами бороться легче, чем с совершённым грехом, который, укореняясь, превращается в страсть – болезнь души.

«Грех, овладев всеми чувствами, подобно вору, тайно проникает в глубины сердца, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает» (святитель Иоанн Златоуст).

«Грех расстраивает всё существо человека и всем силам его дает извращённое направление» (преподобный Исаак Сирин).

«Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания» (святитель Феофил Антиохийский).

Духовная гигиена заключается в хранении всех своих чувств в чистоте.

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Библия. Евангелие от Матфея 6:22-23).

«У кого взоры обращены ко греху, для тех беззаконие является целью и они как бы вождём своим имеют грех: сначала они допускают его в своё сердце, потом безраздельно вперяют в него очи ума и так устремляются к беззаконию» (святитель Иоанн Златоуст).

«Когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста перед Богом и Его недостойна, как говорит Соломон: «Мерзость пред Господом – помышления злых» [Притч.15:26]» (Святитель Филарет. Пространный христианский катихизис Православной  кафолической восточной Церкви, М., 2013 г., стр. 156).


7. Могла ли природа человека пойти другим путём в иных условиях?

• Есть Промысел Божий о мире и человеке.

Мог ли человек, например, быть разумным обитателем морей в подчинении у царя Земли – разумного динозавра? Мог, если бы на то была воля Божия, ведь Бог – Творец всего мира. Но Промысел Божий предполагает, что человек – разумный царь земного мира с телом, подобным животным, и бессмертной душой, подобно Ангелам.

«Земля является духовным центром мироздания, потому что она создана для человека. Как принцип творения человек объединяет в себе духовный и вещественный миры. Его тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру – духовному» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 210).

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Из сотворённого уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)… творит как бы второй мир, в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, из разных пород составленного поклонника (Богу), зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной, царя над тем, что на земле, подчинённого Горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцательного; ангела, который занимает середину между величием и низостью». Человек представляет собой малый мир. В нём соединяются все сферы тварной Вселенной». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 208).

Адам задуман Господом как царь видимого, земного мира. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Библия. Бытие 1:26).

Таким образом, человеческая природа не могла быть радикально иной (без воли на то Бога). У человека есть своё предназначение в мире, которому он должен соответствовать по естеству изначально.

Но природа человека всё же пошла иным путём, когда человечество, впав в грех, стало смертным и страстным. Мы потеряли своё достоинство, благодать, святость, рай и саму жизнь, похоронили образ Божий в себе под тоннами нечистоты греховной.

Но Христос, будучи новым Адамом, Своей крестной смертью и Воскресением восстановил наше падшее естество, вернув людям благодатные дары, жизнь и воссоединение с потерянным Богом в вечности. Христиане вновь становятся сынами Божиими по благодати, наследниками Небесного Отечества.


8. Почему свобода приводит ко злу?

• Свобода – это самостоятельный выбор личности: быть с Богом или не быть с Богом.

Свобода может привести ко злу, но не обязательно приводит. Что есть свобода? Это самостоятельный выбор личности: быть с Богом или не быть с Богом, то есть исполнять Его волю или противиться ей. Любое противление святой и истинной воле Божией и есть грех, и есть зло. «Грех есть не иное что, как только действие против воли Божией», – объясняет один из трёх Вселенских учителей – святитель Иоанн Златоуст.

Нарушив волю Божию, согрешив, сатана пал с Небес, как молния. Так в мире появилось зло, всякий грех, нечистота и смерть. «сатана» переводится как «противник». Вслед за ним воспротивились Богу и многие другие ангелы и, пав в ад (который и появился по этой причине), стали порочными злыми духами – прародителями всех возможных бед и страстей, и мук. Что же произошло? Все эти ангелы употребили свою свободу во зло, они по собственной воле избрали жизнь вне Бога, избрали грех. Но большинство Ангелов устояли, употребив свою свободу во благо, они сохранили верность Богу, оставшись святыми.

Затем во зло употребили свободу и первые люди: Адам и Ева. Они нарушили заповедь Божию: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Библия. Бытие 2:16-17). Так пало во зло всё человечество. Но благодаря Христу у нас есть шанс на жизнь и счастье.

Свобода – мощная сила, свойственная только разумной личности. Важно употребить её во благо: благоразумно творить волю Творца и Любящего Отца, а не волю злых, порочных человекоубийц, у которых нет будущего. Этот выбор полностью зависит от нас.


9. Иногда ради любви сворачивают горы, а иногда – шею. Любовь больше созидает или разрушает?

• Страсти отравили всё в людях и даже святую любовь.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8).
Бог – Дух Любви, и поскольку Господь не имеет в Себе никакого зла и не совершает его, то и подлинная Любовь не может разрушать, но Любовь созидает и даёт жизнь. Весь мир сотворён и поддерживается Божественной Любовью. А вот, зло, напротив, не способно по природе своей к созиданию, но несёт насилие, разрушение и смерть всему, к чему прикасается.

Люди непрестанно грешат. «Весь мир лежит во зле» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 5:19). А потому человеческая любовь извращена грехом. В совершаемом из-за любви зле не виновата любовь, виновата страстность, толкающая на зло. У святого человека и любовь святая, у грешника и любовь не любовь, а страсть…



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32).


Рецензии