Второе дыхание философско-поэтический трактат

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ: ФИЛОСОФСКО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ № 29 (2006 Г.)

Часть 1.

Гл. 1. Поиски человека в суетном мире

В этом мире мы ищем прежде всего себя, или другого, близкого, понимающего и принимающего твою личность, твою самость и твою сущность. Порою днем и с фонарем так трудно обнаружить самого себя, потому как суета и та среда, в которой ты пребываешь, основательно трансформирует и искажает твою глубинную сущность до неузнаваемости. И многих суета растворяет без остатка, превращая природный дух в летучий эфир, ускользающий в небытие. Человеком часто (почти всегда) правят страсти и обольщения (соблазны). Порой великие, но чаще – мелкие и зряшные, что, как правило, познается задним числом и далеко не всеми. Ищи себя в самом себе, а не в других. Другие могут искажать тебя вполне сознательно – во имя своей мелкой страсти или по чужому умыслу и заданию. Если ты обретешь себя подлинного и настоящего – тогда найдется и другой, который действительно тебе необходим и созвучен. А если вдруг не обнаружишь другого – живи в мирах иных, ушеших, настоящих или будущих, но максимально тебе созвучных (в плане духовном и душевном).
 
Гл. 2. Познание другого и познание себя

Известно, что познавая других – открываешь что-то и в себе самом. Безусловно, что себя познать или понять (весьма разные вещи и процессы) гораздо проще, потому как находишься наедине с самим собой каждые 24 часа в сутки. И даже если тебя окружают другие – есть внутренний голос, внутренний диалог, невидимый для других, но действенный и значимый для тебя. Разумеется, что слишком глубоко заглядывая внутрь себя, можно упасть на дно колодца, в мир запредельного – и не вернуться в эту суетную, порой замечательную, но иногда, трагическую, реальность. Так уже бывало не с одним поэтом и не с одним философом. Поэтому: не усердствуй в познании себя, ни тем более – в познании других. Тем более, что познавая других, ты можешь неожиданно прийти к выводу, давно известному: «чем больше я узнаю людей – тем больше мне начинают нравиться другие животные». Другого следует познавать на дистанции, избегая физических объятий и не допуская к своей душе, ибо тебе, в большинстве случаев неизвестны движущие помыслы другого. Говорят: сердце покажет исключения и подскажет кому можно доверять. Не верь своему сердцу – оно также может ошибиться, как и твой ум. И то и другое – всегда ведомо незримыми страстями. Поэтому будь осторожен и нетороплив в познании других. И будь усерден и настойчив в познании себя и своих слабостей и избыточных влечений.

Гл.3. Познай себя и ты познаешь мир

Как минимум – две с половиной тысячи лет исповедуют философы и мудрецы всех народов эту формулу самопознания. Стал ли мир людей за этой время совершенней и благородней? И насколько вообще принято в современном мире следовать этой древней формуле? Мир человека часто сравнивают с микрокосмом или даже именно так его именуют. Насколько это оправдано? Человеческий микрокосм – безусловно важный элемент макрокосма или Универсума (Большого Космоса). Но полагать, что познав себя – ты познаешь Вселенную (Универсум) – это конечно же философско-поэтическая метафора. И то и другое – мы должны познавать независимо. Но в первую очередь, безусловно, важнее для всех нас, познать самих себя. Просто я еще не встречал ни одного человека во всей человеческой истории, который мог бы (не лукавя!) сказать, что он познал весь мир (космос, Вселенную, Универсум). А вот познать самих себя – кое-кому удалось – в истории немало таких примеров. Что это им дало? Это вопрос уже из сферы голой прагматики. Главное – что они при этом чувствовали и как себя сознавали. В конечном итоге, это выбор самостоятельный для каждой мыслящей личности.

Гл. 4. Торжество капитала и страсть к морализаторству

Собственно, выше названное, это две стороны медали или две основные страсти современного цивилизованного мира. Первая – обладать. Вторая – обсуждать других. Первая присуща персонам сугубо утилитарным и прагматичным (в большинстве случаев). Вторая – характерна для мещан и интеллигентов, для тех, кто не может отдать себя без остатка либо обладанию, либо бытию (творчеству). И тогда (эти морализирующие персоны) устанавливают личные и коллективные критерии морального и аморального для других, с удовольствием погружаются в процесс коллективного суждения (осуждения) и оценивания поступков и жизнедеятельности других, стремящихся к обладанию и творчеству (точнее – самовыражению посредством искусства, поэзии и иных человеческих изобретений). В итоге, торжествует капитал, в большом и малом, трансформируемый во власть и обладание (благами, вещами, телами, душами, сознаниями…). Другие, менее преуспевшие, всегда находят изъяны и убожества во всех иных, непохожих на себя, и непризнающих самозванных морализаторов.
 
Гл. 5. Погружение в глубины осмысления: себя и окружающего мира

С точки зрения прагматики – мы должны всё время пребывать в деятельном состоянии и преследовать какую-либо значимую цель. С точки зрения осмысления себя и окружающего мира – мы большую часть времени должны пребывать в рефлексии, в погруженности в собственный мир идеального, либо пребывать в глубоком созерцании природы, в надежде обнаружить её глубинные сущности. Но всё это в теории. В жизни, как правило, три доминирующих состояния человека смешиваются и предстают в разных пропорциях. Отсюда говорят, что есть практики и есть теоретики. Или есть созерцатели и есть самопознаватели. Последних, как правило, меньше чем других. Ибо пока будешь заниматься самопознанием – рискуешь остаться самовлюбленным и бесперспективным изгоем, лишенным многих земных благ и приличного статуса в обществе. Бывают, конечно, исключения. Такие, как Владимир Соловьев или Николай Бердяев. Больше – второй, потому как редко кому удалось столько времени уделить познанию себя и одновременно состояться к качестве признанного философа, в основном, в чужих отечествах.

Гл. 6. Новая жизнь с понедельника

В ранней юности (когда мы учились в техникуме физической культуры) у меня был приятель, который почти постоянно просыпал в понедельник первую пару, а нередко, и вторую. После занятий он заходил в нашу комнату и говорил: «Ну, всё! Со следующего понедельника начинаю новую жизнь, и больше не буду пропускать первую пару!». И еще на эту тему был анекдот: про последнее 1005-ое китайское предупреждение – это когда радио Китая, вещавшее на территорию Советского Союза на русском языке, постоянно объявляло какое-нибудь «последнее предупреждение» и переключалось на следующую тему, где снова объявлялось «последнее предупреждение» советским империалистам… Вообще-то говоря, феномен «новой жизни с понедельника», несмотря на его широкое распространение в повседневной жизни россиян, исследован крайне недостаточно, в смысле причин и последствий для каждой отдельно взятой особи (персоны). То ли он ведет в итоге к постоянному самосовершенствованию, то ли он подтверждает обреченность всех попыток слабой персоны начать новую жизнь…Но лучше поздно, чем никогда. Даже 1005-ая попытка преодолеть свою лень и слабость порой приводит к удивительным результатам.

Гл.7. Каждый день как последний

Не помню уже, кто из великих или мудрых, высказал эту формулу. Но скорее всего прочитал её у автодидакта Валерия Куринского. Жить или проживать каждый день как последний может только человек, попавший в экстремальную ситуацию и чувствующий, что любой день может стать последним. В юности такая формула творчества может быть только мечтой. Но в зрелом возрасте, без всякого экстрима, она может стать повседневной реальностью. Если еще не лишен способности критически мыслить, познавать, и, возможно, что-то еще творить. Незаметно, в суете быстро пролетающих будней, и ко мне пришло это качество: проживать каждый день, как последний. Конечно, не на все 100% это удается. Всегда есть люди и обстоятельства, которые норовят вмешаться в содержание твоей жизни (до последнего), чтобы травить, мешать и каркать – но это уже, по большому счету, мелочи, неизбежность которых быстро осознается и не владеет долго твоей мыслью и твоим сознанием. Просто потому, что впереди  Ничто, и там, вероятнее всего, мыслить, созерцать, любить и творить уже не придется.

Гл. 8. Цивилизация – огромный механизм

Цивилизация, в которой мы пребываем в настоящее время, огромный механизм (планетарного земного масштаба), в котором симбиоз технического, информационного, экономического и психологического. Всё переплетено в затейливых взаимосвязях естественного и искусственного. В книгах – одно. В жизни – другое. И человек всё более становится винтиком этого огромного механизма. Винтиком легко сменяемым и выбрасываемым на свалку. Былой афоризм: «Лес рубят – щепки летят» – стал одним из главных императивов. Понятно, что человек – не щепка, у него есть выбор, есть воля – и иногда он не соглашается с ролью легко заменяемого винтика – мечтает и стремится быть независимой личностью. Увы, в природе не бывает абсолютно независимых винтиков, как и не доступно бессмертие для всяких сменных или даже воображаемых себя независимыми винтиками. И потому – нам остается только благодать в виде кратковременной иллюзии личной свободы и независимости.

Гл.9. Назад к природе

Формула «Назад к природе» наиболее ярко прозвучала в 60-70-е годы XX века, когда появились первые серьезные книги и доклады, открывшие путь алармизма. Оппоненты формулы (социального движения) «Назад к природе» сразу начали искажать истинный смысл движения, говоря о том, что алармисты и натуралисты зовут нас «обратно в пещеры». На самом деле, формула социального движения «Назад к природе» – это формула экологического императива, нацеленного на коэволюцию общества и природы, на раскрытие глубинного духовного потенциала сотрудничества человека с природой, позволяющего сохранить природу и не превращать её в целиком искусственную техносферу.

Гл. 10. Целое поле поющих жаворонков

Однажды весной я шел пешком (через горку) из Баяндая в Тургеневку. С левой стороны от трассы Баяндай – МРС, недалеко от поворота, было невспаханное поле, заросшее разнотравьем. День был радостный и солнечный. Над полем повсюду трепыхались на высоте поющие жаворонки, и казалось, что их так много – будто поет целый хор полевых жаворонков. Сознание воспринимало эту картину и радовалось предстоящему лету и новым надеждам. А в глубине души, в неосознаваемых измерениях, чудились незримые виденья: будто снова я оказался в детстве и бреду по целинной степи, где поет такой же хор полевых жаворонков.

Гл. 11. Все мы родом из детства

Чтобы мы не говорили о социализации, о полном взрослении каждого человека, переходящего в стадии правоспособного возраста в полноправного гражданина, соблюдающего свои права и обязанности – в глубине души у нас (по крайне мере – у большинства) всегда живет детство, не раскрытое и неиспитое в своей наиболее светлой сущности. Может, потому и пьют некоторые из нас, пытаясь вернуться в детство, а переборщив – попадают в животную взрослость… Возможно, что именно невостребованность качеств детского мировосприятия, порождает избыточную утилитарность, и порой и жестокость взрослых людей. И порой хочется вернуться в детство, чтобы многое там исправить и прожить его заново, как нередко хочется исправить и заново прожить всю сознательную жизнь, во многом проживаемую полусознательно или даже вовсе бессознательно.

Гл. 12. Праздник живет всегда в твоей душе

В одном из голливудских фильмов, главный герой говорит прилетевшим отдыхать на райский остров туристам: «Это остров! Романтику надо с собой привозить!». Романтика бывает похожа на праздник, который всегда живет в нашей душе. Но часто мы сами не можем обнаружить этого праздника и видим в своей жизни сплошные будни, серые и унылые. Также и поэзия – она живет в нашей душе, почти всегда как праздник, который мы умудряемся не замечать, а заметив – не можем понять – к чему нам этот праздник? К чему эта наивная романтика? И только когда обнаруживаешь, что почти всё уже промчалось мимо, и душа уже забыла все праздники – вдруг понимаешь – зачем нужна была в этой жизни поэзия, и для чего наша душа просила этого романтического праздника.
 
Часть 2.

Можно искать Надеяться, мечтать – но жизнь одним прыжком оставит позади иллюзии и планы… Нам остается вечность – Чтобы осмыслить миг земной мечты
01.07.06 23-24

Живу – но не творю… Зеваю сыто как амеба на досуге, себе о невозможном говорю С судьбой смиряясь как безвольный флюгер
02.07.06 20-25

Мне говорят: «Твоя поэзия грустна, Лишает оптимизма! Бездельник ты! Несчастный рифмоплет!..» Вот в этом прагматическом обзоре Немало справедливых замечаний есть… Но в моем мысленном просторе Немало чудных откровений – И не нужна мне чья-то восхитительная лесть Прошу учесть: я отражаю собственную жизнь Свои миры и впечатленья И если вижу негативные явленья – То не могу их жизнерадостно прочесть
03.07.06 22-05

Раскрою книгу бытия – и утону в дыхании шедевра! По краю вечной жизни я промчусь и прочитаю горсть случайных смыслов Как вечный ученик – чему-нибудь учусь, зачеркивая призрачные числа
4.07.06 20-00

Возвращение в Иркутск: Здесь все также, как и было Только люди изменились – удалились, очужились… Не моя страна… Капитал всем миром правит: Создает машины, дачи, имена! Как блестящая обертка у резиновых конфет – Это имидж! Все блефуют, корчат позы – как в плохом кино. Жизнь без мысли – несерьезно Обнажится скоро дно Как ресурсы изничтожим – снова мир делить начнем И утопим в беспределе все красивые мечты Только те что уцелеют будут прятаться в кусты И в набедренных повязках будут несть последние разумные черты
5.07.06 23-11

Последняя минута уходящего дня Стрелка мчится без преград – обычный финиш А мы теряем всего лишь маленькую жизнь В разгаре обжигающего лета
07.07.06 24-00

И снова пустота… Исчезли смыслы И жизнь – почти уже прошла… Опять внизу, у крайней точки, Копейки собираю на билет в тот край где я кому-то еще нужен…
8.07.06 23-23

Пять лет назад природа плакала дождем Как будто в ожиданьи катастрофы… И снова повторился черный день За что такая участь у Иркутска? За чьи грехи? По чьей вине, и по какому разуменью?..
9.07.06 22-45

Неспроста в природе возмущенья Их истоки где-то далеко От того что просим мы прощенья Океан беды не станет вдруг рекой…
10.07.06 21-05

Поиск ритма будет завтра… Прогнать злосчастную погоду и сделать чистым горизонт – Желанье трех последних дней. Как мир перевернуть?! (без жертв) Чтоб стало в нем уныло для абсурда И чтоб маразм покинул нашу жизнь…
11.07.06 21-15

Возможно сложится строка, придя издалека в глубины подсознанья И я пойму уже наверняка Что завершилось отрицание И я войду в холодный сумрак дня Во имя новой долгой ночи… Не вспоминай меня! Я был порочен… Как мир зыбучий был непрочен – в сознании ли место для  меня? Я жизнь свою на вымысел менял И в одиночестве молчал средь многоточий
13.07.06 21-00

Какие могут быть восторги Реально глядя на реальность моей жизни? Минуты слабости и дни рисуют всё в печальном свете Но час придет А может горсточка мгновений Когда прольется смех как радуга из глаз И это будет возвращенье Свиданье в вечности для нас
14.07.06 21-47

На пороге сумрак Будоражит ветер зелени листву Середина лета Но я слышу осень заунывным шумом Где-то в отдаленном от людей нехоженном лесу
15.07.06 20-40

Мир не может удержать из души летящую наивность А душа – спешит дрожа далеко в неведомую дивность Здесь – лишь робкие следы за Земле оставлены поспешно А у нашей истинной звезды завершится путь наш, опрометчивый и грешный… (за одну минуту и несколько секунд от появления мысли о том, что надо написать стих на уходящий день и моментального явления «Мир не может удержать…»)
16.07.06 23-59

Бывают дни: Как рухнешь вдруг с небес… В мгновение исчезнут смыслы И хочется подальше, как обычно в лес! Чтоб снова в душу кто-нибудь не влез, Не наследил, не накопытил… Куда-нибудь в спокойную обитель Где будет чистый свет небес И восстановятся души разорванные нити…
20.07.06 23-54

Суровая правда жизни Суровые мужики с бутылкой, с наганом и с членом наперевес Пробивают себе дорогу во имя недолгого праздника плоти и вознесения мнения о себе в кругу эфемерных друзей
21.07.06 15-57

Надену шляпу серую как будто вновь студент А жизнь вокруг – химерою в любой шальной момент Что грозы? И что молнии? Прольют своё дожди Мы край не переполнили и счастье – впереди!
21.07.06 17-20

Чистота доски… Сметен движеньем мусор бытия Мы бродим, ты и я, В окрестностях одной микроскопической планеты Давай исчислим логарифм, Пересечемся невзначай В одну удачную минуту В случайной точке, предназначенной для нас!..
22.07.06 9-20

Я рифму не ищу, и ритм и строй – такой период в жизни – всё само собой Как водится иль как придется Особых нет надежд: что даст плоды и в чьем-то сердце отзовется… Чем дольше я живу Тем всё грустнее взирать на человеческую рать – Так мало там открытых душ и искренних сердец А среди разных пятерых всегда хотя б один подлец
24.07.06 23-42

Но стоит ли терять нам веру Что мир наполнен добрыми людьми?! Я думаю: конечно есть людей таких не мало! И лучше днем их в суете земной искать А может – это делать нужно непрерывно, И дни и ночи напролет  На всех материках, во всех земных селеньях При свете солнца и луны При слабом блеске звезд Пытаться обнаружить человека А в нем – ответное созвучие души
24.07.06 23-54

Пусть убегает вода и судьба улетает как птица Я вернусь через жизнь и уже навсегда Чтобы в вечности жить научиться
27.07.06 21-20

Июльский дождь и лето собирает чемоданы… Еще перрон пустой не грезит Про ворохи осенней желтизны И праздник лета теплотой своей любезен И дарит по ночам сиреневые сны
27.07.06 21-38

Лица пробегают мимо А в душу – вовсе не успеешь заглянуть Земное время скачет в черных дырах Аннигилируя фрагменты бытия
31.07.06 19-00

Она была похожа на забытую мечту… Палило солнце в окончании июля По синему Байкалу полз как призрак белый теплоход… Глотая баночное пиво Как неудавшийся поэт Я что-то бормотал про вечные стихи… Она внимательно смотрела на меня и думала о чем-то о своем А мне казалось будто взгляд её дарил такое редкое тепло И возвращал душе моей надежду воскрешенья
31.07.06 21-25

Опубликовано: Винобер А.В. Второе дыхание: философско-поэтический трактат № 29 (2006 г.) // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. 2021. 4(14). С. 105-116


Рецензии