Говорящая котлета

К 30-летию распада СССР в издательстве «Ridero» вышла книга Вадима Шильцына «Сценарий 19/91 (быль о том, как я потерял страну)»

Живо и даже залихватски рассказано о событиях 1991 года. В основе сюжета парадоксальные приключения артистов уличного театра «Балаган». Благодаря дневниковым запискам эпоха социальной катастрофы передана с исторической точностью, но это не сухой документ, а весьма ироничная проза, написанная хорошим языком со своим, неповторимым стилем.

«Он усадил Гавриловича рядом с пультом, и надел на него наушники. Звукорежиссёр не проснулся, но стал выглядеть профессионально»; «Не ожидал он, что доброе человеческое слово со стороны Тадеуша Константиновича может быть подкреплено серьёзными аргументами, а тем временем аргументы неотвратимо надвигались, и было их два» - произведение густо сдобрено подобными оборотами, от чего чтение становится занятием весёлым само по себе.

Повествование ведётся от своего лица, весьма аполитичного, да и остальные герои далеки от политики. Простой человек в водовороте неподвластных ему событий становится наглядным примером того, как жернова истории делают из лирика – комика, и вместе с тем, он остаётся одним из многих, атомом человеческой массы.

Для людей, мыслящих лозунгами, тесно привязанных к течениям и сообществам – такой персонаж должен быть примитивной частью толпы, ресурсом и даже пищей. Как выразилась одна популярная в девяностых годах певица: «Москалей надо употреблять, шо я и роблю» - а потому человеку из толпы положено быть бессловесным. Его можно и нужно употребить, как употребляют котлету, но вдруг котлета заговорила! Заговорила ярко, стильно, живо и зачастую – смешно. «Да заткните ей рот!» - скажут на это редакторы народных мнений, и чем лучше будет говорить эта котлета, чем изящнее и чище её язык, тем сильней раздражение в косноязычных рядах поборников современной литературы. «Дежурные по стране» - не терпят конкуренции, поэтому читать «Сценарий 19/91» надо срочно, пока его не заметили и не удалили. К тому же читать приятно.

Магистр книговедения, кандидат экономических наук, профессиональный член института театральных технологий США, Кирилл Дятликов.


Рецензии