Светлейший князь

Жил на свете светлейший князь Мирослав. И был он молод, и был он мудр не по годам. И не было в его княжестве ни раздора, ни войны. Все были счастливы и сыты. Жили его люди в мире и не ведали бед, ни печалей, и любили князя своего и чтили и хранили, как святого.

И полюбил князь крестьянскую дочь, когда проезжал мимо одного из своих сёл. Было спокойным мудрое сердце его, а как увидел её, так и растерял всю мудрость свою, и превратился сердцем в ребёнка.

Подошёл он к ней и спросил: "Как зовут тебя, солнце ясное, девица красная?"

И ответила ему:"Евпраксия, славный господин наш"

А как услышал голос её, а как заглянул в глаза, так и совсем голову потерял и зашатался, как раненный. Всё стоял и смотрел он на свою милую Евпраксию. Затем уехал, не сказав ни слова.

В следующий раз приехал он к ней поутру и сказал:"Будь женой мне, да будь княжной людям, и правь со мной, и люби меня, как люблю тебя, и будем мы счастьем и светом друг друга, и будем счастье и богатства приумножать и отдавать другим, - золото бедным, зерно голодным, любовь нелюбимым, свет тёмным душой"

И ответила Евпраксия так: "Не могу, великий князь, батюшка ты наш, не могу любить тебя - я другого люблю, милого своего Ванюшу - и если душу мне отдашь и всё княжество - и то не возьму, а останусь верной Ванюше, да если голову ему с плеч снесёшь - и сама утоплюсь в чёрной речке, и пойду за своим Ванюшей - мне лебеди путь-дорожку по небу покажут, откроют, сжалятся надо мной"

И кивнул он Евпраксии, пошатнулся, и встал на колено пред ней, и преклонил голову, обхватил за колени её - и почувствовала Евпраксия жар слезы горючей на пальцах левой ноги. Потом встал князь и молча уехал на чёрном, на любимом своём коне.

С тех пор стал хмурым князь, и закрылся один в своих палатах, и сидел, печалился, думал о Евпраксии.

До того отчаялся князь, что задумал встретится с Иваном. Для чего, князь и сам не знал.

Узнал князь Ваню - тот был молодой дружинник, служивший князю и живший вместе с Евпраксией в одной деревне. О нём говорили, что был он очень добрый и всепрощающий, святой почти, но хороший воин, ловко управлявшийся со своим копьем. Пошёл князь к нему в поле, пока тот полол сорняки. Евпраксия же была в избе далеко от поля.

Увидал князь Ивана, и стало так гадко на душе князю, и злоба и ярость застили глаза ему.

"Здравствуй, добрый молодец, честный дружинник мой Иван! Пришёл я к тебе, а и сам не знаю, зачем"

"Здравствуй, светлый князь! А я знаю, зачем ты пришёл"

"Зачем?"

"Чтобы убить меня, или в темницу ссадить, или в гибельный поход сослать а на восток"

"Оно и верно так"

"Что же ты ждёшь? Ты владыка мне, и от тебя не отринусь, и противиться воле твоей не стану - да будут люди счастливы, как счастливы сейчас, да хоть бы это мне живота стоило. А биться насмерть с тобой не буду - не то убью тебя первым, потому что лучше тебя копьём и мечом владею"

Понравились слова Вани князю, и плохо почувствовал себя князь, и отошла от горла злоба. Но только вспомнил о Евпраксии, так снова накатила на него ненависть к Ване. Растерял тут голову князь, и в грудь Ване вонзил нож булатный. Так и остался Ваня лежать в поле до вечера, пока другие его не нашли.

Пошёл князь к Евпраксии, встретил её и молвил так:"Нет больше твоего любимого, нет больше славного воина моего, Ивана. Всё ещё не хочешь стать княжной моей?"

Не ответила она ничего князю, а только посмотрела в сторону поля и убежала.

В поле нашла она Ваню. Лежал он в поле и глядел своими ясными глазами в небо, да как будто улыбался кому-то. Погладила она его светлые волосы, поцеловала в лоб и пошла к чёрной реке.

Там плавали лебеди. И попросила Евпраксия их:"Покажите путь-дорожку, а со дна реки да до края неба, в каком живёт теперь Ванюша. Я к нему полечу и буду с ним уже теперь вечно жить, и будем мы счастливы в небе, как были счастливы на земле". И показали лебеди дорожку до края неба, в котором был теперь Ваня. И утопилась Евпраксия, и нашла его, и была с ним всегда, и будет с ним до конца времён, пока небо не свалится на землю. Князь же помрачнел ещё больше после смерти Евпраксии, и обезумел совсем, и сослали его безумного в какой-то далёкий монастырь, и стал княжить заместо него его брат Дмитрий.

И быть раздору на земле, и быть войне, и быть монголам в княжестве светлого князя до тех пор, пока сам он не умрёт от одиночества в этом монастыре.


Рецензии