Поток жизни Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

ПОТОК ЖИЗНИ
ЭССЕ


    Никогда я не думал раньше что стольких людей мне дано будет пережить в этом мире.
      Кого я только ни встречал, ни знал в свое время, с кем только так или иначе не общался… И все эти люди давно уже канули в вечность.
       Или же (если они еще живы) я решительно не знаю где они, как живут и чем занимаются… И никогда об этом не узнаю.
         Причем, я не такой и старый пока по современным меркам. И старости своей я совершенно не чувствую.
           Я здоров. Живу своей жизнью в которой имею свои радости и печали. Все как у людей…
           Но при этом я отчетливо ощущаю что я год за годом иду по миру среди тех кто постоянно исчезает… как дым, как утренний туман, как капельки росы в саду, как пролетевшая мимо птица…
           Это удивительное чувство на самом деле.
             И раньше его у меня не было.
              Раньше я или считал что все у меня впереди (в розовощекой молодости) или начал думать что все уже в прошлом… И что ничего в жизни больше меня не ждет.
                Так тоже проходили для меня долгие и несветлые на самом деле годы жизни.
                А вот теперь я ощутил жизнь как светлый поток… Поток света или поток прозрачной и светящейся воды, в котором что-то и кто-то появляется и исчезает…, но сам этот поток - неиссякаем.
                Он льется и льется как горная река в тесном ущелье…, пенится и сверкает всеми красками земли и неба.
                И мне кажется, что я начинаю понимать что это и есть настоящая жизнь - вот этот поток и твоя  принадлежность ему, нераздельность с ним во всем, что он приносит и уносит… ЭТО И ЕСТЬ ЖИЗНЬ.
                Многие люди в этом потоке - случайные гости. Они барахтаются и тонут… И никто о них вскоре уже и не вспоминает.
                Были и нет. Унес их тела холодный  поток воды и  безжалостные водовороты.
                И тех чья жизнь - толбко ослепительное мгновение или феерически яркая вспышка я перестал в последние годы ценить и любить.
                Это не значит, что я убежден в том, что способность к выживанию - лучшее качество человека. Вовсе нет.
                Но все таки если ты родился на свет - надо на свете и жить и выживать. Это аксиома. Иного человеку просто не дано.
                Кощунственно говорить, но все таки хорошо было Блоку, прославленному уже давно поэту, умереть вместе со своей блистательной предреволюционной эпохой в русской жизни и культуре. Умереть, восславив в поэме «ДВЕНАДЦАТЬ…» пришедшие страшные времена, но не смирившись с ними лично и не найдя в них своего места.
                А другие, те у кого славы Блока не было, чья жизнь была далека от завершенности… Как им было существовать в этом мире?
                И я стал до какой-то степени уважать тех людей, которых ранее считал просто жалкими циниками и приспособленцами.
                Не всех конечно.
                Но тех у кого был настоящий талант и настоящий размах личности. Характерны в этом плане два русских неординарных семейства – семья Алексея Николаевича Толстого. Как и он сам конечно.
                И семья Михалковых во главе с автором и нашего гимна и все таки замечательного «Дяди Степы». Эти люди и сами продолжали жить в очень трудные для России времена и культуру свою хранили и все таки и преумножали национальную литературу и культуру - как могли в условиях того жесточайшего исторического времени.
                А иные… такие как Павел Васильев, губили свой талант в разгуле, не признавали ни времени, ни авторитетов… А потом каялись в сталинских застенках, ломались духовно и были расстреляны.
                Ведь интересная деталь истории - в застенках Сталина признание своей вины и покаяние никогда не помогало. Это наоборот было причиной десятков лет лагерей или расстрела.
                Никогда не каяться после ареста - главное условие выживания при Сталине. Потому что все обвинения, все заявления о ваших преступления были заведомым вымыслом «органов» с целью расправиться с вами.
                Такое чудовищное было время. И поразительно, что многие его до сих пор воспевают.
                Тем не менее люди или живут в своей стране или становятся эмигрантами - и тогда их страна безразлична для них в лучшем случае.
                А в другом случае - уже ненавистна их родина таким эмигрантам.      
                Характерный пример - танцовщик Барышников. Ну за что ему как ненавидеть Россию? Все школу танца он изучил в Мариинском театре, там и прославился… Без этого кем бы он был на Западе.
                Так нет же… Выслуживается перед «Вашингтонским Обкомом» всю свою жизнь.
                И вот этот эпизод с похоронами Бродского в Италии. Бродский как умный человек воздерживался обычно от публичного высказывания своей глубокой ненависти к России.
                И правильно делал конечно. Но думая о своей смерти не сдержался - написал в завещании убрать все цветы от России с его могилы.
И конечно же именно Барышников и выполнил его волю.
                Замечательно.
                Глядя на таких людей, почему нам надо презирать Михалковых или Алексея Толстого с его наследниками?
                Они хотя бы не предатели России какой бы Россия в период их жизни ни была.
                У Василия Розанова есть замечательные слова, которые я передам увы очень приблизительно - любить великую и процветающую Родину не велика заслуга. Нам ее надо любить когда она слаба и унижена. Как свою мать надо любить тогда когда она погрязла во грехе, пьет и распутничает.      
                Ведь это правда на самом деле. Розанов имел дар говорить правду, даже когда она выглядела совершенно неудобной.
                Те кто выжил при советской власти (из людей старой культуры) и те кто не забыл своих корней - основа Возрождения нашей России.
                Что говорить попусту о нашем Гимне например. Я вот лично не хочу слушать никакой другой гимн… И зачем гнобить старшего Михалкова как приспособленца?
                Да на плахе он не умер. Но один его Гимн России оправдал всю его жизнь.
                Разве не так?   

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге


Рецензии