На рать ли, с рати ли, - нам без музыки - никак!

ХХ-й век
Принёс Россие вОйны, -
Японскую,
Империалистическую, -
Мировую Первую, -
Гражданскую,
Советско-Польскую,
"Зимнюю",- (Финскую), -
Войну,
Хасан и Хаозин-Гол,
Великую Отечественную, -
(2-ю после первой
 1812-го года),
И, - закусью, -
Афган, Баку,
Зачистки на Кавказе
И "Выполненье Долга
Интернационального
Контрактниками
В раскалённых
"Горячих Точках"
На Ближнем Востоке,
В Африке,
На Западе.

И расставались воины, -
(Которым завтра -в бой), -
И расстаются
С любимыми,родными
И друзьями
Под вальс
"Прощание славянки"
Капельмейстра, -
(Царской армии и Красной), -
БОГОРАДА Якова, -
(Создавшего его
 в мирном 1912-от году), -
По памяти игравшийся
Военными оркестрами
На привокзальных
Площадях
Больших и малых
Городов России.

На всех фронтах
В тех войнах всех
В атаку шли полки
Под звуки маршей
Полковых оркестов,
Руководимых капельмейстерами
Под огнём
В жару ли, на морозе, -
Которые, - порой, -
И авторами были этих
Маршей.

А на привалах
Переходов изнурительных
Или в окопах и в землянках
В час затишья
Солдаты, отдыхали,
Расслабляясь
Под звуки "Волн амурских" ли,
"Берёзки"
Двух капельмейстеров
Военных, -
Макса КЮССА*
И ДРЕЙЗИНА Евгения*.

Война -
"Чья голова -в кустах,
Чья грудь - в крестах".
А среди тех и тех
Немало
Верных Родины-Отечества
Сынов,-
Военных оркестрантов
И служивых-капельмейстеров*
Да юных барабанщиков...
 
* - См. приведенное ниже Приложение.


               «Прощание славянки» и другие «русские марши» - еврейская
                военная музыка?
       
                marshi-evreiskaya-voennaya-muzyka
 
           Все началось со статьи Ирины Легкодух, нашедшей материалы, фактически подтверждающие авторство военного музыканта, еврея-капельмейстейра 51-го Литовского полка Якова Богорада на легендарный марш "Прощание славянки".
   
           Ирина Легкодух пишет:

          "ЯКОВ ИОСИФОВИЧ БОГОРАД , капельмейстейр 51-го Литовского полка, — настоящий автор, издатель и первый исполнитель пан-славянского патриотического марша " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", созданного и изданного им под подложным славянским именем, — Агапкин.

          Марш издан Богорадом в Симферополе, в 1912 году, с патриотическими лозунгами на обложке издания, вызванными и определенными цензурными обстоятельствами, а именно — поднявшейся в то время волной панславянского агрессивного шовинизма в преддверии празднования 300-летия Дома РОмановых.
( сопровождавшегося в том числе резким ростом антисемитских настроений. —
  следующий год — «Дело Бейлиса»).

          Марш представляет собой аранжировку и обработку хасидских мелодий ("Хад гадья" и "Лешона", - ( обе входят в пасхальную агаду(легенду), - в том виде как эта мелодия была популярна в Крыму среди как еврейского, так и нееврейского населения, согласно рассказу Куприна «Гусеница», который описывает эту мелодию как песню подвыпивших балаклавских рыбаков, в 1905 году, - (т.е. за семь лет до создания марша.)

          Название марша " Прощание Славянки" — происходит от названия симферопольской речки Славянка, на берегу которой находились казармы Литовского полка.

          Яков Богорад 12-13 декабря 1942-го года был расстрелян  немцами    в числе евреев-горожан Симферополя в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, неподалёку от той же же речки Славянки. Вот такое прощание Славянки..

         ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬи Якову БОГОРАДУ и всем расстрелянным там евреям-симферополцам.

         После этой статьи меня заинтересовала тема — тщательно скрываемое в России авторство еврейских композиторов — создателей воистину культовых мукзыкальных произведений, ставших всеминроизвестными музыкальными визитками России.

         Имена великих еврейских военных дирижеров и композиторов — военных капельмейстеров 51-го Литовского полка Якова Богорада, 2-го Восточно-Сибирского полка Макса Кюсса, 26-го Восточно-Сибирского полка Евгения Дрейзина, Якова Фельдмана, Юлия Хайта, Семена Чернецкого — создавших произведения, получившие мировую славу, сегодня практически неизвестны в России.

        По разному сложились их судьбы. -

        Автор маршей «Прощания славянки» и «Тоска по Родине» Яков Богорад и автор вальса «Амурские волны» Макс Кюсс вместе с тысячами евреев были зверски убиты нацистами и их местными пособниками в 1941году в Одессе и Симферополе.

       Семен Чернецкий стал генералом, создателем  иначальником военно-оркестровой службы Красной Армии. Он дирижировал Сводным военным оркестром на параде Победы в 1945 году.


               Из Википедии-свободной энциклопедии.
             
            1.  КОМПОЗИТОР Евгений Михайлович ДРЕЙЗИН.


Дата рождения 23 августа 1878
Место рождения Полтава, Российская империя
Дата смерти 4 февраля 1932 (53 года)
Место смерти Калуга, СССР
Похоронен
Пятницкое кладбище

Профессии
композитор, музыкант, капельмейстер военных оркестров

Годы активности 1903—1932

                Биография.

         Родился в семье драматических актёров, гастролирующих по югу России. Жил в Киеве у знакомого музыканта, который подготовил его экстерном к сдаче экзаменов в Киевское музыкальное училище. Окончил Московскую консерваторию по классу скрипки в 1903 г. и поступил во Владивостоке капельмейстером на бронепалубный крейсер «Аскольд».

        Принимал участие в Русско-японской войне 1904—1905 гг.
       
        Был капельмейстером 26-го Восточно-Сибирского полка, которым командовал генерал-майор В.Г. Семёнов.

        Евгений Дрейзин проявил героизм при обороне Порт-Артура. После сдачи крепости в числе других защитников попал в японский плен и находился в лагере Мацуяма.

        По освобождении из плена служил в своём полку в Иркутске. Также занимался преподаванием в кадетском корпусе и сочинял музыку вальсов, маршей и романсов.

        В составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии был на Северо-Западном фронте Первой мировой войны, где был ранен и попал на излечение в город Калугу.

        Там руководил духовым оркестром военного училища и самодеятельными оркестрами. Сотрудничал с поэтом Константином Алтайским. Женился на Вере Михайловне Искос. В августе 1925 года переселился с семьёй в Керчь, где жили его брат и мать. Работал руководителем оркестра в клубе водников, в городском театре создал симфонический оркестр.

        В марте 1930 года вернулся в Калугу по настоятельной просьбе приезжавших оттуда музыкантов.

        Начался тяжёлый период жизни, вызванный жилищной неустроенностью и болезнью. Последние месяцы жил и работал в посёлке Полотняный Завод. Умер в Калуге. Погребён на Пятницком кладбище, могила не сохранилась. Дети: сын Альбин и дочь Элегия были музыкантами.

        Сочинения:
                Вальс «Берёзка»;
                Вальс «Сибирский»;
                Вальс «На бивуаке»;
                Вальс «Белый цветок»;
                Вальс «Люблю Тебя»;
                Вальс-фантазия «Тайна Мазурских озёр»;
                Романс «Любя меня, люби мои ошибки»;
                Романс «Всегда с тобою»;
                Марш 26-го Восточно-Сибирского полка;
                Встречный марш РКСМ (РосКомСоМола).
                Школа-азбука для обучения игре на духовых инструментах.


              2.Композитор Семён  ЧЕРНЕЦКИЙ.   

          Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Полное имя Семён Александрович Чернецкий
Дата рождения 24 октября 1881
Место рождения
Одесса, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти 13 апреля 1950 (68 лет)
Место смерти
Москва, СССР
Похоронен
Новодевичье кладбище
Страна
 Российская империя
 СССР
Профессии
композитор, дирижёр, музыкальный педагог
Инструменты тромбон
Жанры Марши
Коллективы оркестр НКО СССР
Награды
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны II степени Орден Красной Звезды

Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1936 Сталинская премия — 1946

            Семён Алекса;ндрович Черне;цкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий[1][2]; 1881—1950) — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Профессор (1946). Генерал-майор (1943), инспектор военных оркестров[3] РККА в 1924—1949.

                Дореволюционный период жизни.

            С. А. Чернецкий родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в музыкальной семье.

            Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая — преподавателем игры на фортепиано.

            Двоюродный брат — композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий.

            Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками.

            Первые уроки музыки получил под руководством матери.

            В 1892—1893 годах обучался игре на тромбоне при оркестре 24-го Драгунского Лубенского полка в Кишинёве (капельмейстером полка был его дядя Исаак Чернецкий).

            В 1893—1897 годах учился в музыкальных классах при Одесском отделении Императорского русского музыкального общества (Одесском музыкальном училище) по классу тромбона Г. М. Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками.

            В 1900 году из-за тяжёлого материального положения семьи после смерти отца и не окончив училища, был отправлен в Кишинёв к старшему брату матери — капельмейстеру 24-го Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка и альтисту кишинёвского отделения Русского музыкального общества Исааку Исаевичу Чернецкому, автору вальса «Голубая даль» и «Старинного марша».

            В Кишинёве окончил музыкальные классы местного отделения Императорского русского музыкального общества и решил посвятить себя военной музыке.

            Сначала пробовал свои силы в качестве помощника своего дяди — капельмейстера 24-го Драгунского Лубенского полка, а в 1903 году сам стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады.

            В том же году во время еврейского погрома участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз.

            До 1908 года служил капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в Кишинёве, затем 60-го пехотного Замосцского полка в Одессе, одновременно преподавал музыку и хоровое пение в одесском ремесленном училище общества «Труд», а также в народном училище № 12, сиротском доме и женской гимназии при этом обществе.

            В 1911 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А. К. Глазунова, по классу дирижирования Н. Н. Черепнина, по классу инструментовки М. О. Штейнберга, по классу композиции Я. Витола.

            Глазунов заметил дарование Чернецкого и дал ему такую характеристику:

            «С. А. Чернецкий — отлично подготовленный музыкант.

             Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

         Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами

             В 1918 году Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее — должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона.

             В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года.

             В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА).

             В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года.

             Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов.

             Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).

             На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве и на знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром.

             Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара.

                Последние годы жизни

             В 1946 году у Чернецкого случился паралич, и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности. Но даже несмотря на тяжёлую болезнь, он нашёл в себе силы, чтобы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий.

             С. А. Чернецкий скончался 13 апреля 1950 года в Москве. Похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья
Сестра — пианистка и музыкальный педагог Эсфирь Александровна Чернецкая (в замужестве Чернецкая-Гешелина; ?—1922), ученица А. Б. Гольденвейзера[15], преподавала в Одесском музыкальном училище и консерватории (среди её учеников Б. М. Рейнгбальд); была замужем за видным оториноларингологом, профессором Александром Исааковичем Гешелиным (1882—1962).[16][17] Другая сестра — пианистка Вера Исаевна Чернецкая (1884—?, в замужестве Меерович).[18][19] Третья сестра Надежда, выпускница Московской консерватории, также была пианисткой и камерной певицей.
Первая жена (1904) — Голда-Лея Чернецкая (брак зарегистрирован в Кишинёве 11 июня 1904 года)[20].
Вторая жена — эстрадная певица Софья Павловна Чернецкая (урождённая Левитина, в предыдущих браках Зак и Кнабе; 1895, Лисичанск — 1973, Москва), из семьи крупного шахтовладельца[21], выступавшая под сценическим псевдонимом Софья Мар-Кнабе.
Дочь — Вера Семёновна Чернецкая (в замужестве Но), солистка хора Большого театра, вышла замуж за московского фотокорреспондента французского журнала «Пари матч» Жана Но (их внук Жан воспитывался в семье актёра Марка Бернеса)[22][23].
В семье С. А. Чернецкого воспитывались также дети от предыдущих браков его жены: дочь — Людмила Марковна Зак (1917—2001), доктор исторических наук (1968), профессор Московского государственного педагогического института (1972); сын — Адольф Степанович Чернецкий (Кнабе, 1926—1998).
Дядя — капельмейстер Селенгинского 41-го пехотного полка и композитор Абрам Шахнович Рейдерман, автор вальсов «Осенние мечты», «Белые розы», «На заре», «Зацелуй меня до смерти», «Сны жизни», «К счастью», «Открытие бала», «Без любви», маршa для духового оркестра «Варяг», попурри «Гай-да тройка»[24].

                Награды и премии.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)
Сталинская премия второй степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность
орден Ленина [21.02.1945] (за выслугу лет)
орден Красного Знамени [03.11.1944] и [20.06.1949] (оба за выслугу лет)
орден Отечественной войны II степени [24.06.1944]
орден Красной Звезды [21.02.1933]
медаль «XX лет РККА» (1938)
знак Осоавиахима «Бойцу ОКДВА» (1934, «за налаживание военно-оркестрового дела на Дальнем Востоке»)

                Педагогическая деятельность

           Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов.

           По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны.

           Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников.

           Многие из них стали руководителями военных оркестров.

           Петроградской школой Чернецкий руководил лично.

           В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (Московское военно-музыкальное училище) действует и поныне.

           В Одесскую военно-музыкальную школу С. А. Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов.

           Помимо этого, Чернецкий создаёт в 1923 году военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М. Ю. Ашенбреннера, с 1926 года руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И. Ф. Стравинского.

           В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г. Г. Нейгаузом создаёт Военный факультет МГК имени П. И. Чайковского, где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в 1946 году получает звание профессора.

                Творчество

           Без всякого преувеличения, Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века .

           Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения.

           Спектр маршей Чернецкого весьма широк: помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.) и даже на темы песен советских композиторов.

           В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей.

           Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на Красной площади, каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие.

                Марши:

1924 ? или ? 1936 Ленинский призыв
1932 Индустриальный марш
1933 ГТО
1934 Биробиджан марш
1936 ? Встречный марш, С темой из песни «Варшавянка»
1936 ? Встречный марш, С темой из песни «Белая армия, черный барон»
1936 ? Встречный марш, С темой из песни «Рабочей Марсельезы»
1936 Московские пионеры марш
1936 Казачий марш: Посвящается красному казачеству
1936 Грузинский марш
1936 Краснознаменный комсомол марш
1936 Украинский марш № 1
1936 Украинский марш № 2
1936 или 1938 Украинский марш
1937 Грузинский колонный марш
1937 Молодость, марш (из песен М. Блантера)
1937 Кавалерийская рысь
1937 Краснознамённому ансамблю
1938 Наша родина, марш (из песен И. Дунаевского и Л. Ревуцкого)
1938 Под флагом Наркома, марш (из песен Ю. Хайта)
1939 Дружба народов СССР
1940 Марш-Парад
1940 Торжественный марш: Первой конной армии к XX-летнему юбилею Совместно с
     З. Фельдманом.
1940 Молдавский марш: Памяти героя Г. И. Котовского (Советская Молдавия
1940 Бессарабский марш (Советская Молдавия): Вступление Красной Армии в
     Кишинёв
1940 Анатолий Крохалёв
1940 Торжество победы
1941 Встречный марш военных училищ РККА
1941 ? Марш 1-й стрелковой гвардейской дивизии
1941 Победа за нами, марш
1942 Встречный марш Первого гвардейского кавалерийского корпуса
1942 Встречный марш Второго гвардейского кавалерийского корпуса
1942 Встречный марш Третьего гвардейского кавалерийского корпуса
1942 Марш 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. генерала Панфилова
1942 Славянский марш
1942 Фанфарный марш гвардейских дивизий
1942 Марш первой гвардейской стрелковой дивизии
1942 За правое дело (песня?)
1943 Марш танкистов
1943 Марш гвардейцев-минометчиков
1943 Герои Сталинграда
1943 Герои Азербайджана
1943 Юбилейный встречный марш Красной Армии (25 лет РККА)
1944 Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий
1944 Родной Донбасс
1944 Марш 53-й Стрелковой гвардейской дивизии
1944 Салют Москвы
1944 Победный марш (фанфарный) Слава Родине
1944 Вступление Красной Армии в Бухарест
1945 Вступление Красной Армии в Будапешт
1945 Праздник Победы марш
1945 Русский марш
1946 Встречный марш артиллерии
1946 Встречный марш танкистов
1946 Марш артиллеристов
1946 Марш гвардейской артиллерии

                Без даты:

Церемониальный марш Красной Армии
Десантники, марш
Марш первой гвардейской мотострелковой московской дивизии (предположительно,
               1942)
Походный марш
Торжественный марш «Рокоссовский» (предположительно, 1942)
Песня-марш Всеобуча
Привет краснофлотцам
Осоавиахим (предположительно, 1937)
марш «Героический»
Марш трудовых резервов
Досарм Концертный марш (предположительно, 1948)
Марш Первого Украинского фронта[84]

                Песни:

Песнь свободной Россіи (Для одного голоса съ аккомп. ф.-п. / Слова и муз. С. А. Чернецкаго
Д 68/247 Пг. : I. Юргенсонъ, б.г.)

1917 Плачь запорозьців
1940 Как вернее бить врагов
1941 Боевая пехотная
1941 Будем драться до победы
1941 За родину — вперед!
1942 Славься, Советская наша страна
1942 За правое дело: Песня летчиков
1942 Песня-марш Всевобуча
1942 Наш товарищ комиссар
1943 За отчизну, за Россию
1943 Песня о маршале Василевском
1943 Уральцы бьются здорово
1943 Уставная строевая
1943 Славься, свободная наша страна
1943 Москва, Москва
1943 Песня казачки
1945 Победная песня
1946 Песня пионеров Советского союза

                Остальное:

1927 или 1933 Красная заря. Церемониальная музыка.
1935 Развод караулов. Церемониальная музыка, совместно с Д. Ф. Салиман-
     Владимировым.
?    В любви счастье. Вальс.
?    Мая ... . Вальс.

                Сочинения:

1934 Ротный самодеятельный оркестр.
1945 Методика освоения служебно-строевогo репертуара военных оркестров
     Красной Армии
1945 Служебнo-строевой репертуар для оркестров Красной Армии (дирекцион с
     приложением 21 партии в отдельных переплетах).


                4 сентября 2021-го года.      


Рецензии