2021. 1 конкурс. Финал. Итоги. Эдмар

Итоги от Эдмара http://stihi.ru/avtor/kritiksvin

1. Молитва
 
Так пусто, холодно за спиной…
Как будто снегом мой сад укрыло.
Не требуй много, Создатель мой –
Мне просто вечности не хватило.
 
Я не был богом, но мог спасти
В своих ладонях живые звёзды…
Как сгустки крови в моей горсти.
Да, я пытался. Но поздно, поздно…
 
Всё время делал не то, не так,
И вот полжизни прошло впустую…
Пока меня не окутал мрак,
Позволь я что-нибудь нарисую?
 
Траву и солнце. Морскую гладь.
Почти открытка «привет из рая».
Прости. Ты должен меня понять –
Я просто гибну не создавая…
 
Я доверяю тебе – себя.
Телёнком глупым в ладони тычась…
На «до» и «после» всю жизнь дробя.
Любовь – прибавить.
Гордыню – вычесть.

*******************************
.\.\..\.\
.\.\..\.\.
- Ритмика стиха (логаэд) - была бы отличная, если бы не сбой. Портит запятая после "Да" - возникает явно выраженное несистемное ударение на первой стопе. Но достаточно убрать запятую и уже получается равномерное, без задержки вначале - "да-Я-пытАлся" и с совпадающим системным ударением. Или заменить - "А я пытался...";
- К рифмам претензий нет;
- Стилистически стих выдержан - нет никаких не сочетающихся между собой чужеродных образов, слов, выражений; Хорошее лексическое наполнение - подобраны слова и фразы, которые использует ЛГ, из той же вечной категории, близкой образу Создателя, и образу человека - "сад", "вечность", "бог", "звёзды", "кровь", "солнце", "рай" и т.д.; 
- Фонетика (восприятие звуков) - все строки мелодично проговариваются, прекрасно воспринимаются на слух, за маленьким исключением - "...снегоМ-Мой сад...";
- Семантика (смысловое значение - это "Моё любимое оружие" - Жан-Батист Эммануэль Зорг, х/ф "Пятый элемент"©):) - во втором катрене непонятно, - ЛГ мог спасти живые звёзды, как спас сгустки крови в своей горсти (хотя, как их можно спасти?) или автор просто сравнивает живые звёзды со сгустками крови? Композиционно, смысловые части выстроены логично. Но вот вопрос - во втором катрене есть намёк на тяжелую болезнь (сгустки крови в горсти), но дальнейшее развитие указывает на проблемы с гордыней, на кризис творчества и не более; а ещё, странная возможность спасать живых звёзд - хочется всё же уточнения, - кого именно, может быть звёзд эстрады?:) Или это о том, что каждый человек - звезда?
Третий катрен создаёт ассоциацию со строками "Божественной комедии" Данте Алигьери - "Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины..." - это хорошо!
Стих больше похоже на исповедь, чем на молитву. Финал удачный, и вывод вполне правильный;
- Использование поэтических средств неплохое - есть метафоры, гипербола, сравнение; автор подчёркивает душевное смятение ЛГ, формируя  сопутствующее окружение - "пусто, холодно за спиной", "мрак", "снегом мой сад укрыло"; удачное сравнение - "Телёнком глупым в ладони тычась";
- Впечатление/Итог: несмотря на то, что стих не преподносит каких-то новых нестандартных поворотов, тем не менее, он эмоционален, образно ярок и вовлекает в сопереживание ЛГ.

2. Сливы

Как рассказать вам, что зима
в душе царит порою летней?
Вот у сливовой спелой ветви
вздыхает женщина – сама,
лишь суховей, как змей, кружит
тепло выдавливая к югу,
да холод циркулем по кругу,
скрипя, очерчивает жизнь.

Она стремится за черту –
назад, в былое – но напрасно,
костры гвоздик горят, не гаснут
перед глазами, как в бреду,
и фото с лентой на углу –
знак перечеркнутого счастья,
оно рассыпалось на части,
истлело углями в золу…

Но сливы надобно снимать…
Ей видно с лестничной ступени,
как дни и ночи опустели,
и не ко времени зима
заходит в приунывший сад,
и не жалеет серой краски.
А стрелки замерли на майской
трагичной дате и висят…

Висят последние слова
в душистом запахе акаций –
в них нет прощальных интонаций,
в них сила мужняя жива,
в них нежность льётся через край …
Она ж застыла и молчала –
предчувствие накрыло шквалом
«не отпускай… не отпускай!!!»

Вот прошлый август, слива та ж,
вдвоём срывали урожай, и…
Воспоминанье дорожает,
хоть в сотый раз перелистай,
пересмотри, перепиши,
переложи ночами в строки…
У лета зимние уроки
для растерявшейся души…

*************************
...\...\
...\...\.
...\...\.
...\...\
- Ритмика стиха (пеон IV) - в целом неплохая, но есть маленькие проблемки: "Вот у слИвовой спелой ветви" - несовпадение с системным ударением (сливОвой - разговорная форма); "заходит в приунЫвший сад" - несовпадение с системным ударением (не критично); "предчУвствие накрыло шквАлом" - несовпадение с системным ударением (не критично);
- Рифмовка - неплохо, но не понравились рифмы: "летней-ветви"; "кружит-жизнь";
- Стилистически стих выдержан - нет никаких не сочетающихся между собой чужеродных образов, слов, выражений;
- Качество лексики хорошее, немножко не радуют - "Она ж застыла"; "слива та ж";
- Фонетика (восприятие звуков) - почти все строки мелодично проговариваются, легко воспринимаются на слух, за исключением - "в НИХ НЕЖность"; "Она Ж ЗАСтыла"; "слива ТА Ж"; "урожаЙ, И";
- Семантика (смысловое значение)  - "зима в душе царит порою летней" - плохая инверсия, - то ли зима царит порою (иногда), то ли царит летней порою; "вздыхает женщина – сама" - а женщина разве может вздыхать не сама? Зачем это уточнение? Суховей - это сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засуху, - как он может "тепло выдавливать к югу"? "А стрелки замерли на майской трагичной дате и висят" - стрелки чего замерли, календаря, часов? У календаря нет стрелок, у часов нет дат. И стрелки не могут висеть, обычно они замирают на месте. Это неудачный образ; "Висят последние слова в душистом запахе акаций" - тоже странный образ, поскольку плохо сочетаются висящие слова и запах, вообще "висящие слова" - какой-то некрасивый образ; "дорожает" - возможно не очень подходящее слово, рынком от него навевает, обычно говорят "становится дороже";
- Композиция стиха, то есть расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения имеют логичный порядок. Финал неплохой - "У лета зимние уроки для растерявшейся души…";
- Использование поэтических средств вполне достаточное - много метафор; пара сравнений; трагичность и чувственность стиха автор обеспечивает соответствующим антуражем - это и приближение холода, зимы, уход лета, истлевшее углями счастье, серый сад, сбор урожая слив в одиночку;
- Впечатление/Итог: неплохой стих. Сбор урожая должен бы радовать, а приносит грусть. Искренность переживания в строках.

3. Доктор Анна

Врачам ковидных отделений посвящается
Слышится привычный вой сирены.
Койками заставлен коридор.
Маску сняв, вдыхая день осенний,
Анна из окна глядит во двор
тесной и обшарпанной больницы,
повидавшей множество эпох.
Дождь реанимировать стремится
ясень, что за лето пересох.

Доктор Анна, словно ангел в белом,
сколько б ни казалась полной сил,
чувствует, как задеревенело
тело от затылка до бахил.
Взгляд её, усталый от работы,
в то же время острый, как ланцет.
Время углубляет с каждым годом
первые морщинки на лице.

Звук рингтона воздух сотрясает
и виски сжимает, как мигрень.
– Дочка, ты когда домой?
– Не знаю. Может, завтра, может, через день…

В гомоне больничной круговерти,
где исход то мягок, то суров,
Анна пишет выписку о смерти,
пятую за тридцать шесть часов.
Стойкий запах кофе в кабинете.
Под глазами тёмные круги.
Здесь такой аврал – отгул не светит,
и на отпуск планы далеки.

В ПИТе, в коматозной колыбели,
парень спит, сжимая сны в горсти…
Анна села рядом у постели,
голову на руки опустив.
«Пусть проснётся этим утром ранним,
я его, как брата обниму.
Только бы не умер», – шепчет Анна,
засыпая, – «Только бы не у…»

******************************
\...\...\.
\...\...\
- Ритмика стиха (пеон I) - в основном, всё в порядке, кроме следующих мест: "повидАвшей мнОжество эпОх" - несовпадение с системным ударением (не критично); "И виски сжимАет, как мигрЕнь" - системное ударение попадает на союз "и" в начале строки; "где исход то мягок, то суров" - системное ударение попадает на наречие "где" в начале строки; "пОд глазами тЁмные кругИ" - системное ударение попадает на предлог "под" в начале строки; "И на отпуск плАны далекИ" - системное ударение попадает на союз "и" в начале строки; "засыпАя, – «ТОлько бы не У…" - несовпадение с системным ударением (не критично);
- Рифмовка - к рифмам претензий нет;
- Стилистика в норме - не обнаружил никаких нарушающих единство системы образов, слов или выражений;
- Качество лексики неплохое. Но некоторые словосочетания составлены несколько неудачно - "Маску сняв, вдыхая день осенний"; "сколько б ни казалась полной сил"; "чувствует, как задеревенело тело от затылка до бахил"; "в то же время острый, как ланцет"; "парень спит, сжимая сны в горсти";
- Фонетика (восприятие звуков) - стих без запинок проговаривается, легко воспринимается на слух, за исключением - "сняВ, Вдыхая";
- Семантика (смысловое значение) - "чувствует, как задеревенело тело от затылка до бахил" - бахилы - это не часть тела, стих не юмористический, значит, неуместное слово; "Взгляд её, усталый от работы, в то же время острый, как ланцет" - этот образ ланцетного взгляда должен иметь логическое раскрытие или обоснование остроты, зачем он добавлен? Может ограничиться только усталым от работы. Иначе этот образ двойного взгляда выглядит мягко говоря парадоксально; "Время углубляет с каждым годом первые морщинки на лице" - а здесь, сразу появляется вопрос, - а вторые, третьи морщинки, получается, время углублять не будет? Финал хотелось бы подработать - если парень в очень плохом состоянии, то он скорее всего в забытье, в коме, а сны более подходят здоровому человеку. "Анна села рядом у постели, голову на руки опустив" - на чьи руки опустив голову, на свои или на его? Если на свои, то представьте сидящего на стуле человека, скрючившегося так, чтобы опустить голову на свои руки - странная картина получается. "Пусть проснётся этим утром ранним" - "ранним" - лишнее уточнение, почему именно ранним? Дай Бог, чтобы в любое время проснулся.
- К композиции стиха нет претензий;
- Использование поэтических средств, учитывая размер текста, не слишком велико - одно олицетворение, пара сравнений, гипербола, метафора; автор недалеко уходит от повествовательной манеры. Только в строках "Дождь реанимировать стремится ясень, что за лето пересох", "словно ангел в белом" - проявляется художественность.
- Впечатление/Итог: Актуален, текст на злобу дня. Бесспорно, героическая работа медиков достойна воспевания. Стих неплох, но ещё не доработан.

4. Медвежий угол

Косматое предзимье вьюжит путь
И не даёт затеплиться рассвету.
Мой дом давно невзгодами разведан,
И тысяча когтей скребутся в грудь...
Мне дела нет в заснеженной глуши
До всех дорог, путей и перепутий.
Но если стук в окно ночами будит,
То сердце будет до утра спешить.
Лучи живого солнца иногда
Крадутся по скрипучим половицам,
И самовару хочется топиться,
Но так темна холодная вода -
Бездонный омут памяти. Зима
Уютна для бесед и чаепитий,
Но хочется тебе навстречу выйти
И ненасытно обнимать впотьмах.
И, заклиная мёдом, кровью, льдом,
Разнежиться в объятиях медвежьих.
И по утру, лишь тусклый свет забрезжит,
Уйти с тобой, оставив стылый дом.

******************************
.\...\...\
.\...\...\.
.\...\...\.
.\...\...\
- Ритмика стиха (пеон II) - почти без проблем. "И нЕ даёт затЕплиться рассвЕту" - системное ударение попадает на частицу "не"; "То сЕрдце будет дО утра спешИть" - системное ударение попадает на предлог "до"; "И самовАру хОчется топИться"- несовпадение с системным ударением в слове "самовару" (не критично); "И ненасЫтно обнимАть впотьмАх."- несовпадение с системным ударением в словах "ненасытно" и "обнимать" (не критично); "И, заклинАя мЁдом, кровью, льдОм"- несовпадение с системным ударением в слове "заклиная" (не критично); "И поутрУ, лишь тУсклый свет забрЕзжит," - несовпадение с системным ударением в слове "поутру" (не критично);
Небольшое отступление: В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха, то есть в систему двусложного стиха, поэтому несовпадение ударения с системным в пеоне не будет портить ритмический строй, если оно совпадает с ударениями двусложной разбивки и не падает на союзы, частицы  и предлоги. Так что, ритмика в этом стихе хорошая, почти всё прилично совпадает:) Если поправить, то будет лучше.
- К рифмам никаких претензий;
- Стилистически, единство образной системы соблюдено, нет инородных элементов;
- Качество лексики - есть маленькая ошибочка, - наречие "поутрУ" пишется слитно и ударение падает на последний слог. В остальном, все предложения  составлены на отлично;
- Фонетика (восприятие звуков) - стих прекрасно воспринимается на слух, строки мелодично проговариваются;
- Семантика (смысловое значение) - смысловых нестыковок не обнаружил;
- Композиционно стих выстроен хорошо;
- Использование поэтических средств - много метафор, оксюморон, олицетворение, хорошие эпитеты; Первое четверостишие богато оригинальными интересными образами;
- Впечатление/Итог: нравится! И образностью, и эмоциональностью, точностью и краткостью, насыщенностью образами строк.

5. Продолжая Оруэлла
 
Оттуда где я нахожусь,  не видно
кресты, полумесяц, звезду Давида.
Сказать, я, похоже,  в какой-то яме.
Угрюмые рыла кладут штабелями
 
тела.  На Земле наступила Дружба,
а нас  тех,  которым уже не нужно
ходить, как на праздник, на главную площадь
(Великого Друга послушать), проще
 
пристроить сюда по закону Дружбы,
чтоб мы не мешали единственной службе,
молитве,   которой неведом клирик...
Накаченный дрянью лежу замирен.
 
Засыпали. Молча, ушли по кромке.
Единого Пастыря божьи коровки.
Тогда, задыхаясь, почувствовал вволю:
„Спасённому —  Дружба, а вольному — воля.“.

******************************
- Ритмика стиха - дольник (на почве амфибрахия), кстати и до логаэда недалеко)), - у дольника хорошая энергетика, мне нравится, проблем не нашёл;
- Рифмовка - всё в норме;
- Стих выдержан стилистически - ирония, сарказм, хлёстко;
- Лексически подчёркнут иронично-саркастический стиль ключевыми фразами - "я, похоже,  в какой-то яме"; "На Земле наступила Дружба"; "а нас... проще... пристроить"; "лежу замирен"; "Единого Пастыря божьи коровки"; "задыхаясь, почувствовал вволю" - это нужно отметить; Только вот "рыла" по лексике слегка не вписываются;
- Фонетика (восприятие звуков) - отлично всё проговаривается, разве что это место "полумеСЯЦ, ЗВЕЗду" - чуток подсвистывает:);
- Семантика (смысловое значение) - вроде бы хорошо и композиционно всё выстроено, а существенной, на мой взгляд, составляющей нет - не раскрыта причина всего действа с ЛГ, - он сам виновен или его выбрали виновным, или случайно он попал под раздачу; Тем не менее, даже без этой разгадки стих вполне самодостаточен;
- Поэтические средства все подчинены иронии и сарказму, касающихся подмены понятий, моральных основ, законов в автократическом обществе, - и основной приём, - это саркастическое присвоение злу доброго имени, - "Дружба", "Великий Друг", "закон Дружбы", "Пастыря божьи коровки" и т.д. Хорошо бы заменить по тому же принципу "Угрюмые рыла" и "Накаченный дрянью";
- Впечатление/Итог: и действительно, - Продолжая Оруэлла (И "Скотный двор", и "1984"). Сильный стих, энергичный, заставляющий думать.

6. Поле

Тщательно сжатое поле – ни колоска,
сжатое до размеров платка,
до размеров джипег-картинки в локальной сети,
я трепыхаюсь - как мне его перейти?

Поле цвета разлуки, над ним синеет вода:
флаг Украины – мне больше нельзя туда…
Забытая родина, чужая локальная сеть, -
как мне разорваться и не умереть?

Звёздное небо – вселенной прыщавый лик,
а я всё не верю, что это не черновик,
что ждёт – не бродилка с десятком жизней, не стратегия на века,
а сосновая
           полированная
                обрезная доска,

и тщательно сжатое поле – ни колоска.

******************************
- Ритмика стиха - вольный стих (Или акцентный? Вряд ли - хоть интервалы между ударными слогами и больше трёх, есть неравное количество ударений в строке); прочитал несколько раз - изъянов не почувствовал;
- К рифмам претензий нет;
- Стилистически стих соответствует единой образной системе, лексически - хороший литературный язык, всего только пара слов из разговорного и жаргонного;
- Фонетика (восприятие звуков) - всё чисто и мелодично;
- Семантика (смысловое значение) - "я трепыхаюсь", - трепыхаться (разг.) -  судорожно дёргаться, биться, трепетать - это слово не подходит для характеристики состояния ЛГ, если он конечно не отождествляет себя с флагом, а он не отождествляет - в тексте нет об этом;  Флаг Украины не имеет официальной трактовки, тем не менее, по современной интерпретации, жёлтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий — ясное небо над ними. Другая интерпретация, где синий цвет - это вода, там жёлтый - это огонь, что уже не совпадает с полем автора. Впрочем, автору виднее, какие цвета  брать на свой флаг); "...и не умереть?" - чересчур трагично, слишком гиперболизировано, для человека, живущего не на Родине; обрезную доску шлифуют, а полируют уже готовый гроб, а не доску; "Звёздное небо – вселенной прыщавый лик" - как-то не убеждает меня этот образ, что звёзды - это прыщи на лице вселенной, что она всю свою вечность прыщавая будет?:) И есть сомнение в том, что ЛГ положат на сжатом, без колосков, поле.
- Композиция стиха - искусно выстроен переход от сжатого пшеничного поля, к сжатому компьютерному рисунку, к флагу, к тоске по Родине, к сравнению жизни с компьютерной игрой и к неминуемому исходу человека;
- В качестве средств художественной выразительности используются ассоциативные элементы, символы - поле, флаг, цвет разлуки, чужая локальная сеть, черновик, бродилка, обрезная доска;
- Впечатление/Итог: Жизнь прожить не поле перейти - именно с этой поговоркой перекликается стих. Актуально, неординарно, трагично - наряду с рваным ритмом, производит яркое впечатление.

Мой шорт:

1 место - № 4
2 место - № 5
3 место - № 6
4 место - № 1
5 место - № 3
6 место - № 2


Рецензии
Офигеть!)))) Ну, что сказать... три п(е)она - уже букет))) Нет, я точно в следующий раз напрошусь в эксперты)))

Таина Ким   03.09.2021 10:08     Заявить о нарушении
Да, Таина, остаётся только приколоться. Наверное по другому новоиспеченный эксперт смотреть на тексты не умеет.
Идите в эксперты, Ваше мнение дорогого стоит.

Светлана Тимашева   03.09.2021 10:22   Заявить о нарушении
Вы - эксперты не лучше меня. Вместо хамства - аргументируйте. Если я окажусь где-то неправ, признаю это без проблем. Вы посчитали свой стих ямбом/хореем, я увидел, что они отлично вписываются в пеоны.

Эдмар   03.09.2021 11:22   Заявить о нарушении
Эдмар, самые сильные тексты - "Сливы" и "Доктор Анна" Вы поставили вниз.
Здесь все авторы технически подкованные и придавать большое значение ритмике, рифмам, фонетике, семантике и прочему не стоит. Вы мне чем-то напомнили Бондаренко, а он далеко стоит от слова лучший, вернее сказать так: лучшим ему не быть никогда.

Светлана Тимашева   03.09.2021 12:11   Заявить о нарушении
Это самые слабые тексты. Мало того, что они созданы для выдавливания слезы у читателя, так они и технически слабы.

Эдмар   03.09.2021 12:43   Заявить о нарушении
Эдмар, во-первых, вам никто не хамил). Но трудно удержаться от улыбки, не скрою, читая вашу экспертную оценку. Вы стихи словно линейкой меряете, причем какой-то кривой, ибо у вас она сбоит на ровном ритме). Во-вторых, я поняла, что вы не в курсе что такое нарративная поэзия, суггестивная поэзия и в целом поэзия). Ну, вероятно нет у вас чутья поэтического, бывает.
А Света совершенно права по поводу текстов). Но вы, разумеется не согласитесь).

Таина Ким   03.09.2021 13:24   Заявить о нарушении
Друзья, предлагаю уважать чужое мнение. Любой арбитр вправе непредвзято судить так, как он посчитает нужным. Если у читателей либо авторов есть иное мнение, мы с удовольствием выслушаем и его.

Золотой Пегас   03.09.2021 15:37   Заявить о нарушении
Учитесь вести культурно спор. Что это за пустословные ярлыки - "кривая линейка", "не в курсе нарративной поэзии", "нет чутья поэтического"? Укажите в тексте обзора - на чём основаны ваши обвинения. А Бондаренко один из лучших критиков на стихире. Он перфекционист, полон сарказма и недостатки стиха подмечает лучше многих.

Эдмар   03.09.2021 16:14   Заявить о нарушении
Светлана, Вы написали "Здесь все авторы технически подкованные и придавать большое значение ритмике, рифмам, фонетике, семантике и прочему не стоит." Почему? Только из-за технической подкованности авторов?

Золотой Пегас   03.09.2021 16:48   Заявить о нарушении
Не стоит это делать так, как сделал Эдмар. Здесь, в финале, вполне состоявшиеся авторы, а не школьники, которым было задано написать стишок на уроке литературы.

Светлана Тимашева   03.09.2021 17:16   Заявить о нарушении
То есть, оценки должны быть для "состоявшихся авторов" - либо нравится, либо мы в восторге?)) Критиковать их нельзя, они могут обидеться.

Эдмар   03.09.2021 17:28   Заявить о нарушении
Не разделю мнение уважаемых мной Светланы и Таины. И не потому, что мой текст не в конце шорта. По-моему арбитр потратил достаточно много времени на каждый текст. Уже то, что возникает диспут, и он в нем принимает участие, свидетельствует о его неравнодушных. По силлаботонике мне трудно что-то говорить, я не большой знаток теоретических работ, ну а по содержанию каждый читатель (а арбитр он и есть читатель, только чуточку более внимательный), имеет право на свою трактовка. Ну какое значение имеет последовательность произведений в шорте, если автор знает, что написал достойно? Как раз наоборот, возможность разных трактовок свидетельствует в пользу текста.

Соэль Карцев   03.09.2021 18:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Соэль!

Эдмар   03.09.2021 19:17   Заявить о нарушении
Эдмар, в разборе одной из работ (продолжая Оруэла) вам "подсвистывают" окончания слов во второй строке. А у меня иной вопрос - обоснуйте, пожалуйста, применение винительного падежа вместо родительного, который соответствует правилам русского языка. Вас почему-то это нисколько не смутило, судя по вашим замечаниям.
Пишу с мобилки на дежурстве, не вижу всего текста, так что сорри за очепятки, если будут) Подискутировать смогу только завтра, когда доберусь домой))

Таина Ким   03.09.2021 19:31   Заявить о нарушении
Поучитесь, Эдмар, у Андрея Санникова, здесь и моё разгромленное стихотворение, но человек пишет со знанием дела, с ним можно соглашаться и не соглашаться, но такой обзор читать интересно: http://stihi.ru/2015/08/20/9436

Светлана Тимашева   03.09.2021 19:33   Заявить о нарушении
Соэль, похвастаюсь))) Я сегодня на работе собрала напольный вентилятор без схемы и отвертки). Просто прикинув, куда какие шурупы и болты вставить, что открутить и прикрутить, толком не понимая, как правильно называются все детали. А можно знать наименования всех запчастей, точный диаметр болтов, шайб, шурупов... а вентилятор не собрать. Вы понимаете о чем я? ;)))
А Эдмар всяко молодец! Очень кропотливую работу провел по схемам стихов) Кто же спорит с этим?)


Таина Ким   03.09.2021 19:39   Заявить о нарушении
Учитесь сами Светлана, вам это полезно. "Состоявшиеся авторы" не должны писать стихи (даже не в пеоне, а в ямбе) с системным ударением, падающим на союзы и предлоги. А там, по ссылке, просто комментарий, небольшая ремарка. Я же сделал разбор вашего стиха по всем основным пунктам стихотворного анализа.

Эдмар   03.09.2021 20:32   Заявить о нарушении
Таина, неудачный пример с вентилятором. Стихотворение,скорее,атомная бомба, которую, чтобы сделать, нужен определённый уровень развития очень многих отраслей. Только её не под силу сделать одному человеку. Работает коллектив или несколько коллективов. А стихотворение создаётся одним человеком. Понимаете о чём я?

Соэль Карцев   03.09.2021 20:34   Заявить о нарушении
Эдмар, моего стихотворения здесь нет. В финал вышел Соэль, (баллы были посчитаны в вывешенной таблице неверно).
И да, я учусь до сих пор и уважаю конструктивную критику. Вы потрудились на славу, но не как профессионал, нечто подобное было и у меня в прошлом. Удачи Вам в будущем.

Светлана Тимашева   03.09.2021 20:47   Заявить о нарушении
Насчёт падежей спросите у Андрея Вознесенского:

«ОБСЕРВАТОРИЯ»

Мы живём между звёздами и пастухами
под стеной телескопа, в лачуге, в саду.
Нам в стекло постучали:
«Погасите окно — нам НЕ ВИДНО ЗВЕЗДУ».

Погасите окно, алых штор дешевизну,
из двух разных светил выбирайте одно.
Чтоб в саду рассвели гефсиманские дикие вишни,
погасите окно.

Мы окно погасили, дали Цезарю цезарево.
Но сквозь тысячи лет — это было давно! —
пробивается свет, что с тобой мы зарезали.
Погасите звезду — мне НЕ ВИДНО ОКНО.

Эдмар   03.09.2021 20:58   Заявить о нарушении
Светлана, ваше голословное менторство раздражает. Не стройте из себя профессионала. Если у вас есть конкретные замечания по моему обзору укажите - будем разбираться.

Эдмар   03.09.2021 21:08   Заявить о нарушении
Эдмар, с "нам не видно звезду" все верно))) Ваш пример не корректен. А вот "окно" притянуто к "давно" и это не умоляет того, что по правилам русского языка правильно "окна" в данном случае. Да, да, можно на "авторское" попенять, но стоит ли это того? И классики, конечно, авторитеты, но правил РЯ никто не отменял, даже они)

Таина Ким   03.09.2021 21:35   Заявить о нарушении
Соэль, масштабно мыслите, даже слишком)))

Таина Ким   03.09.2021 21:46   Заявить о нарушении
Таина, вы бы над своим стихом поразмыслили да потрудились, чем в чужих выискивать грамматические ошибки, да пытаться рецензента на чём-нибудь поймать.

Эдмар   03.09.2021 22:46   Заявить о нарушении
Светлана, я не согласен с Вами, но это моё дело. Я перечитал всю эту переписку и окончательно решил, что Вы заняли позицию человека "свысока", поэта, который уже состоялся, и которому претят замечания авторов, которые, якобы, не доросли до её уровня. Смею сказать, что ни в одном из этих пунктов Вы не правы.
Арбитр "разложил" работы по своему усмотрению, на свой вкус. А поэзия и есть чистейшей воды вкусовщина. Если у Вас есть желание и время, Вы можете проделать ту же работу, но не кидаться камнями в человека, которому не важно Ваше мнение.

Золотой Пегас   04.09.2021 06:12   Заявить о нарушении
Эдмар, после вашего разбора, я убедилась, что с моим стихом все в порядке))). А вам, видимо, мне нечего ответить, что не удивительно).Кстати, давеча Свете вы сделали замечание по поводу менторского тона... Смотрю, а вам самому-то он не жмет))).

Таина Ким   04.09.2021 06:16   Заявить о нарушении
Таина, почему Вы так резко воспринимаете критику? Вы считаете, что в "Докторе Анне" всё замечательно?
Я сам один из худших рифмоплётов за всю историю поэзии, но мне режут слух Ваши рифмы. "Работы"- "годом", "сотрясает" - "не знаю", "суров" - "часов", "круги" - "далеки" и т.д.
Возможно, это паронимическая рифма, возможно. Но, в таком случае, она разбросана по тексту неравномерно. При тщательном рассмотрении эту рифму можно назвать фонетически бедной.
Имхо, но всё же Ваше стихотворение пока ещё не достигло высот, куда критикам не долететь.

Золотой Пегас   04.09.2021 06:34   Заявить о нарушении
Хотелось бы знать кто говорит голосом Пегаса, а то как-то невежливо прятаться за маской.
Не хочется верить, что это Вы, Эмиль.

До профессионального критика мне далеко, я не филолог, поэтому решила с этим делом завязать. Но называть того же Бандаренко лучшим - смешно, ей Богу.
Вот читать обзор Надежды Безфамильной одно удовольствие.
Но если я не состоялась, как человек пишущий (со стороны видней), то финалисты уж точно не школьники.
А ко мне можете относиться как Вам будет угодно. И да, здесь скорее в меня летят камни, я же высказала своё мнение, не более того.
На этом у меня всё. Я получила достаточную дозу негатива. Спасибо всем.

Светлана Тимашева   04.09.2021 07:20   Заявить о нарушении
Светлана, никакой невежливости здесь нет. Ещё в начале приёма работ в финал предупредил, что финал буду вести сам.
Моё возмущение рождается из того, что вы кого-то называете плохим критиком, кого-то хорошим. На мой взгляд, это неправильно. Равно так же, как не бывает плохих и хороших поэтов. Поэзия - вкусовщина. Если не нравится, можно не читать.
Эдмар и не претендовал на роль супер-критика. Приглашение того, либо иного автора на роль арбитра - исключительная прерогатива модератора конкурса. Все арбитры - бывшие участники конкурсной площадки и в курсе своих обязанностей.
Не в этом дело. В своё время я пригласил в арбитры Бахыта Кенжеева. Был у нас арбитром и покойный Игорь Царёв. Они отписали в обзорах всего две строчки, по типу, "нравится" - "не нравится". Но какой восторг был у финалистов. Они благодарили арбитров за выполненную работу.
Здесь же Эдмар отнёсся к возложенным на него обязанностям предельно внимательно, скрупулёзно. Я не говорю, что арбитры вне критики. Да, ради Бога. Но критика должна быть конструктивной, а не по принципу "сам дурак".

Эмиль

Золотой Пегас   04.09.2021 10:06   Заявить о нарушении
"Но критика должна быть конструктивной, а не по принципу "сам дурак"."
Эмиль, так именно в меня и летит вот это "сам дурак, т.е. дура")
Но я же не виновата в том, что я такая, какая есть есть и мыслю образами, поэтому чисто ассоциативно я воспринимаю обзор Эдмара, как бухгалтерский отчёт. Отсюда и моё мнение, что обзор не профессионален.
Всё выстроено в столбик, под каждым стихотворением, начиная от ритмики и заканчивая композицией, вплоть до слипания гласных. Это Вы считаете профессионализмом?

Светлана Тимашева   04.09.2021 10:48   Заявить о нарушении
Во-первых, я себя никогда к профессионалам не причислял. Но если меня пригласили сделать обзор стихов, то я сделал его наиболее тщательно. Мог бы написать под каждым, как все пару строчек, я тоже так могу. Было как-то время, давным-давно писал на БЛК читательские подробные обзоры - вроде бы хвалили, так как вы, никто камнями не кидался. А какие у вас претензии - не нравится стиль обзора, не нравится, что понравившиеся вам стихи - на последних местах. А где конкретные замечания - что я неправильно отметил, какие у меня ошибки, где конструктив, а не голословные обвинения?

Эдмар   04.09.2021 11:30   Заявить о нарушении
Эмиль, позвольте, в чем резкость?) В доле сарказма, с которым я написала комментарии?)) Так "бухгалтерские отчеты", как совершенно справедливо сказала Света, меня не могут не настроить на иной лад). К критике я отношусь хорошо, тут вы не правы. Но критики-то разные. Рассуждения одних вызывают глубокое уважение, а других гомерический хохот. Как авторы должны быть готовы к разным мнениям насчет их работ, так и критики должны быть готовы к реакции на их домыслы. Все справедливо.
Теперь о "Докторе Анне". С какого перепуга я должна расставлять рифмы в своих стихах ззз... равномерно? Есть транспортир какой специальный для этого дела?))) Мне нравятся фонетические рифмы, например "рабОТЫ- гОДОм", "д"-"т" - звонкая и глухая, но это созвучная пара, "сотрясАЕт- не знАЮ" ае-аю, где "а" ударные, а "е" и "ю" созвучные глассные и тд))). Вам ближе точные рифмы? Да Бога ради, но они преимущественно или грамматические или бедноватые. А это нынче моветон, как и глагольные. Я не считаю свою финальную работу шедевром, но она логична, хорошо выстроена композиционно и образы в ней не шиты белыми нитками, а играют на стихотворение в целом. Да, иногда я допускаю в работах ударные сбои, и довольно легко к этому отношусь, ибо не текст для марша-таки пишу, но, если вы заметили, очень стараюсь не допускать того, что реально бьет по ушам - сбои в местоимениях по типу "сЕбя", "тЕбя", "Она" и пр. Помимо всего прочего, ритм выбран непростой - хорей, с которым не поиграешь, как с ямбом. Вот Эдмару мало образности и метафоричности. Но нужно же понимать, где его обилие уместно, а где оно станет вычурностью и даже глупостью - в реалистическом нарративе. Читатель скажет - не верю - и будет прав. Если бы я писала суггестив, там да, можно вообще отбросить всякий смысл, написать сюр, приправив его сахарной пудрой (красивостями) и особо впечатлительные барышни (и не только барышни) будут млеть от восторга и рукоплескать))). Поэтому, как по мне в рел-нарративе пары-тройки метафор, сравнений вполне достаточно. Остальное - динамика. Стихотворение должно прежде всего зацепить читателя и удержать его внимание до финала. В идеале финал должен оставить послевкусие от прочитанного.
Про "слипание" звуков тоже отдельный разговор.))) Я могла бы Эдмару привести примеры из классиков, у которых тоже немало "слипшихся" звуков, но это пустая трата времени).
Так что, вы Эмиль не правы))) Критику я люблю, но конструктивную. И слава Богу, что начала осознавать то, что может позволить себе поэт, а чего не может позволить и насколько он должен быть свободен от рифм и ритма и насколько должен быть к ним привязан. То есть я за золотую середину))Но ни в коем случае ни за "оковы", которые пытается надеть Эдмар на поэтов в своих обзорах)).
Но в любом случае, повторюсь, работа им проделана большая и даже интеллигентно в отличие от других известных критиков))), что несомненно заслуживает внимания).

Таина Ким   04.09.2021 12:42   Заявить о нарушении
Света, спасибо за ссылку! Очень интересно. Я, конечно, в шоке, как Андрей катком проехался по титулованным "балтийцам"). Но зато прочитала много очень интересных работ... но мурашки побежали от одной маленькой работы - "Бабушка" Ольги Хворост. Еще раз вернусь на ту страничку обязательно).

Таина Ким   04.09.2021 13:08   Заявить о нарушении
Эдмар, никто и не оспаривает тщательности Вашего обзора. Но камнями кидаетесь Вы, а не я)))
Нужно смотреть в суть текстов, а не препарировать их.
Вот у Соэля было интересное высказывание о моём тексте. Он рассказал как могло развиваться стихотворение с его точки зрения.
Валентину Емелину не хватило какой-то неправильности в тексте или философского финала.
Вот о каком подходе к текстам я говорю. И Соэль и Валентин правы, как эксперты, и их мнение интересно было выслушать.

Очень верно сказала Таина про "оковы" и не только. Мне нечего добавить.

Светлана Тимашева   04.09.2021 13:56   Заявить о нарушении
Таина, "Бабушка" Ольги Хворост - шедевр. Сама его с удовольствием перечитывала.

Светлана Тимашева   04.09.2021 13:58   Заявить о нарушении
Таина, вы бы бросили самолюбование и самовосхваление - нет у вас на это оснований. Давайте глянем ваш стих по ритмике - вам не нравится пеон (или вы с ним не знакомы), тогда оставим ваш пятистопный хорей. Хотя никто ваш стих вслух как хорей читать не будет - это будет нечто)) :

- 4-ая строка системное ударение падает на предлог "из";
- 5-ая строка - на союз "и";
- 6-ая строка - на приставку "по-";
- 8-ая строка - на местоимение "что";
- 10-ая строка - на частицу "ни";
- 12-ая строка - на предлог "от";
- 13-ая строка - на предлог "от";
- 14-ая строка - на наречие "как";
- 16-ая строка - на предлог "на";
- 18-ая строка - на союз "и";
- 26-ая строка - на предлог "под";
- 28-ая строка - на союз "и";
- 31-ая строка - на предлог "у";
- 35-ая строка - на частицу "бы";

Теперь посмотри в скольких местах системное ударение попадёт предлоги, союзы, частицы если ваш стих будут читать как пеон, а он только так нормально и будет читаться:

- 18-ая строка - на союз "и" в начале строки;
- 26-ая строка - на предлог "под" в начале строки;
- 28-ая строка - на союз "и" в начале строки;

Эти все ошибки начинающих стихослагателей, а не состоявшихся поэтов.

А смысловая чехарда:
"задеревенело тело от затылка до бахил"- из анекдота что ли фраза?; "Взгляд - острый, как ланцет" - фраза для пародий; "Время углубляет с каждым годом первые морщинки на лице" - а вторые, третьи морщинки, получается, время углублять не будет?; и т.д. и т.п.

Этот воз со слезами нужно разгребать и разгребать, а не ржать гомерически над экспертами.

Эдмар   04.09.2021 16:48   Заявить о нарушении
Светлана, ведь ни один пост ещё не удален - прокрутите на начало, кто на пару Таиной прикалывался и ржал над новоиспечённым экспертом? Это культурное поведение по вашему?

Эдмар   04.09.2021 17:02   Заявить о нарушении
Эдмар, Эдмар, вы явно не знаете дорогу на Stihi.lv, иначе вы так с Таиной не разговаривали бы.
Грустно сие(((

Светлана Тимашева   04.09.2021 17:02   Заявить о нарушении
Читала не единожды, не сомневайтесь и остаюсь при своём мнении.

Светлана Тимашева   04.09.2021 17:04   Заявить о нарушении
Мне дрожать от титулов, погон, орденов, медалей? Меня не интересует совершенно личность автора - я читаю стих и разбираю его насколько он хорош. А кто восторгается автором, может не читать его стихи, - сразу кричать браво!

Эдмар   04.09.2021 17:17   Заявить о нарушении
То есть, то, что вы меня унижали, вас это совершенно не смущает?

Эдмар   04.09.2021 17:18   Заявить о нарушении
Ну что тут скажешь, у вас бронежилет с иглами.

Светлана Тимашева   04.09.2021 17:21   Заявить о нарушении
))))))))))) Эдмар, я такие замечания проходила в эпоху своего графоманства))
Самовосхваление и самолюбование?)))) Держите меня семеро!)) Они сугубо в вашей голове, Эдмар)). Я прекрасно знаю все свои минусы и плюсы в стихотворении, то, что я еще хотела рассказать читателю, и то, что не получилось. Если вам мешают ударения на предлогах в начале строк, то это ваши трудности, а не мои)) Мне они нисколько не мешают, поскольку "правильность" относительна. Вам хочется устоявшееся выражение "с головы до пят"? Так я вам даю его в своем варианте, подмечая при этом, что доктор сутками "упакован" в целлофан, но вы этого упорно не замечаете, ибо ждете примитивизма и вычурности. Но таких блюд нет у меня. По крайней мере в этом стихотворении))).
""Взгляд - острый, как ланцет" - фраза для пародий; "Время углубляет с каждым годом первые морщинки на лице" - а вторые, третьи морщинки, получается, время углублять не будет?"(с) - вы серьезно, Эдмар???)))))))))

Да, Света, Балтика меня испортила, в хорошем смысле этого слова. Мои личные горизонты стали ширше ;))

Таина Ким   04.09.2021 17:22   Заявить о нарушении
Я вас не унижала и не унижаю, просто не принимаю всерьёз как эксперта. Вы стоите на своём и продолжаете повторно препарировать стихотворение.
Объяснять вам про острый взгляд и про первые морщинки (они могут быть первыми не один год, но становятся заметнее, глубже) не стоило бы, но я вот зачем-то пишу.

Я не молоденькая девушка и врать я с детства не люблю. Так что терпите мою прямолинейность, Эдмар.
Я желала вам удачи на будущее, но вы приняли мои слова в штыки, видимо увидели в них что-то другое. Ну да ладно.

Светлана Тимашева   04.09.2021 17:38   Заявить о нарушении
Если я должен терпеть вашу прямолинейность, то и вы терпите мою - вы слишком много о себе возомнили (обе), конструктивно, а тем более культурно, с уважением к оппоненту беседовать не умеете (видимо не научены). Так что больше не пишите сюда ничего - отвечать вам больше я не намерен.

Эдмар   04.09.2021 17:58   Заявить о нарушении
Слава Богу, потому что от вашей "культуры" меня клонит в сон, не смотря на ваши подводные камни, летящие в мою сторону.

Светлана Тимашева   04.09.2021 18:05   Заявить о нарушении
Света, ну, откуда мальчикам знать, что такое первые морщинки для девочек? ;))) Давайте будем снисходительны и оставим Эдмара наедине с его заблуждениями (зачеркнуто) собственным мнением. Не стоит толочь воду в ступе. )

Таина Ким   04.09.2021 18:07   Заявить о нарушении
Уже, Таина)
Товарищ упёртый, стоит на своём, хватит бросать горох в стену)

Светлана Тимашева   04.09.2021 18:55   Заявить о нарушении
Это был бенефис дико ржущих, хамящих поетесс, уважаемые зрители! Занавес! Извините, Эмиль, за доставленные мной неприятности!

Эдмар   04.09.2021 19:15   Заявить о нарушении