Любимая песня Путина

Эту историю мне рассказал один из солистов Валаамского праздничного хора — бас богатырского телосложения. Упомянутый хор — миряне, профессиональные певцы, приезжающие на  Валаам петь особо важные монастырские службы. Иногда у них бывают гастроли, допустим, в Алма-Ате, где мы и познакомились. Итак, рассказ от солиста.

Это был один из первых визитов Владимира Владимировича Путина в Валаамский монастырь. Владыка Панкратий, игумен обители, очень волновался. Ему хотелось, чтобы наш замученный проблемами правитель хорошенько отдохнул на  сказочном Валааме.

После официальных встреч и экскурсии по монастырю было намечено катание на яхте по скальным заливам острова, окрашенным красками заката и разноцветьем осенних листьев. В этом плавании президента должен был сопровождать только наш хор, исполняя русские песни, способные переделать душу современного человека в душу древнерусского человека, приблизить мировосприятие и  самоощущение Владимира Путина к мировосприятию и самоощущению князей Владимира Мономаха и Владимира Красное Солнышко.
Владыка позаботился узнать из  неизвестных источников, какая песня любимейшая у главы государства. Ею оказалась песня «Усталая подлодка». Музыка Александры Пахмутовой, слова её мужа Николая Добронравова.

Кстати, потом я  узнал интересную подробность возникновения этого произведения. Наши гениальные песенники приехали на базу Северного флота с заказом написать песню для подводников. Их покатали на подводной лодке, познакомили с личным составом воинской части, но вдохновение всё не приходило. Пахмутова попросила разрешение присутствовать на  всплытии подлодки, вернувшейся из долгого похода. Её одели в тёплую армейскую форму. По виду композитор стала похожа на моряка. Она пришла на пирс заранее, чтобы послушать рёв волн и шум ветра, необходимые для создания будущей мелодии.
Лодка всплыла намного раньше указанного времени, и береговая служба ещё не подоспела для организации пришвартовки.
В ночной час на причале стоял лишь одинокий «морячок» (Пахмутова). Команда кинула на  берег канат, и  командир отдал стоящему на пирсе приказ закрепить его за сложную железную конструкцию. Пахмутова приказ не исполнила. Приказ был повторён уже жёстко. Но выполнен не был. Раздался раздражённый крик усталого подлодочника. На крик проснулась береговая охрана, прибежала, пришвартовала чёрную громадину к родному берегу и заодно объяснила капитану, что нехорошо кричать на женщину-композитора.
Вдохновение к Николаю и Александре пришло. Песня возникла.

УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА
Лодка диким давлением сжата.
Дан приказ: «Дифферент на корму».
Это значит, что скоро ребята
В перископы увидят волну.

На пирсе тихо в час ночной,
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
из глубины идет домой.

Хорошо из далекого моря
Возвращаться к родным берегам.
Даже к нашим неласковым зорям,
К нашим вечным полярным снегам.

На пирсе тихо в час ночной,
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идет домой.

Не прошу за разлуку прощенья,
Хоть пришлось мне от дома вдали
Испытать глубиной погруженья
Глубину твоей чистой любви,

Глубину твоей чистой любви.
На пирсе тихо в час ночной,
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
из глубины идет домой.

Никто из певцов нашего хора не знал наизусть эту песню. До встречи с Путиным оставалось два часа. Мы спешно полезли в  Интернет, нашли искомое, переписали текст, выучили мелодию, разложив её на голоса. Прорепетировали несколько раз.
И  вот с  трепетом заходим на  яхту. Президент уже где-то там в  трюме. Мы спускаемся через люк туда, где расположена уютная трапезная.

Путин поставил кипятиться чайник и нарезает хлеб. Увидев нас, он улыбнулся, встал пожать нам руки, пригласил садиться за стол. Мы отказались, объяснив, что хотим попеть для него. Президент (как мне не нравится это американское слово) предложил заменить пение дружеским чаепитием с рассказыванием анекдотов. Но мы не сдавались.
— Владимир Владимирович, ну давайте хоть вашу любимую песню споём.
— Да? А какая у меня любимая песня? Подскажите.
— Про усталую подлодку.
— Первый раз слышу о такой песне. Да вы, ребята, сами как усталые подлодки. Поёте весь день сегодня? Мне вас жаль. Садитесь пить чай.

Это был чудеснейший вечер. Глава государства заваривал и разливал нам чай, намазывал и передавал вкуснейшие бутерброды, рассказывал и слушал забавные истории, байки, притчи. Потом мы вместе любовались закатным солнцем и суровыми скалами, снова пили чай. Путин был очень прост в  общении, но от  него исходило тихое величие.

Несомненно, что за молитвы миллионов душ, любящих Россию, Господь ограждает нашего командира Своей благодатью, покрывает его человеческие немощи, исправляет его вольные и  невольные ошибки.

Русский богатырь закончил свой рассказ. Хороший рассказ. Я постеснялся спросить, какие анекдоты рассказывает президент России.

Зато я знаю, какие анекдоты рассказывает первый президент Казахстана.

Мой знакомый был приглашён оператором киносъёмок на семейный праздник семьи Назарбаевых. Его порадовала спокойная, старинная, можно сказать, советская атмосфера этого торжества. После окончания съёмок оператора пригласили за длинный стол с  казахскими национальными яствами.

Присутствующие во главе с  главой государства допели какую-то украинскую песню, и Нурсултан Абишевич стал рассказывать анекдот:
«Идёт 2040 год. Бразилия. Чемпионат мира по футболу. В финале играют сборные Бразилии и Казахстана. Казахстанцы с разгромным счётом выигрывают у  бразильцев. После матча заплаканный капитан бразильской команды даёт интервью телевидению.
— Скажите, как вы могли проиграть Казахстану?
— Вы не представляете, как нам было тяжело. Ведь у них в нападении казахские джигиты на лошадях, в защите русские казаки с саблями, а на воротах уйгур, который всегда докажет, что гола не было».

После рассказа о  встрече на  валаамской яхте я  выучил песню об  усталой подлодке. И  вспомнил её несколько дней назад, когда был в гостях у сестры. Она живёт в доме покойных дедушки и бабушки, где я родился и рос до 22 лет. Где белеют в окнах горные хребты и шумят огромные серебристые тополя, где мы пускали самолётики, играли в футбол (с казахскими джигитами в атаке, русскими казаками в  обороне, умным уйгуром на  воротах), хоккей, бадминтон, где рассказывали вечерами страшные истории, лазили через колючую проволоку в погранучилище, где ходили на дни рожденья в семьи нашего многонационального двора.

«Хорошо из далёкого моря возвращаться к родным берегам». Хорошо мне было «подплывать» к  ночному пирсу дома 311 по  улице Фурманова (ныне Назарбаева), где светилось во тьме двадцать шесть лет назад окошко ожидавшей меня, хоть до самого утра, бабушки Полины Алексеевны. Глубина её чистой любви теперь ждёт, когда усталая подлодка моей души, сжатая давлением ежедневных искушений, страхом вражеских торпед, щупальцами информационных спрутов всплывёт в том мире, где нет болезней, печали и воздыхания.

Как говорил наш святой митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов): «Не бойся смерти. Нам ведь что нужно: нырнуть и вынырнуть, то есть умереть и воскреснуть».

Только бы не утонуть!

25 сентября 2020,
село Коктал


Рецензии