Воспоминание

Сегодня празднуется память великомученика Евстафия Плакиды.
Мне вспомнилось первое знакомство с его житием. Это было в 1993 году осенью. Мы поехали в горы копать картошку на церковном участке. Копание картошки — очень радостное дело. Многие серьёзные люди — президенты, губернаторы, митрополиты, архимандриты — оставляют свои великие дела, чтобы поучаствовать в этом
деревенском священнодействии.

Когда картошку выкопали, все собрались сходить в  монастырь преподобномучеников Серафима и  Феогноста помолиться. А  меня оставили для поддержки бабушки, которая заболела и не могла пойти вместе со всеми. Около двух часов мы сидели в тихих, таинственных осенних горах на картофельной ботве и беседовали. Бабушка оказалась чудесной рассказчицей. Она очень подробно и живо ознакомила меня с  жизнью великомученика Евстафия, супруги его Феопистии и чад их Агапия и Феописта.
На фоне серого преддождевого неба проносились картины событий начала второго века от Рождества Христова. Непобедимый военачальник. Охота на  оленя. Крест между рогами. Голос Христа. Крещение всей семьи. Оскудение имения. Бегство из столицы. Похищение жены. Похищение детей. Плач. Годы разлуки. Крестьянские труды. Горячие молитвы. Беседа двух воинов. Угроза империи. Чудесная встреча. Возвращение в Рим. Славная победа. Триумф. Мученичество.
Удивила меня одна подробность жития. Господь спрашивал Евстафия — в начале или в конце его христианского пути послать ему огненные испытания? Мужественный воевода решил сразу принять бой с великими скорбями…

А моя жизнь тогда измерялась всего двадцатью годами. Уже три года я ходил в храм и пережил тяжёлую смертельную болезнь, чудесно отступившую в самый день Пасхи. Я думал о своём будущем. Что ждёт меня? Святые мученики Евстафий, Феопистия, Агапий, Феопист, помогите мне!

С того дня прошло (страшно сказать!) 25 лет — четверть века. Много было скорбей. Много было радостей. Предполагаю, что огненное испытание, необходимое для всех, у меня ещё впереди. Ведь я же не римский воин, готовый принять удар в любую минуту, а постсоветский безвольный кусок сметаны, размазывающийся от любого прикосновения боли. А может быть, уже пережитые ничтожные скорби Милостивый Господь примет как достаточные. Не знаю.

Где-то ходит подружка-смерть. Иногда я  вижу её. Она приходит с  лопатой. Стоит над  кустом моей жизни. Понимает, что там в  глубине ещё нет созревшего корнеплода, хотя снаружи ботва густая. Уходит. Надолго ли? Сегодня я  опять, как и  в тот далёкий день, спрашиваю у  Создателя моего: «Что ждёт меня?» И  надеюсь на молитвы всех святых мучеников.

2 октября 2020 г.

Издано также в сборнике "Рассказы. Стихи. Беседы" 2020 г.


Рецензии