Мошенники

Я не заглядывал в словарь, но предполагаю, что слово «мошенник» происходит от слова «мошна» — кошелек, мешочек с деньгами. «Человек и деньги» — тема для философской диссертации.

Откроем одну из  глав этого объёмного труда. Она называется «Гражданин Белов А.В. и деньги». Знакомство его с  деньгами началось с  дошкольного возраста. Посылаемое за хлебом дитё отдавало сдачу от покупки хлеба, картошки, кефира и иногда эту сдачу взрослые не брали. Так скапливалась сумма на  мороженое, жвачку, лимонад. Можно было даже собрать на два лакомства и поделиться с Нуриком Ерекешевым, Дениской Сагайдачным, Саней Панёвым, Васей Коцюба, Андрюшей Аминевым.

Началась школа. Мальчику Саше Белову давали деньги на  обед. Обед можно было не брать или брать частично (кто проверит?), тогда возникали свободные деньги, опять же для вкусностей и угощения компании. Какое радостное дело — угощать!
Тут что-то не к месту вспомнилась притча о белой вороне. Прерву пересказ диссертации.

В один богатый ресторан зашла Чёрная Ворона. Ресторан был полон посетителей. За одним из столиков скромно сидела Белая Ворона. Чёрная Ворона с детства презирала белых ворон, и ей очень захотелось унизить при всех эту выскочку-альбиноса. Чёрная ворона щёлкнула перьями, подбежал официант.
— Я угощаю всех присутствующих, кроме Белой Вороны, дорогим вином, вот деньги, разнеси каждому по бутылке.
— Бегу разносить.
Когда на каждом столике стояла «Хванчкара», а может быть «Токай», а может быть «Массандра», Чёрная Ворона насмешливо посмотрела в  сторону Белой Вороны, столик которой был пуст. А  та неожиданно встала и сделала жест глубокой благодарности — прижала крыло к  сердцу. Чёрная была обескуражена. Но обескураженность часто добавляет нам куража. Чёрная Ворона вновь делает щедрый заказ — всем, кроме Белой Вороны, по большой пицце. Белая Ворона вновь искренно благодарит.
Чёрная не унимается: «Всем, кроме Белой Вороны, по корзинке самых дорогих фруктов». Белая Ворона благодарит и улыбается во весь клюв. Чёрная Ворона в бешенстве выбегает из зала и пока гардеробщик помогает ей надеть роскошную лисью шубу, спрашивает:
— Эта ваша Белая Ворона совсем сумасшедшая?
Гардеробщик отвечает:
— Вряд ли сумасшедшая, она ведь хозяйка этого ресторана.
Мораль басни в том, что оскорбляющие нас незаслуженно приносят нам огромную духовную прибыль.

Продолжение диссертации.
Итак, какое радостное дело — угощать! Особенно на деньги, сэкономленные на  своём желудке. Конечно, неплохо бы было увеличить объёмы угощения себя и друзей. Мысль о краже не приходила в голову, но ускорить процесс накопления денег хотелось. Оказалось, что под киосками лежит немало мелочи, оброненной покупателями. Эту тайну Саше открыл то ли Миша Савенок, то ли Руслан Абдрахметов. Теперь не вспомнить. Спросите у них. Лезть под киосок было стыдно и замарательно. Но дети придумали изображать, что у них закатилась денежка под киоск и они её ищут. А на самом деле детская ручонка выуживала из подкиосочной грязи пятачки, десятки, пятнадцатки, двадцатки. Это уже криминал или нет? После мытья рук в арыке можно было пировать.
Хошь сдобную булочку по девять копеек, хошь простую по три, хошь рогалик по пять, хошь эскимо по двадцать, хошь молочный коктейль, хошь «Тархун», хошь «Байкал», хошь шоколадку (цены смотри в архивах или в своей памяти). Потом мальчики осмелели и стали просить деньги у прохожих. Это уже криминал. Ведь они просили не на нужду, а на прихоть, и привирали о статьях расхода выпрошенных денег.

Чуть позже мальчик Саша стал использовать монетки уж совсем необычно. Если он хотел узнать — делать что-то не совсем хорошее или не делать, то спрашивал совета не у своей совести и не у мамы, а у «орла» и «решки». Это гадание казалось испрашиванием разрешения у неких высших сил (до хождения семьи в храм оставалось ещё 10 лет). Делать уроки — решка, не делать — орёл. Попробовать тайно яблочного вина — орёл, не попробовать — решка, полистать книгу по  анатомии человека с  запретными картинками  — орёл, почитать Максима Зверева — решка. Выпала решка. Как же так? Нет, надо с трёх раз или лучше с пяти. Так точней.

Деньги в доме были. Александр не знал нужды и не думал об оплате света, газа, телефона, воды, об источниках дохода семьи. Казалось, так будет всегда. Дедушка и бабушка закормят пельмешками и подкинут на карманные расходы, мама купит всё к школе, папа пришлёт из Москвы спортивный инвентарь, тётя Лариса позовёт в кино. А что ещё нужно человеку? Детско-юношеское счастье не оставило места воровству и мошенничеству.

Но когда юноша Саша стал иеромонахом Аверкием, его отношения с  деньгами, их давателями, их просителями, их отбирателями изменились.
Об этом в следующей серии.

9 октября 2020


Рецензии