Суета

Суета сует. Всё суета. Суета и  томление духа.
Эти фразы из  библейской книги Екклесиаст хорошо известны. Их написал царь Соломон. В день, когда не думаешь о секундах свысока, а минуты медленно уплывают вдаль и встречи с ними не ждёшь, в день, когда бесплатно показывают «кино» и кино перед дарением пятьсот эскимо, в день, когда пьёшь горькое лекарство ушедших годов и морщишься, хотя понимаешь, что они не груз, а богатство, в день рождения своего уместно вспомнить о суете и томлении духа.

Дух человеческий — это средоточие его личности, единственное, что правильно назвать «я». Всё остальное называется «моё». Моя страна. Моя мама. Моя рука. Моя голова. Моё сердце. Именно в области физического сердца, по объяснению святых отцов, находится наш бессмертный дух, таинственный корень, в котором заложено всё главное, высшее в нас — совесть, жажда Бога, искание истины, предощущение вечности, вера, надежда, любовь.

Отчётливо хранятся в  моей памяти моменты ликования духа и часы его томления.
Вот мой любимый торт «Наполеон». Если тело натружено, желудок пуст, совесть бела, день не постный, то первые два куска сопровождаются ликованием духа. В чём оно? В осознании, что это дар любящего Бога и творчество любящей бабушки, подкрепление сил, повод для  дружеского общения, воспоминание о  победе русского оружия в 1812 году. После третьего куска торта дух начинает томиться. Излишество сладости ранит чувство меры, поджелудочную, печень. После седьмого куска дух уже не просто томится, а вопит и мечется.

Вот дедушкина машина. Когда дедушка забирает нас ночью после трудных горных походов, возит всю семью на  дачу, возит меня купаться на Капчагай, быстро приезжает с работы — дух мой ликует.
Но когда я вижу, что дедушка иногда целыми днями проводит в ремонте этого конгломерата железок, оплачивает страховки, налоги, бензин, техосмотр, штрафы, замену головки блока, свечей, клапанов, фильтров, отрывая деньги от моей летней поездки на Чёрное море, рискует погибнуть на скользких и ухабистых дорогах, то дух мой томится. Вернее, уже оттомился, потому что ещё с юности я решил, что
никогда не стану автоводителем и автовладельцем.

Ещё я не люблю электрический свет и компьютеры. Мой дух томится при пользовании ими. А при пользовании солнцем, лампадами, кострами, звёздами, горами, реками, книгами не томится!

Вот моё первое свидание с девушкой. Мне 15 лет. Друг Вася уговорил меня познакомиться с его одноклассницей, дал номер телефона. Предчувствие тупиковости этой затеи было, но не остановило меня. Оксана предупреждена о моём звонке.
— Здравствуйте, это Оксана?
— Да.
— Как дела?
— Хорошо.
— Что делаешь?
— Сижу дома.
— Понятно.
— Уроки сделала?
— Да.
— Может увидимся, пообщаемся?
— Давай. Только скажи, ты какого роста?
— За сто восемьдесят. (Это была не совсем правда.)
— Где и когда встретимся?
— На Ленина и Хаджимукана в 6 вечера.
— Хорошо.
— Как я тебя узнаю?
— Я буду в клетчатом пальто и красном берете.
— До встречи.
Мой дух уже начал томиться, но отменить свидание было неудобно. Подойдя к месту встречи, я увидел высокую полную девочку, не очень красивую и неулыбчивую.
— Ты Оксана?
— Да. Привет. А ты, оказывается, ниже, чем метр восемьдесят.
— Возможно. Пойдём в сторону Новой площади?
— Пойдём.
Разговор не клеился. Через десять минут мне захотелось убежать. Но что скажет Вася? Дух томился вовсю. Через час вымученных односложных разговоров мы решили, что замёрзли и  пора домой.
Проводив Оксану до подъезда и пожелав ей удачного учебного года, я радостно побежал домой, надеясь больше не попадать в такие идиотские ситуации, когда надо общаться с человеком, с которым тебя познакомил не Бог, а Вася.

Конечно, потом встречались в жизни девушки невероятно красивые и поразительно умные, в которых я влюблялся, но как-то суетно влюблялся. Как-будто понарошку, словно играл во что-то, прочитанное в книгах и увиденное в фильмах. Мой дух молчал, хотя язык шутливо болтал, ум сочинял стихи, руки дарили цветы. Дух Божий тоже молчал. Я надеялся, что когда-то Он скажет: «Вот твоя суженая, твоя
половинка, твой ангел хранитель, твоё сердечко, твоё спасение, твой маяк у вечности на краю».
Этих слов в  глубинах моей души так и  не прозвучало. Девушки почти никогда не обращали на меня внимания как на жениха, хотя дружили мы со многими из них очень искренно и глубоко. Если же возникало некое подобие ответных чувств, то дух смущался и в моих прекрасных горах из моих юношеских уст звучала странная молитва: «Господи, не допусти мне вступить в брак».

Как сложен и многогранен человек!
А вот когда мне предложили принять монашеский постриг, дух мой возликовал, возвеселился, успокоился. Иногда меня мучают мысли о том, что живу не на своём месте. Душа рвалась на Афон, на Валаам,в Иерусалим, в Троице-Сергиеву лавру, в Дивеево, на Дальний Восток,в Подмосковье, в Грузию, на Куликово поле. Но по приезде туда дух начинал томиться, тосковать о родном Семиречье, чудесной Алма-Ате.

Много суеты внутри и  вокруг меня. Надеюсь, уменьшить её тягостное давление.
Все эти мысли и воспоминания я записал вечером 17 октября 2020 года по дороге из Алма-Аты в Коктал.

Заранее благодарю всех поздравляющих меня недостойного с днём рождения. Желаю, чтобы на каждом из вас исполнились слова этого древнего благословления:
Господь Бог премилостивый да ущедрит тя.
Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе.
Господь всемогий да избавит тя от всякия напасти.
Господь да научит тя. Господь да вразумит тя.
Господь да поможет ти. Господь да спасет тя.
Господь да защитит тя. Господь да сохранит тя.
Господь да очистит тя. Господь радости духовныя да исполнит тя.
Господь души и  телу твоему да будет заступник.
Господь, яко милосерд и  благий Человеколюбец, прощение грехов да подаст тебе. Господь Бог Иисус Христос в день судный да помилует тя и да благословит тя во вся дни живота твоего.
Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Рецензии