И они это совершили

И они это совершили.

Посвящено первому полёту необычного нового
Самолёта вокруг земного шара без посадки и дозаправки –
«Вояджера» - Путешественник, с Диком Рутаном и Джиной Йигер.

Первая часть.

1981 год

Ещё ж в этом году пилоты,
Дик Рутан и Джина Йигер,
Там организовали фирму,
«Вояджер Эйкрафт» аэро.

Создать самолёт те хотели,
Способного осуществить,
Там беспосадочный, и также,
Без дозаправки перелёт.

И перелёт тот – кругосветный.
И должен быть тот самолёт,
Быть уж с новых материалов,
На новой технологии.

Брат Дика – авиаконструктор,
Бёрт – взялся там за тот проект.
Новый проект совсем отличный,
От всего, что делал всегда.

Чтобы лететь вокруг планеты,
Нужно иметь большой запас,
Топлива. При тех самолётах,
Там с алюминия – нельзя.

(Этот самолёт имел бы размеры авианосца)

Решение новое нужно,
Чтобы построить аппарат.
С материалов композитных,
Сделать его решили там.

С лёгких, прочных материалов.
Жёсткого – сотовидного,
Меж двух графитовых слоёв, там,
Волокон – заключён тот был.

(Вес того аппарата без топлива всего 1020 кг. Столько же,
Сколько весил малолитражный автомобиль)

Братья Рутан и Джина Йиегер,
«Лепили» там буквально тот,
Свой самолёт. Почти руками,
Своими делали его.

(На ходу проявляя изобретательность. 2 моторы изготовила
Компания «Теледайн»)

Мотор четырёх - цилиндровый -
Поршневой двигатель, что там,
С воздушным охлаждением там,
Передним был «Вояджера».

А задний, шести – цилиндровый,
Там охлаждение имел,
Жидкостное. На тех моторах,
Лететь в путь было решено.

Особенностью аппарата,
Крылья там были длинные,
Словно у планера. Размахом,
33, 77 метра составлял.

(То превосходило «Боинг – 727»

На малой скорости полёты,
Должен делать тот самолёт.
120 миль в час и к тому же,
На небольших высотах там.

(193 км/час)

14 декабря 1986 года

Стоял утром на базе «Эдвардс»,
Готовый к взлёту самолёт.
Был необычного он вида,
Рядом был его экипаж.

Фюзеляж и плоскости  - крылья,
Продольные балки уже,
Загружены топливом были,
В 17 - ти баках там всех.

А из – за груза, эти крылья,
Там провисали до земли,
Пилоты эти попрощались,
С родными и друзьями там.

Затем ползком там Дик пробрался,
К сиденью единственному,
На полу ж вытянулась Джина,
Кабины крошечной для них.

(И они начали читать вслух длинный перечень
Контрольно – проверочных операций)

Скорость ветра там достигала,
Едва лишь одного узла.
Практически штиль был там полный,
Диспетчер взлёт им разрешил.

(Скорость ветра - 1, 85 км/час.

Вторая часть.

Ничто в тот день не предвещало,
Там неприятностей. Но те,
Произошли. Когда «Вояджер»,
По полосе взлётной пошёл.

Двигаться медленно он начал,
Наземный же там персонал,
Бежать первые сотни метров,
Были вынуждены в тот миг.

Удерживая концы крыльев,
Там над бетонной полосой.
Ибо там концевые кромки,
Опасно задевали ту.

Самолёт стал набирать скорость,
Пойму там наблюдатели,
Что недостаточно всё ж быстро,
Тот разогнался самолёт.

От полосы чтоб оторваться,
Ибо нагружен очень был…
Конец полосы этой взлётной,
Опасно приближался там.

(Возможно навстречу катастрофе)

Гибкие плоскости ж поднялись,
Там наконец – то вверх, и тут,
Взлетел «Вояджер». Все вздохнули,
Там облегчённо. Всё, в перёд!

(И самолёт направился в сторону Тихого океана,
Жужжа подобно огромной стрекозе)

Пилотам же там предстояло,
Провести 9 – 10 дней,
В тесной негерметичной,
Кабине маленькой совсем.

Та шириной около метра,
Длиною 2,3 метра лишь…
48 лет всё ж Рутану,
№4 – Джине той.

Выдержать должны были оба,
Шум оглушительный к тому ж,
Моторов. Даже не помогут,
Наушники, что сделали.

(Специально придуманные ими)

Конструкция же самолёта,
Столь необычная его,
Источником тогда служила,
Различных неудобств в пути.

(С которыми никогда не сталкиваются обычные пилоты.
Например, плоскости большого удлинения, с большой
Гибкостью, могли прогибаться до 9,14 метров, и даже малые
Завихрения, коих нет в нормальном самолёте, подхватывали
«Вояджер» и бросали его подобно лодке в бушующем океане)

В первый день там над океаном,
Не было трудностей. А связь,
Поддерживали постоянно,
Те через спутник там «Сатком».

Метеорологи следили,
За их полётом. Им давав,
Данные о погоде. Также,
О том, что ждёт их впереди.

Вновь неприятности начнутся,
К концу уже второго дня.
Их ожидало испытанье,
Суровое – тайфун ждал «Мардж».

В нём скорость ветра достигала,
В 120 километров в час…
Длиной тайфун же растянулся,
В тысячу километров там.

Стал маневрировать Рутан там,
Держась границы северной,
Шторма. Использовать чтоб ветер,
Попутный сильный, что там был.

Опасность всё ж не миновала,
Даже уже после того,
Как те через тайфун пробрались,
На третий день всё началось.

На высоте летел «Вояджер»,
Обычной, 8 тысяч там,
Футов. Район, где Филиппины,
Там, где лежал архипелаг.

Хорошая была погода,
Был включен их автопилот…
Дик же дремал в тесной кабине,
Джина возлегла на полу.

(Как могла, растянувшись правее от Дика на нём)

Кругом были везде приборы,
И всё необходимое,
Для их полёта. И две также,
Канистры с питьевой водой.

(И контейнеры с провиантом)

Видно уставшие пилоты,
Смогли на время там заснуть.
Не реагировали сразу ж,
На радиозапросы с вне.

Выяснилось –  в обход тайфуна,
Те израсходовали там,
Топлива больше, чем им нужно -
Работал дольше двигатель.

(Передний проработал в тайфуне на 15 -20 часов)

Теперь никто не знал там точно,
Осталось сколько топлива.
Было для уменьшенья веса,
Отсутствие датчиков тех.

(Для уменьшения веса самолёта, не установили
Нужных датчиков)

Успех же миссии зависел.
От того, хватит ли там им,
Топлива в этом самолёте,
Иль от нехватки – прахом всё.

«Но одна беда не приходит»
На пятый день полёта их,
Пришлось над Африкой пилотам,
Чтобы дышать – маски одеть.

(Кислородные маски)

Поднялись к высоте 6 тысяч,
Чтоб турбулентность обойти,
Зона была та в атмосфере,
Оба двигателя включив.

(На несколько часов)

Те над Атлантикой летели,
Там к побережью путь держав,
Америки Латинской, тут – то,
Проблема новая пришла.

Третья часть.

Мотор начал перегреваться,
Задний…Ибо пилоты там,
Проконтролировать забыли,
Уровень масла. Промах их.

Почихав, двигатель заглохнет…
Наземные диспетчеры,
На борт команду передали,
К посадке приготовиться.

В их случае, всё ж к аварийной…
Однако Дику удалось,
Ошибку эту их исправить,
И снова мотор запустить.

На заключительном этапе,
После того, как самолёт,
Между циклонами там крался,
Сутки у побережья США.

(У западного побережья США и Мексики.

И вдруг внезапно прекратилась,
Подача там горючего,
В двигатель. Тот же злополучный,
Задний, «Вояджера» того.

Пришлось Джине пролезть с трудом там,
И тогда помпу отключить,
Автоматической подачи,
Чтоб на ручную перейти.

(Она пролезла в правое крыло)

А дальше – больше. Вдруг откажет,
Стартёр… И Дик включил,
Автопилот. А сам полезет,
Там уже в левое крыло.

Предохранители где находились,
Их электросистемы всей.
Смог завести там этот стартер,
Вновь заработал двигатель.

Затем и помпа та включилась,
Автоматическая вновь.
Джина вернулась вновь в кабину,
И самолёт вперёд летел.

Благодаря попутным ветрам,
«Вояджер» приземлиться смог,
В месте там заданном, и даже,
С опереженьем графика.

На базу «Эдвардс» он вернулся,
23 декабря.
И обессиленными были,
От многих дней болтанки там.

Выбраться не смогли с кабины,
Без посторонней помощи.
За 9 дней Рутан и Йингер,
Облетят шар земной вокруг.

Они покрыли расстоянье,
В 26 целых миль тогда,
Но – без посадки, дозаправки –
ДА НИХ Н\Е ДЕЛАЛ ТО - НИКТО,

После полёта уникальный самолёт стал экспонатом
Национального музея авиации и космонавтики


Рецензии