Философские вопросы. Часть 40

1. Достаточно ли для спасения просто никому не делать зла?

• Заповеди любви и святости Нового Завета заключаются в делах любви и соответствующем внутреннем устроении.

Если ни людям, ни животным, ни природе не делать зла, но при этом забыть о Боге (не почитать Его, не любить, не молиться Ему, вычеркнуть Бога из жизни, как ненужного, без Которого можно обойтись), спастись невозможно. Почему же? Игнорирование Бога, отказ от Него не только является нарушением главных заповедей Ветхого и Нового Завета, но и сводит на нет всю жизнь человека, тщетны усилия не уповающего на Бога. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Библия. Псалтирь, Псалом 126:1).

Более того, невозможно оставить всякое зло без помощи Божией. Человеческая природа повреждена страстями, и мы самостоятельно не можем искоренить их в себе без содействия Божиего, без Его благодатного исцеления. Если бы люди могли сами исцелиться от страстей и смерти, не потребовалось бы Самому Богу! воплощаться Человеком на земле, страдать, умереть в страшных муках за каждого из людей.

За всю историю человечества только Иисус Христос БогоЧеловек и Его Матерь Дева Мария не сотворили никакого зла никому, поскольку не согрешили. Остальные же люди грешат в разной степени, а значит, уже совершают зло по отношению к себе или ближним. Что можно говорить о грешнике, которому Бог даже не нужен?

Если посмотрим на заповеди Ветхого и Нового Завета, то увидим разницу: многие заповеди Ветхого Завета говорят: «Не делай», например: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не кради».

Но заповеди Нового Завета – заповеди любви: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Библия. Евангелие от Матфея 22:36-40).

А также Господь даёт нам и заповеди блаженств:
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
(Библия. Евангелие от Матфея 5:2-12).

Ветхозаветные заповеди были даны диким племенам, чтобы удержать их от зла и поклонения мерзким бесам – языческим идолам, и подготовить их к воплощению Мессии-Христа.

Если в дохристианские времена достаточно было не делать злых дел, то христианам Бог заповедал творить дела любви. Об этом все заповеди. Можно ли возлюбить ближних без дел? Нет, конечно. Любить, значит, не только не причинять зла, но и совершать всякое добро, помогать ближним, «тяготы друг друга носить»: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Библия. Послание к Галатам святого апостола Павла 6:2).

Заповеди блаженств показывают, какие душевные расположения и дела должно иметь, чтобы приближаться к Богу и любить Бога и ближних. Ветхозаветный и Новозаветный законы не исключают друг друга, но взаимно дополняют.

«Ибо, как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва» (Библия. Соборное послание святого апостола Иакова 2:26). Для угождения Богу и спасения одной веры не достаточно, а нужны дела веры – дела любви. Но если о любви к ближним более-менее понятно, то каковы дела любви к Богу по главной, первой заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»?

Иисус даёт нам ответ: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:15). Такую безоговорочную ответную любовь ждёт от каждого из нас Господь!

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Евангелие от Иоанна 15:13-14).
«Самопожертвование за братьев считать высшим проявлением этой любви» (толкование Лопухина А.П).

А высшее проявление любви к Богу – отдать свою жизнь за Христа, как Он отдал Свою за каждого из нас.

«Не довольно удерживаться от зла, если не будешь делать и добро, мало того, чтобы никому не вредить, а нужно ещё стараться быть полезным для многих» (святой Августин Блаженный).


2. Что главное в человеке?

• Главное в человеке – образ и подобие Божие.

Как известно, человек создан по образу и подобию Бога-Пресвятой Троицы.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. … И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Библия. Бытие 1:20-27; 2:7).
«До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» (преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни, с. 11).
««Вдунул дыхание жизни» означает, что Бог вкоренил в человека при его сотворении Свою благодать. … благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 212).

«Как сказано в Библии, подлинное величие, слава и честь человека состоят в том, что он создан по образу и подобию Божию». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 218).

Образ Божий в нас выражается в разумности и свободе выбора. Обобщая разные мнения святых отцов об образе Божием в человеке, святитель Григорий Нисский пишет: «Бог по природе сама Благость… Он и создаёт человека не по иному какому побуждению, а только потому, что благ. … Совершенство благости проявляется в Нём тем, что Он взывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо. Список же этих благ столь длинен, что перечислить их невозможно, и все они содержатся вкратце в одном выражении: человек создан по образу Божию… Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага» (святитель Григорий Нисский. Об устроении человека, гл. 16. Творения, 1861)».

«Бог есть всякое благо, и вселяясь в душу, исполняет её всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество» (преподобный Симеон Новый Богослов).

«Святоотеческая традиция отмечает, что «образ» – это общее достояние людей, а «подобие» мы имеем только в потенции. Достижение богоподобия – цель человеческой жизни. … Святой Иоанн Дамаскин пишет: «… выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 221).

«Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную Вечность. Утрата этого подобия влечёт за собой изгнание из мира Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания» (святитель Игнатий Брянчанинов).
 

3. Когда и по какой причине Бог превратился в бога, а Человек – в человека?

• Когда человек стал сам себе богом.

Конечно, Бог неизменяем, и действия людей на Него никак не влияют. Но в сознании и жизни грешника Бог – уже далеко не главный. Главный для грешника – он сам. Эгоизм и гордыня – идолы и кумиры безбожника. Гордому безбожнику Бог ненавистен с Его Святостью и жертвенной Любовью. Святость и любовь «вредят» интересам и выгодам эгоиста, а потому он просто вычёркивает Бога из своей картины мира, становясь ярым атеистом. Вычёркивай-не вычёркивай, а Господь никуда не исчезнет…

Естественно, если эгоист отверг Бога, он уже не сможет (да и не является) Человеком. Настоящий Человек – добродетельный праведник, любящий Господа, ближних и себя, но правильной любовью. Эгоизм и самолюбие не есть любовь к себе. Любящий себя желает себе добра и всяких благ и творит их делами. Но корысть, гордость, жестокость к близким, сребролюбие, жадность, блуд, зависть, хищение, предпочтение себя другим – это всё смертные грехи, приводящие к вечной погибели, духовной смерти, извращению человеческой природы. Желает ли себе тлена, смерти и мук тот, кто искренне себя любит? Отнюдь.

«Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утончённое, трудно понимаемое и трудно отвергаемое идолопоклонство» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905, с. 25).


4. Почему становится грустно после достижения цели?

• Цель и дело, неугодные Богу, никогда не принесут добра и подлинной радости.

Если цель была богоугодной – не может быть печали по её достижении, потому что «Действие благодати – радость» (Святитель Тихон Задонский). А то, что угодно Богу, – благодатно, и потому даже маленькое благое дело приносит большую радость и мир душевный.

Значит, главной причиной печали, сопутствующей достижению некой цели, является отсутствие воли Божией и Божественного благословения (либо на саму цель, либо на способ её достижения). Потому человек разочаровывается её плодами: цель была ничтожной, получил не то, что ожидал, потерял больше, чем приобрёл, не нужно было это приобретение на самом деле, достиг цели, а сделал несчастными других или нарушил заповедь. Это и есть неблагодатные плоды.

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Матфея 7:16-18).

Где плоды Духа Святого и действие благодати, там радость и благость: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Библия. Послание к Галатам 5:22–23).


5. Что такое душа человеческая?

• «Душа есть Божие дыхание» (святитель Григорий Богослов).

Преподобный Иоанн Дамаскин даёт следующее определение душе: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одарённая разумом и умом, не имеющая определённой фигуры (формы). Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от неё самой, но как чистейшая часть её. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 2, Гл. XII, с. 213).

«Христианство отвергает учение о переселении или предсуществовании душ» (Догматическое Богословие). Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Душа человека была создана вместе с телом».

«В душе имеется область, тесно связанная с животной жизнью, и есть область, обращённая к уму, она роднит человека с Ангелами. Человеческая душа, в отличие от животных, – разумна и бессмертна. Для каждого человека душа является и жизнью одушевлённого ею тела. Душа способна жить сама по себе, без тела… Поэтому душа при распадении тела не распадается вместе в ним, но остаётся бессмертной.

По словам святителя Григория Паламы, душа, созданная вместе с телом, находится в теле повсюду, а не в одном только определённом месте тела, как содержащая и превосходящая тело». … Если ум является высшей созерцательной способностью человеческой души, то сердце, согласно библейской и святоотеческой традиции, – это центр всех сил души. Именно из сердца исходят помышления добрые и злые. … Человек – это единство души и тела» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 213-215).

Иисус сказал: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Библия. Евангелие от Марка 7:20-23).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Душа есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, отнюдь впрочем не Божеского естества, но сродная небесным и бесплотным существам».

«Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца...» (святитель Василий Великий).

«В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою...» (преподобный Нил Синайский). 


«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии