Листая старые блокноты... Тадж Махал

Путешествие продолжается...
25.10.76 г.
      Сегодня одна из самых интересных экскурсий – мы едем знакомиться с одним из  величественных  памятников мировой архитектуры  - Тадж-Махал.
Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Р.Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире.
Это:
- чудо в белом мраморе,
- беломраморное сооружение на фоне безоблачного голубого неба, кажется просто картиной огромных масштабов,
- самое симметричное сооружение в мире (идентично со всех сторон),
- фасад смотрит на юг и солнце с утра до позднего вечера освещает это здание.
- «Восьмое чудо света» называют Тадж Махал в Агре.
      Тадж-Махал — мавзолей-мечеть. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить Тадж-Махал в честь своей любимой жены Мумтаз-Махал, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.
      Мумтаз-Махал  - «прекрасная, величественная, украшение короны», родилась в 1592 году в Тегеране. В 1612 году вышла замуж за Шаха Джахана -императора Индии из династии Моголов, внука Акбара Великого.  Первоначальное имя девушки – Арджуман Бану Бигами, после бракосочетания – Мумтаз-Махал (обычай мусульман изменять имена при замужестве). Мумтаз была второй и самой любимой женой Шах Джахана. У неё было четырнадцать детей. В 1630 году она скончалась во время родов. В память о ней в 1631 году по распоряжению шаха началось строительство мавзолея. Двадцать тысяч человек в течение 22 лет строили это великолепное сооружение.
      Легенда гласит, что борода Шах-Джахана — ему было 39 лет, всего на год старше жены, — побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, — срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, — писал он. — Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».
       Мавзолей расположен на высоком берегу реки Джамны, со всех сторон окружён стеной. Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе  Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней, Четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол. Рядом с мавзолеем четыре минарета украшают здание со всех четырех углов платформы, также из белого мрамора. Кажется, что они чуть наклонены к мавзолею. Но это иллюзия. Колонны совершенно прямые. Справа и слева от мавзолея два одинаковых здания. В одном мечеть, другое для симметрии.
       Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Четыре сада  вокруг мавзолея— неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивают цвет и текстуру мавзолея. От входа к мавзолею тянется канал, в прозрачной воде которого  темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы дают прекрасное второе изображение памятника.
      Мраморные надгробия внутри мавзолея украшены великолепным орнаментом из драгоценных и полудрагоценных камней и окружены решёткой из белого мрамора. Это ложные надгробия для посетителей, чтобы не беспокоили души умерших. Тела Шаха (он тоже захоронен здесь) и Мумтаз находятся в подвальном помещении.
      Когда строился Тадж Махал, Шах Джахан  начал строительство на другом берегу Джамны мавзолея для себя. Он хотел построить точно такое сооружение из чёрного мрамора, но успел только заложить фундамент. Часто рассказывают легенду о том, что Шах Джахан был свергнут сыном и брошен в темницу. Тот, кто владел целым миром, потерял всё. Однако, сжалившись, сын позволил тяжело больному, одинокому и измученному старику видеть в узком окне тюремной камеры сияющий мавзолей его давно умершей возлюбленной. За шахом ухаживала его дочь, и когда он умер, она похоронила его рядом с любимой женой.
   Такова история (вкратце) любви, воплощённая в камне и сохранившаяся на века.


Рецензии