Что сзывают 8 строк Юрия Милоравы?

Что "сзывают" 8 строк Юрия Милоравы?
(филологический этюд)

Сегодня с утра я открыл подборку стихотворений Юрия Милоравы в самарском альманахе "Чёрные дыры букв" за 2017 год, и первое же стихо меня заинтриговало новыми для меня формальными изысками, возможно, не вполне заметными ни автору, ни возможным аналитикам… Попытаюсь объясниться…

В этом формальном 8-стишии наблюдаем, словно на вертикальной диаграмме, лидирующие по длине 4 строки, складывающиеся в 4-стишие с опоясывающей рифмой: даРАми / кРАн, сТОл / авТО. Остальные строки словно бы "обслуживают" это 4-стишие, однако главное слово, главную метафору - костёр - наблюдаем в 3-й строке от конца, в области "золотого сечения", если судить по количеству строк. Слово косТЁР / к(А)сТ(ьО)Р является суммирующей рифмой к вышеприведённым двум парам рифм, и это ещё один формальный аргумент для обозначения слова КОСТЁР как главного, звуки которого рифмически подготовлены предыдущим словом - СЛОВНО костёр, при этом позиционная структура 4-х гласных этой строки повторяет опоясывающую структуру выделяемого выше 4-стишия, а именно - безударные О опоясываются ударными О.

Интересен ряд прилагательных, сосредоточенных в серединах строк. Неожиданно вспоминается пресловутая рифма - ботинки / полуботинки!.. Это ли не парадоксальный аргумент к тому, что самые, казалось бы, "непотребные" рифмы превращаются в рифмы Интегральные - особого рода рифмы в контексте Интегрального стиха (И-стиха)?.. Здесь, конечно же, упоминание моих ассоциаций ни в коем случае не призваны принизить достоинства этого стихотворения, но напротив - отметить нюансы и оттенки форм Интегрального стиха, проявляющихся вот так неожиданно во внутренних рифмах и парадоксальных ассоциациях.

В финальных строках "из / гладких линий" наблюдаем преимущество звукобуквы "И" (с "Й" в завершении), которая композиционно уравновешивает ударные "А" и "О" на концах предыдущих строк. Из такого подхода происходит прямое следствие, относящееся к синтаксису и семантике всего И-стихотворения: именно выделенные в "двустишие", эти две строки звучат как постскриптум, уточняющий, из чего же сделан этот метафорический костёр; а семантическую гармонию и баланс создаёт контраст и единство нестабильно-страстного (костёр) и стабильно-холодного (линии) начал - своеобразная "анти-рифма", завершающая композицию.

На общем образно-семантическом плане здесь представляется либо вид из окна писателя (письменный стол в комнате, улица за окном, стройка, кран), либо - опять-таки - исключительно подъёмный кран и его детали (например, нижняя часть, похожая на стол, и т.п.). А в целом - яркий полу-сюрреалистический комплексный образ, интегрирующий, "сзывающий" как более точные, так и едва уловимые предметы и метафоры… "сзывает / холод… / (…) / словно костёр…". Иначе говоря, сзываются "…лёд и пламень / не столь различны меж собой…" в контексте Интегрального стиха, который я определяю следующим образом:

Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по всем компонентам стих, в котором эти компоненты (метр, рифмовка, строфика и т.д.) находятся в интеграции, без явного преобладания какого-либо из компонентов.

29.08.2021.
© Александр В. Бубнов


Рецензии
понемногу собираю Антологию современного Интегрального стиха...

Александр Бубнов   29.08.2021 18:07     Заявить о нарушении
Что "сзывают" 8 строк Юрия Милоравы?
(филологический этюд)

Сегодня с утра я открыл подборку стихотворений Юрия Милоравы в самарском альманахе "Сёрные дыры букв" за 2017 год, и первое же стихо меня заинтриговало новыми для меня формальными изысками, возможно, не вполне заметными ни автору, ни возможным аналитикам… Попытаюсь объясниться…

В этом формальном 8-стишии наблюдаем, словно на вертикальной диаграмме, лидирующие по длине 4 строки, складывающиеся в 4-стишие с опоясывающей рифмой: даРАми / кРАн, сТОл / авТО. Остальные строки словно бы "обслуживают" это 4-стишие, однако главное слово, главную метафору - костёр - наблюдаем в 3-й строке от конца, в области "золотого сечения", если судить по количеству строк. Слово косТЁР / к(А)сТ(ьО)Р является суммирующей рифмой к вышеприведённым двум парам рифм, и это ещё один формальный аргумент для обозначения слова КОСТЁР как главного, звуки которого рифмически подготовлены предыдущим словом - СЛОВНО костёр, при этом позиционная структура 4-х гласных этой строки повторяет опоясывающую структуру выделяемого выше 4-стишия, а именно - безударные О опоясываются ударными О.

Интересен ряд прилагательных, сосредоточенных в серединах строк. Неожиданно вспоминается пресловутая рифма - ботинки / полуботинки!.. Это ли не парадоксальный аргумент к тому, что самые, казалось бы, "непотребные" рифмы превращаются в рифмы Интегральные - особого рода рифмы в контексте Интегрального стиха (И-стиха)?.. Здесь, конечно же, упоминание моих ассоциаций ни в коем случае не призваны принизить достоинства этого стихотворения, но напротив - отметить нюансы и оттенки форм Интегрального стиха, проявляющихся вот так неожиданно во внутренних рифмах и парадоксальных ассоциациях.

В финальных строках "из / гладких линий" наблюдаем преимущество звукобуквы "И" (с "Й" в завершении), которая композиционно уравновешивает ударные "А" и "О" на концах предыдущих строк. Из такого подхода происходит прямое следствие, относящееся к синтаксису и семантике всего И-стихотворения: именно выделенные в "двустишие", эти две строки звучат как постскриптум, уточняющий, из чего же сделан этот метафорический костёр; а семантическую гармонию и баланс создаёт контраст и единство нестабильно-страстного (костёр) и стабильно-холодного (линии) начал - своеобразная "анти-рифма", завершающая композицию.

На общем образно-семантическом плане здесь представляется либо вид из окна писателя (письменный стол в комнате, улица за окном, стройка, кран), либо - опять-таки - исключительно подъёмный кран и его детали (например, нижняя часть, похожая на стол, и т.п.). А в целом - яркий полу-сюрреалистический комплексный образ, интегрирующий, "сзывающий" как более точные, так и едва уловимые предметы и метафоры… "сзывает / холод… / (…) / словно костёр…". Иначе говоря, сзываются "…лёд и пламень / не столь различны меж собой…" в контексте Интегрального стиха, который я определяю следующим образом:

Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по всем компонентам стих, в котором эти компоненты (метр, рифмовка, строфика и т.д.) находятся в интеграции, без явного преобладания какого-либо из компонентов.

29.08.2021.
© Александр В. Бубнов

Александр Бубнов   29.08.2021 18:07   Заявить о нарушении
мда...(чесня тёмного темени) А может,где просто там ангелов до ста?

Михаил Денисов Вологда   29.08.2021 18:26   Заявить о нарушении
это правда очень интересно, прочитала с большим удовольствием.

Ирина Чуднова   06.10.2021 12:40   Заявить о нарушении