Реферат1432

РЕФЕРАТ
 
АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Новосибирск – 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие «адаптация» и виды адаптации к физическим упражнениям 4
2.Особенности адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах 6
3.Механизм адаптации к физическим упражнениям 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10


;
ВВЕДЕНИЕ

Физические нагрузки оказывают влияние на организм человека. Оно может быть положительным, однако в некоторых случаях наносит серьезный вред. Потому нужно быть предельно осторожными при выборе интенсивности и длительности занятий физкультурой. Правильная адаптация к физическим нагрузкам должна быть продуманной, медленной и постепенной.
Способность организма меняться в зависимости от условий окружающей среды можно назвать уникальным свойством человека. В широком смысле, адаптация – это возможность приспосабливаться к самым разным факторам условий жизни, окружающей среде. У атлетов эти условия значительно отличаются от тех, кто спортом не занимаются. К примеру, они обычно соблюдают строгий режим дня, следуют правилам здорового питания, а главное – регулярно подвергают свое тело интенсивным физическим нагрузкам. Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
Таким образом, вопрос адаптации к физическим упражнениям является достаточно актуальным и требует изучения основ адаптации на разных возрастных этапах.
Цель работы - раскрыть особенности адаптации к физическим нагрузкам на разных возрастных этапах.
;
1.Понятие «адаптация» и виды адаптации к физическим упражнениям

Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам — это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации.
Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций (совокупности особей одного вида) путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения – совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе.
Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды, а иногда (например, мобилизация внутренних ресурсов при болезнях) и на потенциально опасные изменения внутренней среды организма. Именно этот вид адаптации является предметом многочисленных исследований, приводящихся в последние десятилетия в теории и методике спорта, спортивной физиологии и морфологии, биохимии и биомеханике, психологии и медицине. Адаптация – приспособительный процесс достижения адекватных требованиям раздражителя уровня активности и возможностей функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов регуляции.
Таким образом, адаптация к физическим нагрузкам (тренировочным и/или соревновательным) – это приспособление организма не только к величине поднимаемого груза, медленному или скоростному бегу, но и к изменению биохимических процессов.
Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.
;
2.Особенности адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах

Физическая культура, являясь уникальной составляющей культуры общества, способна адаптировать ребенка к постоянно меняющимся условиям жизни, связанным с научно-техническим прогрессом, глобализацией, компьютеризацией различных сторон социума. Рассматривая с этой позиции феномен физической культуры, мы говорим, в первую очередь, о возможности средствами, методами физического воспитания, как педагогического процесса, повлиять на уровень здоровья людей в целом.
У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. Организм ребенка находится в постоянном обучении взаимодействия всех внутренних функций организма. На ранних этапах развития практически любые новые воздействия на организм вызывают очень бурную реакцию, в которую включаются практически все внутренние механизмы (органы, системы). Такое воздействие крайне неэкономично и все эти внутренние механизмы не справляются с поставленной адаптивной задачей. С этим и связана неспособность детского организма справляться с слишком большой физической нагрузкой.
Со временем адаптационный ответ перестает быть общим и становится более локальным, направленным на решение узкой адаптационной задачи. Под влиянием больших нагрузок в большинстве случаев наблюдается замедление созревания и снижение иммунитета у подростков. Лишь с 5-7 лет у детей организм начинает нормально реагировать в ходе своего приспособления. В период созревания адаптационные процессы замедляются и перестают быть локальными. А после 15-16 лет юноши и девушки способны адаптироваться почти как взрослые. Формирование мышечных волокон полностью приходится на 17-18 летний возраст, этот возраст считается самым оптимальным для выдерживания повышенного уровня адаптации и раскрытия дополнительных резервов организма.

К старости (70 лет и старше) происходит снижение числа «сильных» волокон и более половины объема мышечной структуры приходится на более универсальные промежуточные волокна. С возрастом изменяется эластичность кровеносных сосудов. Увеличивается содержание зольных веществ в стенках сосудов, особенно солей кальция и фтора. С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее, и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.

;
3.Механизм адаптации к физическим упражнениям


Процесс адаптации по механизмам развития разделяется на срочную и долговременную адаптации.
Срочная адаптация – это процесс срочного функционального приспособления организма к совершаемой им работе.
Долговременная адаптация – это процесс структурных перестроек в организме, которые происходят в результате накопления в нем эффектов многократно повторенной срочной адаптации.
В результате долговременной адаптации происходит увеличение мощности внутриклеточных систем транспорта кислорода, питательных и биологически активных веществ, завершается формирование доминирующих функциональных систем, наблюдаются морфологические изменения во всех органах, ответственных за адаптацию.
Срочная адаптация происходит в три стадии:
Активизируется деятельность различных компонентов функциональной системы, которая обеспечивает выполнение данной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции легких, потребления кислорода и т. д.
Деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.
Происходит нарушение установившегося баланса между запросом и его удовлетворением. Это происходит в результате утомления нервных центров, которые обеспечивают регуляцию движений и исчерпанием углеводных ресурсов организма.
На фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии происходит необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, которые обеспечивают эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.
Происходит процесс устойчивой долговременной адаптации, которая выражается в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных механизмов.
Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственно обусловленными. На проявлении срочной адаптации сказываются типологические особенности нервной системы. Поэтому у одних спортсменов стартовое состояние проявляется в высокой готовности к предстоящей работе, а у других как апатия или лихорадочно-возбужденное состояние.
Для адаптационных изменений долговременного характера характерно как проявление генетически обусловленных, так и не запрограммированных природой механизмов.
Существует три механизма адаптаций:
1.пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;
2.адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;
3.резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы.
Благодаря систематическим тренировкам, происходит расширение меж центральных связей всех моторных уровней мозга, формирование динамического стереотипа как налаженной системы нервных процессов, которые формируются по принципу условных рефлексов. При этом создается действующая система целостного регулирования выполнения определенной мышечной работы. Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. Так как в основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок, то все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок.
Таким образом, спортивная тренировка — это активная адаптация, приспособление человека к мышечной деятельности, позволяющее выполнять физическую работу большей интенсивности и длительности. Такая адаптация касается в первую очередь процессов регуляции и координации функций, она сопровождается глубокими физиологическими и биохимическими изменениями в организме.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Проблема адаптации необычайно широка и многогранна. Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой люди. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам — это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации.
Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Выделяют два основных этапа адаптации: срочный и долговременный. Скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена.
Двигательная активность – основное свойство человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. Физические упражнения положительно влияют на деятельность и развитие двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Адаптация к физическим нагрузкам для школьников и студентов очень полезно для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свою меру тренировки и отдыха. Без адаптации к физическим нагрузкам человек получит хроническую перетренированность, что приведет к нарушению важнейших систем организма. С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее, и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева В.В. Физиология человека: учеб, для сред, и высш, учеб, заведений / В.В. Васильева. - М.: ФиС, 1973.
2. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. /Учебник. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
4. Чанчаева Е.А. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-метод, комплекс / Е.А. Чанчаева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.


Рецензии