Листая старые блокноты... Какая она - Индия?

Какая она, Индия?
      16 октября. Нам немного не повезло. Вылет самолёта рейса «Коломбо – Мадрас» задерживается и нам приходится томиться в аэропорту. Зато тщательно изучены все закоулки здания, где мы находимся; ларьки с сувенирами, почтовые киоски, киоск с необычными для нашего взгляда цветами. Две миловидные девушки составляют из них композиции и осторожно укладывают в коробки с целлофановым верхом. Да, получить такой подарок при встрече! Думаю, что никто не будет против. Для нас устроили лёгкий завтрак в ресторане.: бутерброды с мясом, галеты и волшебный фруктовый напиток.
Наконец, наш самолёт совершил посадку,  И мы… летим. Под нами сплошная облачность.
Жаль. Так хотелось ещё раз взглянуть на бушующий океан, на волшебные острова. Быстро темнеет. Пассажиры в основном индийцы, несколько европейцев и наша  группа русских туристов.  Час полёта и внизу огни большого города. После обычных таможенных процедур, садимся в комфортабельный автобус  и два часа пути по ночному Мадрасу и его пригородам. А за окном тёплый летний дождь.
      Знакомство с Индией началось с небольшого курортного городка Махабалипурама. Приехали мы туда поздно вечером. Нас встретил тёплый тропический дождь (каким-то крылом нас захватил-таки  сезон дождей) и персонал отеля «Gold sun» (Золотое солнце). По древнему индийскому обычаю встречи друзей каждому туристу надели венок из живых цветов. Поздний, но весьма обильный ужин, расселение в небольших  уютных дачных домиках. Как и все предыдущие и последующие отели, где мы жили, принадлежат частным лицам. И вот встреча с капиталистом, владельцем «Золотого солнца». Странное впечатление. весьма небрежно одетый босоногий капиталист. Весьма хорошо понимает и говорит по-русски, но до времени скрывал это. Очень понравился ему наш руководитель. «Радж Капур»  - назвал он его сразу. Алексей Иванович действительно похож Раджа Капура.
      После ужина  спешим на берег. Океан встретил шумом и большой волной. Накануне прошёл ураган.  Затопило часть домиков и цветочные клумбы. Кромешная тьма, дождь и неумолкаемый гул разбушевавшегося океана.
      17.10… Утром проснулись рано с томительной надеждой, что дождь наконец-то кончился. Но… всё небо затянуто, дождь не перестал лить. Несмотря на это, мы с удовольствием окунулись в горько солёные воды океана. Бушующая мокрая стихия. Снизу круговерть волн, сверху дождь. Но вода – прелесть. Волны  захлёстывали нас, сшибали с ног, тащили к берегу, затем обратно в свою пучину. Местные ребятишки смотрели на нас, удивлялись, смеялись, наверно и завидовали, с каким удовольствием мы бросаемся в волны океана.   Так прошёл день. Зато вечером мы были вознаграждены: перед нами выступили индийские девушки – танцовщицы. Это было незабываемое волнующее зрелище. Танцевали две сестры, студентки Мадрасского университета. Танцами занимаются с шести лет под руководством своей матери. Пожилая худощавая, очень миловидная женщина. Нет слов, чтобы выразить своё восхищение увиденным.
Индийские танцы обычно начинаются с танца - приветствия. Танцовщицы приветствуют музыкантов, зрителей и бога. Танцы в основном ритуальные, посвящённые богам, любимым героям, выражают сцены из их жизни. Каждое движение, каждый знак рукой, пальцем имеет какое-то значение. Танцем индийцы могут выразить, показать всё.
Как идёт павлин, крадётся вор, движется паровоз и т.д. С классическими танцами народов Индии мы ещё раз встретились позже в Дели на концерте.
      Познакомились с администратором отеля. Его зовут Арун. Тоненький, худощавый, невысокого роста, весьма чисто и аккуратно одетый. Как жаль , что мой английский слабоват. Разговорились ещё вчера, когда приехали. Пока выгружали наши чемоданы, распределяли номера, я спросила, как найти наш домик. И, как всегда, когда обращаешься на английском, первый вопрос: «Do you speak English?». Объясняю, что говорю, но очень плохо. Но тем не менее, завязывается разговор. Вопросов к нам уйма. И когда чувствуешь, что понимаешь друг друга, удовольствие громаднейшее. Он показал нам наш домик, и с тех пор полное и постоянное внимание. Даже во время завтрака, обеда по несколько раз заглядывал в столовую.
           18.10…  А дождь всё льёт… Но, после завтрака была экскурсия по городу, знакомство  с древними храмами седьмого века. Несколько храмов разных по своей архитектуре, сложности исполнения высечены из одной скалы. Это своего рода мастерская, где будущие архитекторы, строители храмов постигали мастерство и законы красоты и гармонии. Первый храм посвящён богине Индре – богине войны. Рядом с её фигурой изображены воины, напротив храма скульптура льва. На льве она ездила вовремя походов. Лев – её символ.
       Посетили пещерный храм, изображающий Кришну, поддерживающего скалу, которой как зонтом он закрыл людей, когда разгневанные боги хотели затопить землю. В храме изображены люди с различными орудиями труда, символ всех тружеников, и три фигуры львов из Египта, Греции и Италии. Это говорит о древних связях города с другими государствами.  В 7 веке здесь был порт Палаву, имевший большое значение в то далёкое время. Затем море наступило,  И от древнего города осталось лишь несколько памятников. Следующий горельеф – нисхождение реки Ганг. Это своеобразная легенда в камне. Изображён раджа, который сто лет простоял на одной ноге, обращаясь к богам, чтобы они дали воду на землю. Ганга была своенравной рекой и не хотела спускаться на землю. Но боги заставили её. И тогда разгневанная река решила затопить землю, обрушившись на неё со всей силой. Но Шива решил спасти людей и подставил свою голову. Ганга запуталась в его волосах и стекла на землю несколькими потоками. 144 различных скульптур изображают последовательно эту легенду. Сбоку – храм Шивы. Шива считается родоначальником всего живого. При внимательном рассмотрении, кажется, что все изображения находятся в движении: люди, слоны, тигры и другие животные.
      19.10…  Ура! Дождя нет. Бежим к океану. Сегодня вода холоднее, волны ещё сильнее. Штормит… Но разве нас что-то  остановит! Это же такое удовольствие - в октябре искупаться в водах Индийского океана. У нас, дома, уже давно осень!
Едем на экскурсию по местечку. Везде нас сопровождают торговцы. Дешёвые украшения, удивительные по красоте и форме раковины, всевозможные статуэтки из различных материалов. Есть просто шедевры искусства. Столько соблазнов. И, конечно, резная фигурка слона и сандаловая статуэтка богини Лакшми, богини любви, заняли своё место в моём чемодане.
      После обеда – пляж. И… снова дождь. Решили не выходить из воды. Сверху сечёт дождь, снизу сшибают с ног волны. Просто лежим, покорные волне.
      После обеда отъезд в Мадрас  (сейчас г. Ченнаи)