Корни неверия

Что мы можем? Всё в Твоих руках, Господи! Пока мы молоды, здоровы, сильны, благополучны, кажется, вся жизнь, вся судьба наша в наших руках; «человек сам кузнец своего счастья». Ложь! Одного дня, одного часа себе он не сможет выковать, - случайность, стечение обстоятельств, чьё-то вмешательство могут опрокинуть всё, что он старательно возводил. Более того: мы думаем, что мы поддерживаемы, окружены друзьями, близкими, родными. Но вот приходит телесная немощь, болезни, старость, - и мы ощущаем своё полное одиночество. Первое же горе в жизни даёт почувствовать это одиночество: никто не поможет, никто не разделит, у каждого своя жизнь, свои проблемы, свой внутренний мир, отделённый стеною непроницаемой. Самое большее, что мы можем получить, - это сочувствие, но этого так мало! Мы ничего не можем сделать по-настоящему ни для себя, ни для других, даже самых близких и любимых. И как трудно человеку согласиться с этим! Он суетится, лезет, пытается что-то сделать, изменить, и чаще всего только всё осложняет, если не портит.
И всё-таки Господь призывает нас к деланию, к действию.
- «Господи, отпусти народ, они не ели, ослабеют в пути».
- «Дайте вы им есть!»
А что они могут дать? У них всего несколько рыбок и чуть-чуть хлеба, а народу – тысячи. Но дайте им это, не скупитесь, отдайте всё, что имеете! Для Господа неважно количество, Ему важно ваше усердие, доброе желание помочь. Он Сам многократно умножит и накормит всех, но через ваше действие. «Вы дайте им есть!» Вот ключевые слова ко всем нашим добрым делам. Не думай, что ты радикально можешь чем-то помочь, что-то изменить к лучшему. Ты ничего не можешь, - это может сделать только господь. Но не стой равнодушно в стороне, не малодушествуй, не разводи бесполезно руками, а беги на помощь, сделай, что можешь, отдай, что есть у тебя, без ропота, без упрёков, без непрошенных советов, - остальное сделает Господь. Не знаешь, что делать, как приступиться, а помочь необходимо, изменить необходимо? Молись, со всем усердием, с верой, всем сердцем, всей силой души.
Это универсальная, ни с чем не сравнимая, ничем не заменимая помощь. Делай и молись; не в силах что-либо сделать – молись ещё жарче, ещё усерднее. Господь услышит твоё горячее желание и выйдет навстречу. Это – единственная, реальная помощь, которую мы можем оказать себе и друг другу. Но разве можно молиться горячо и искренне без детского доверия к Богу, без самоотверженной любви к ближним? Это будет не молитва, а пустое формальное исполнение обряда. Вот этим и отличается обрядоверие от настоящего христианства. Праведность христианина неизмеримо превосходит фарисейскую праведность – не количественно, а качественно, не числом молитв и поклонов, не особой строгостью постов и воздержания, а любовью к Богу и ближним, в которой и заключаются весь закон и пророки. Всё сводится к любви. Да и как же иначе? Бог есть Любовь, всё здание нашей жизни основано, держится любовью. Её ничем не заменить, никаким благочестием, никакой жертвой. В ней – живая сила молитвы, движущая сила всех наших добрых побуждений и дел. Но где же взять, где почерпнуть её, если нет в сердце? Из источника, откуда же ещё? Её не внушить себе, не заставить её чувствовать. Но Апостол называет её в числе плодов. А плоды достижимы: если ветвь на дереве, не отломилась, не засохла, на ней появятся и плоды. Это естественный закон. Но как же трудно прирастить себя, своё сердце, обломанную и иссохшую веточку, и источнику Добра и Любви, к Лозе, к Господу и Спасителю нашему! Не думая о награде, о том, что будет с тобой здесь и там, в (пакибытии), но чтобы обрести силу молитвы и хоть чем-то помочь дорогим нам людям в этом зловещем, опасном мире.


Рецензии