Обманул ли Яаков Эсава?

ГЛАВА “Толдот”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

Обсуждение главы Толдот

1. От признания несовершенства — к презрению

В нашей недельной главе рассказывается, как Эсав за чечевичную похлебку продал своему брату Яакову первородство. В Торе об этом читаем: «А Яаков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную, и тот ел и пил, и поднялся и пошел» (Берешит, гл. 25, ст. 34).

Однако продаже, как водится, предшествовал торг. Сделку предложил Яаков:

— Продай мне, как сей день ясен, — сказал Яаков, — твое первородство (там же, ст. 31).

Эсав ответил на это предложение:

— Вот я близок к смерти, — ответил на предложение брата Эсав. — Для чего мне первородство? (там же, ст. 32).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дополняет диалог между братьями.

— Первенцы служат Всевышнему. Но в чем заключается это служение? — спросил Эсав.

— Немало запретов, нарушение которых может привести к смерти, связано с ним, — предупреждает Яаков. — Например, нельзя служить Творцу, если человек оброс волосами или опьянен вином (об этом, кстати, говорится в Талмуде — трактат Сангедрин, лист 22).

— Такое служение погубит меня, — заключил Эсав. — Если так, зачем мне оно!?

Таким образом, мы узнаем, что Эсав понял, что не соответствует высоким критериям, предъявляемым к служителям Всевышнего. И в нем не возникло желание прилагать какие-либо усилия, чтобы хоть как-то приблизиться к соответствию.

Вслед за этим в Торе написано: «И презрел Эсав свое первородство» (Берешит, гл. 25, ст. 34).

Раши поясняет, что Эсав презрел именно служение Творцу.

Теперь все части пазла сложились в цельную картину. Яаков всем сердцем, всей душой хочет служить Творцу. Но он — не первенец. Поэтому, чтобы осуществить свое желание — предлагает своему брату Эсаву продать первородство. Эсав интересуется, в чем состоит его отличие (следовательно, раньше это его не занимало). Узнав, что первородство связано с ответственностью и накладывает определенные ограничения, Эсав решает не усложнять себе жизнь и с легкостью расстается со своей врожденной привилегией — продает ее за чечевичную похлебку.

У Эсава был и другой путь. Он мог приступить к изучению законов, связанных со служением Всевышнему и стараться соответствовать предъявляемым требованиям. Но Эсав не пожелал меняться. Вместо того, чтобы попытаться улучшить себя, он предпочел отказаться от первородства.

В этом содержится важный психологический урок.

Часто тернистому пути самосовершенствования и преодоления преград, ведущему к возвышенной, благородной цели, люди предпочитают другой: не просто не хотят видеть сияние высоких целей и игнорируют их но, как бы в свое оправдание — стараются развенчать, ниспровергнуть их, облить грязью.

Так человек, силою обстоятельств оторванный от традиции отцов, получив возможность вернуться к своим корням — порой не желает менять свою жизнь. И поэтому Тору, благодаря которой он может стать настоящим евреем и жить на своей земле, объявляет — «анахронизмом», веру в Творца называет — «мракобесием», а нашу традицию — «средневековьем».

Эсав презрел свое первородство, продал его Яакову. Когда же потомки Яакова презирают свое еврейство, сказать, что это очень грустно — значит, ничего не сказать...

на основе комментария рава Моше Мордехая Ходоша

(глава йешивы «Ор Эльхана»"; Иерусалим, наше время)
 
ОТ САры Товы .
Теперь понятно , что Яаков получил благословение как первенец справедливо . Но сказать умирающему отцу , что Эсав презрел первородство - не смог . Это убило бы отца , и осталось бы на совести Яакова . ТОгда может быть Эсав был смертельно голоден , а в доме нечего было есть кроме этой похлебки ? НЕ может быть . Семья Ицхака была богатая ,в доме было изобилие  и не голодом вызвано было презрение Эсава . НО он не ожидал что итогом его сделки  будет то что он лишится благословения первенца . Но представим себе что он его получил . НЕ станет ли это для него проклятием ? Благословение Яакова условное - то есть  " Даст тебе Б-г " . Если удостоишься - даст , если нет - не даст . Благословение Эсава - безусловное . Творец в нем не упоминается . Это благословение и спасло народы , потомков Эсава .


Рецензии