Пушки Авроры

БОЕВАЯ СЛУХБА. 1900—1918
  В мае 1900 года на Адмиралтейских верфях в Петербурге в присутствии высочайших особ был спущен на воду крейсер «Аврора». Имя кораблю дал, по заведённой Петром традиции, лично император Николай Второй. После спуска крейсер отбуксировали к стеке Франко-русского завода для установки паровых машин.

К моменту вступления крейсера в строй (1903 г.) он имел на вооружение 8 шестидюймовых (152 мм) скорострельных (10 выстрелов в минуту) пушек системы Канэ с применением унитарного патрона. Дальность стрельбы 13, 2 км. Пушки были изготовлены на Обуховском заводе в Петербурге. С этим вооружением корабль прошел через Цусиму, успешно отбиваясь от японских броненосцев, получив при этом 16 пробоин, потеряв часть экипажа и командира корабля, капитана 1-го ранга Н. Р. Егорьева, который погиб от попавшего в голову осколка. После возвращения на Балтику крейсер был довооружен ещё двумя 152 мм пушками и успешно сражался в Первую мировую войну. В 1916 году количество стволов главного калибра крейсера довели до 14 единиц.

В октябре 1916 года «Аврору», предварительно сняв всю артиллерию, поставили на капитальный ремонт в Александровский док. После завершения корпусных работ она была выведена из дока и ошвартована у стенки Франко-русского завода для продолжения ремонта.

Ремонт шел успешно, но тут приключилась февральская заварушк. Матросы заколобродили, стали митинговать, устраивать демонстрации и якшаться с забастовавшими рабочими. Ремонт корабля отошел на второй план. Командир корабля капитан 1-го ранга М. И. Никольский при попытке воспрепятствовать беспорядкам был застрелен. Свобода!!!

Как бы там ни было, но ремонт крейсера близился к завершению, и в октябре «Аврора» должна была выйти в море на испытания машин. Но Центробалт в преддверии восстания приказал «Авроре» быть в подчинении Петросовета и Петроград не покидать.

В ночь на 25 октября Военно-революционным комитетом на «Аврору» была возложена задача «восстановить движение по Николаевскому мосту», разведённому накануне юнкерами». Для выполнения задачи и психологического воздействия на охрану моста требовалось вывести крейсер на середину реки, но командир корабля Н. А. Эриксон отказался это сделать, мотивируя отказ необследованностью фарватера. После угроз и уговоров со стороны команды командир, опасаясь, что матросы посадят корабль на мель, всё-таки вывел его к мосту. При приближении «Авроры» юнкера оставили мост, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу. Днём 25 октября на «Аврору» прибыл В. А. Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер, отдал распоряжение, дать с «Авроры» по сигнальному выстрелу Петропавловской крепости пару холостых выстрелов из шестидюймовки.

25 октября в 21:40 по приказу комиссара А. В. Белышева комендор Е. Огнев из 6-дюймового бакового орудия №443 «Авроры» произвёл один холостой выстрел, который в дальнейшим оброс мифами и сакральными утверждениями, типа «25 октября (7 ноября) 1917 года, стоявший против этого места, крейсер „Аврора“ громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции.»

Через три дня корабль вернулся на завод. 28 ноября 1917 года «Аврора», окончив ремонт и успешно проведя швартовные испытания котлов и машин, перешла в Гельсингфорс, где вновь вошла в состав 2-й бригады крейсеров..

БАТАРЕЙНАЯ СЛУЖБА. 1918—1944
Весной 1918 года было принято решение поставить крейсер на длительное хранение. 8 июня 1922 года законсервированный корабль со снятой артиллерией и без боезапаса был передан на хранение Кронштадтскому военному порту.

А орудия главного калибра, снятые с «Авроры», погрузили на железнодорожные платформы и вместе с боезапасом отправили через Москву и Саратов в Астрахань для усиления Волжско-Каспийской военной флотилии. Там они устанавливались на несамоходные баржи, которые выполняли роль плавучих батарей. После Гражданской войны часть орудий была возвращена на Балтику, но несколько орудий остались на юге. Так историческое баковое орудие №443 оказалось в Крыму. После Великой отечественной войны его следы окончательно затерялись.

Об «Авроре» вспомнили в 1923 году. Её решили ввести в состав учебного отряда Балтийского флота. По окончании работ по выводу корабля из долговременного хранения его ввели в Константиновский док, где с 23мая 1923 года в течение месяца была отремонтирована обшивка и разобраны остатки фор-трала. Выйдя из дока, крейсер получил новое артиллерийское вооружение, состоявшее из 10 современных 130-миллиметровых установок Б-7. До 1933 года «Аврора» успешно выполняла функции учебного корабля, совершая походы с курсантами военно-морских училищ на борту.

К осени 1933 года стало очевидно, что крейсеру необходим капитальный ремонт. Начатые в конце года работы должны были длиться до 1937 года, но из-за постройки большого количества новых кораблей они были прекращены весной 1935 года. «Аврору» переквалифицировали в несамоходную учебную базу. В 1941 году её планировали исключить из списков флота и отправить на разделку, но осуществлению этого плана помешала война.

С началом войны «Аврору» поставили в Ораниенбауме, сняли с неё курсантов, а артиллерию корабля включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. На борту «Авроры» осталось 250 человек экипажа под командованием капитана 3-го ранга И. А. Сакова.

После прорыва немцами Лужского рубежа и продвижения их к Гатчине, над Ленинградом нависла прямая угроза вторжения. Для усиления оборонительных позиций Ленинградского фронта в июле 1941 года в районе Дудергофских высот (от Дудергофа до Киевского шоссе) была развёрнута батарея «А», которая состояла из девяти 130 миллиметровых орудий, снятых с «Авроры». Десятое, носовое авроровское орудие установили на бронепоезде «Балтиец». «Аврора» осталась без вооружения. Пара зенитных пушек — не в счёт.

С 2 сентября 1941 года батарея «А» начала активные действия. Пушки «Авроры» успешно громили врага, нанося мощные артиллерийские удары по скоплениям живой силы и техники противника. Воевала батарея не долго. 10 сентября, после артиллерийской и авиаподготовки немцы вошли в Дудергоф, зайдя в тыл батарее. Пехотное прикрытие батареи было рассеяно в результате атаки немецкой мотопехоты. 11 сентября немцы атаковали 1-е орудие батареи «А». К концу дня и первое орудие и ещё шесть были захвачены врагом. Выжившие моряки отступили на позиции 8-го и 9-го орудий, которые продолжали вести огонь до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава батареи «А» вышли к своим только 26 моряков.

С 16 сентября начались авианалёты на «Аврору», а затем огонь по крейсеру открыла и немецкая сухопутная артиллерия. Комбинированные артиллерийские и авиационные налёты происходили ежедневно. Чтобы уберечь экипаж от бесцельных потерь командир Саков своей волей разместил личный состав крейсера на берегу, за что военным трибуналом был приговорён к расстрелу.
27—30 сентября крейсер получил несколько попаданий. Приняв большое количество воды, он сел на грунт с креном 3 градуса. В ноябре 1941 года экипаж сняли с корабля. Вахту оставили у единственного боеспособного зенитного орудия и Краснознамённого флага. Так и простояла «Аврора» полузатопленной до 20 июля 1944 года, когда её подняли специалисты ЭПРОНа и перевели в Ленинград.

МЕМОРИАЛЬНАЯ СЛУЖБА. С 1944.
В августе 1944 года Исполком Ленгорсовета принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника.

Это постановление было выполнено не сразу. Зима ушла на восстановительные работы, а 3 мая 1945 года «Аврора» снова затонула, набрав воды через неисправный кингстон. Через 20 дней вновь поднятый корабль был на буксире переведён в Кронштадтский док, где он провёл с 14 июля по 6 сентября 1945 года. А с23 октября 1945 года по 29 скеиября1946 года корабль был предоставлен в распоряжение съёмочной группы киностудии им. Горького, которая снимала фильм «Крейсер „Варяг“».

После завершения съёмок в октябре 1946 года на «Аврору» установили 152 мм пушки Канэ в количестве 14 единиц, снятых с кронштадтских фортов и начали ремонтные работы.
Наконец, 17 ноября 1948 года «Аврора» была приведена к окончательному месту стоянки. Её установили в начале Большой Невки у Петроградской набережной. Здесь корабль принял на борт воспитанников выпускной роты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

В либеральные времена отношение к «Авроре» стало прохладным, а то и наплевательским. Сократили финансирование. Вывели корабль из состава ВМФ, спустили боевой флаг, флотский экипаж заменили на 26 человек гражданского персонала. Верхом неприличия была устроенная 6 июня 2009 года на борту крейсера пьянка-гулянка с участием полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И. И. Клебанова министра экономического развития Е. С. Набиуллиной и губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.

«Аврора» дважды покидала место своей «вечной стоянки». В 1964 и в 2914 её ремонтировали. Проржавевшие, изношенные элементы корпуса были заменены, а подводную часть корабля полностью отделили от корпуса и приварили новую. Вместо котлов установили макеты. Были и другие изменения, что послужило для некоторых специалистов поводом утверждать, что нынешняя «Аврора» — это не «Аврора», а новодел, полноразмерный макет крейсера «Аврора». А один блогер предложил заменить существующую табличку на баковом орудии «Авроры» на табличку со следующим тестом: «Это не то орудие, из которого не стреляли по Зимнему с не этого корабля.»

Не понятно из-за чего сыр-бор? На реке стоит красивый, исторический корабль, сохраняющий память о великом событии. Неужели было бы лучше пустить «Аврору» в свое время «на иголки»?


Рецензии