Яссы - Дон. 21

ГЛАВА 21.

Вечером того же дня красный бронепоезд так и не появился, зато следующий день начался с боя.Красные решили взять реванш, однако потерпели поражение.Об этом бое Дроздовский так записал в своём дневнике...

ИЗ ДНЕВНИКА ДРОЗДОВСКОГО
3 апреля.

Начинало светать — стук в окно: донесение о снятии «заставы». Поднял всех, телефон в полк не отвечает, послал, благо близко. Вся артиллерия, кроме взвода у вокзала, уже направлена на север, пристрелка конно-горной по будке, к которой подходил поезд; остановился, вышли цепи. Цепи остановлены и бежали от двух шрапнелей. Огонь большевиков: 2 легких с поезда по трубе, разброс, масса неразорвавшихся, зажигательные (все без разбора по городу), убита одна еврейка. Части были подняты по тревоге и распределены: пулеметная рота заняла северо-восточную окраину деревни, 1-я стала уступом за левым флангом, 3-я сначала оставалась во внешнем охранении, потом была стянута в район штаба полка, а 2-я рота с частями Жебрака под его начальством (кроме взвода, что в коннице). На станции артиллерия вся смотрела на север, обозы сосредоточены на северо-западной окраине, у дороги на Ейгенфельд. Постепенно поезд, отогнанный снарядами, отошел за перегиб местности. Конный отряд в восьмом часу двинулся в обход в направлении на Дармштадт, отряд должен был выступить в 9 часов, как было раньше решено. Но выход задержался, так как мы не имели сведения о вывозе оружия со станции (повывозили конфеты, шоколад, калоши, дамскую обувь, а существенное, самое важное — задержали…). Колонна выступила в начале одиннадцатого. Броневик шел с конницей по дороге левее и рядом с полотном.

К началу движения конницы банды, высадившиеся с эшелонов (2), растянули длинную редкую охватывающую цепь по линии колония Дармштадт — колония Гутерталь и почти до русла Тащенака. Продвижение конницы совершилось с перестрелкой: двигаясь в направлении на Дармштадт, эскадроны, прогнав несколькими шрапнелями конно-горной цепи, на участке между Дармштадтом и дорогой Гутерталь — Иоганнесру прорвали цепь, разделили ее и, заходя в тыл, грозя окружением разрозненных групп, принялись их уничтожать; в то же время конно-горная стреляла по поезду, причем одна граната попала почти в платформу, большевики частью успели сесть в эшелоны и уехать, частью разбежались в дикой панике, кидая сапоги, шинели, портянки, оружие, спасаясь по разным направлениям. Уничтожение их продолжалось, в плен не брали, раненых не оставалось, было изрублено и застрелено, по рассказу конницы, до 80 человек. Броневик помогал своим огнем по цепи. Когда дело было кончено, броневик вернулся к колонне главных сил, а конница пошла через Иоганнесру на вокзал Мелитополя с целью обойти с запада и севера.

В этой операции конница потеряла 5–6 убитых и раненых лошадей и был легко ранен в ногу серб-офицер Патек.

     *          *          *

И вот уже следующий переход в Мелитополь, дроздовцы в Кизьяре, в Мелитополе.

ДЛЯ СПРАВКИ
МЕЛИТОПОЛЬ -  (укр. Мелітополь, от греч. ;;;;;;;;;; — «медовый город») — город на юге Запорожской области Украины, административный центр Мелитопольского района
В конце XVI — начале XIX веков на месте нынешнего Мелитополя существовал ногайский аул Киз-Яр (теперь его название сохранилось в названии исторического района города — Кизияра), а в 1814 году на месте аула была основана слобода Новоалександровка. О том, какой год считать датой основания Мелитополя, единого мнения нет, и называются разные годы в диапазоне между 1784 и 1814 годами[5].

В 1842 году Новоалександровка была переведена в разряд городов, назначена центром Мелитопольского уезда и переименована в Мелитополь. Город стал быстро расти, во многом благодаря своему расположению на перекрёстке транспортных путей. Укреплению роли Мелитополя как торгового центра региона особенно способствовала прокладка в 1874 году железной дороги, что направило через Мелитополь транспортные потоки зерна и муки, поставляемых на экспорт через порты Крыма.

С конца XIX века в Мелитополе стала быстро развиваться промышленность. Наряду с кустарными мастерскими возникли такие крупные по тем временам предприятия, как завод братьев Классен по производству сельскохозяйственного оборудования, завод Зафермана по производству нефтяных двигателей, железнодорожное депо. В 1889 году в Мелитополе уже работали 14 фабрик и заводов. В 1895 году вступила в строй первая электростанция.


Тот же радушный приём, восторженные и благодарные жители.
- Михал Гордеевич,- к Дроздовскому подошёл Ермолов,- Нас приглашают на постой.
- Кто же?- поинтересовался Дроздовский.
- А вот,- Ермолов указал на стоящего неподалёку мужчину в штатском.
- Кто Вы?- спросил Дроздовский подойдя к нему.
- Касатонов Сергей Геннадьевич,- представился мужчина,- Инженер.Бывший.
- Бывший?- переспросил Дроздовский.
- Так ведь сейчас все бывшие,- ответил Касатонов.
- Нет, не все,- заметил Дроздовский,- Я и мои офицеры и солдаты как есть настоящие.
Касатонов смущённо молчал.
- Ну да ладно,- смягчился Дроздовский,- Идёмте что ли?
- Идёмте,- согласился Касатонов и пошёл первым указывая дорогу.

Квартира в которую пришли офицеры пребывала в явном запустении.Было видно, что порядок здесь не наводился не одну неделю.
- Да,- сказал Дроздовский подойдя к столу и проведя по нему пальцем стёр приличный слой пыли.
- Простите, здесь не убрано,- извинился Касатонов.
- Я заметил,- ответил Дроздовский,- А что ж так-то?
- Видите ли, я был в такой депрессии,- ответил Касатонов,- Уже не верил что увижу русскую армию.
- Ермолов,- позвал Дроздовский адъютанта, тот подошёл,- Наведи хоть какой-то порядок.
- Есть,- ответил Ермолов и стал невесть откуда взявшейся тряпкой протирать пыль.
- А Вы один живёте?- спросил Дроздовский инженера.
- Нет...Да,- Касатонов пребывал в каком-то замешательстве,- Сейчас уже один.
- Как это понять?- переспросил Дроздовский.
- Любочку, это моя жена, её убили,- вздохнул Касатонов,- Ещё месяц назад.Она вышла на рынок, а тут банда с шашками, с нагайками, с винтовками...Там на площади тогда много народу погибло и моя Любочка в том числе.
- Простите,- сказал Дроздовский и снял папаху.
- Ничего, я кажется уже привык,- махнул рукой Касатонов,- Переживаю сейчас за сына.Он ещё зимой ушёл на Дон.
- Ваш сын офицер?- удивился Дроздовский.
- Коленька?Да,- ответил Касатонов,- Он не так давно закончил училище, успел месяц повоевать, а тут переворот.Он вернулся домой, а тут тоже...
Касатонов замолчал.Было видно как ему трудно об этом говорить.
- Может не надо об этом?- предложил Дроздовский.
- Нет, надо,- ответил Касатонов,- Мне наверно надо было выговориться, потому я Вас и пригласил к себе.Иначе можно сойти с ума.
- Да,- согласился Дроздовский и спросил,- Так что же сын?
- Сын?- переспросил Касатонов,- Он не выдержал того беспредела который здесь устроили большевики и ушёл на Дон к Корнилову.Я остался один.Теперь думаю, увижу ли я его ещё или нет?
- Увидите,- сказал Дроздовский,- Непременно увидите.Ваш сын настоящий офицер и патриот России.
- Господин полковник,- обратился к Дроздовскому Ермолов,- Чай готов.
- Уже?- удивился Дроздовский,- И когда ты всё успеваешь?
- Должность у меня такая, всё успевать,- улыбнулся в ответ Ермолов,- Так что, наливать?
- Наливай, Вася,- разрешил Дроздовский,- За чаем и разговор легче пойдёт.
Чаепитие продолжалось до полуночи.

С утра кто-то громко стучал в дверь.
- Михал Гордеевич, Вас Войналович требует,- Ермолов тормошил за плечо сонного Дроздовского.
- Что такое?В чём дело?- Дроздовский спросонья ничего не мог понять.
- Там какая-то буча,- ответил Ермолов,- Кто-то одного нашего офицера застрелил.
- Что?- Дроздовский моментально проснулся,- Чёрт знает что такое!
Выйдя на улицу Дроздовский вопросительно уставился на Войналовича.
- Дело было так,- начал тот без прелюдий,- Один наш офицер вчера крепко принял на грудь, а сегодня вскочил на коня и давай палить из нагана по всем без разбору.Слава Богу никого не убил.Тут один местный мужик оказался перед ним, и у него тоже оказался наган.Офицер в него выстрелил, не попал, а мужик...
- А мужик попал,- закончил Дроздовский.
- Да,- кивнул Войналович,- Его схватили, правда он и не сопротивлялся.Оружие отобрали.
- И?- Дроздовский вопросительно посмотрел на Войналовича.
- А дальше чего с ним делать?- спросил Войналович.
- Пойдём, покажешь,- ответил Дроздовский, и они вместе зашагали по улице.

- Вот,- Войналович указал на сидящего под охраной двух бойцов мужика.
- Что ж ты, братец, офицеров стреляешь?- спросил Дроздовский.
- Простите ради Христа, господин полковник,- ответил мужик,- Не хотел я его убивать.Отпугнуть хотел.Он ведь стрелял направо и налево.Я навскидку пульнул и ...
- Значит не хотел?- переспросил Дроздовский,- А наган почему не сдал?Ведь было же распоряжение.
- Не сдал,- согласился мужик,- А время-то какое нынче?Вот сдал бы, и не беседовали бы мы с Вами, а говорил бы я уже с архангелами.
- Но закон-то нарушил?- продолжал Дроздовский.
- Нарушил,- согласился мужик,- Только вы сегодня здесь, а завтра вас нет.А нам-то что делать?
- Михаил Гордеевич,- Войналович отвёл Дроздовскооо в сторону,- А ведь он прав.
- Ну ты ещё меня поучи!- вспылил Дроздовский и, обращаясь к конвою, сказал,- Значит так, оружие конфисковать, мужика отпустить.Выполняйте.
Войналович улыбнулся.


Рецензии