Яссы - Дон. 20

ГЛАВА 20.

ИЗ ДНЕВНИКА ДРОЗДОВСКОГО
2 апреля.

Выступили в 8, тот же сильный восточный ветер, та же ясная погода. Привал в Екатериновке, имение, крепко пограбленное большевиками. Верстах в семи восточнее свернули с тракта на Ейгенфельд. На полдороге нас встретили на перекрестке колонисты из Александрфельда, горячо приветствовали, жалели, что, не зная кто, не вынесли поесть. Один предлагал деньги (25 рублей) ординарцу. У входа в колонию Ейгенфельд — триумфальная встреча: музыка, масса народу, зелень, бросают цветы. Пастор с женой и свояченицей встречает наш штаб, приглашает к себе, неловко отказать этому радушию. Останавливаем колонну — все втягивается в улицу, выносят молоко, хлеб, сало, яйца, раздают целые окорока, украшают цветами; штаб у пастора, угощение за сервированным столом, белая скатерть, вино — оставшаяся бутылка. В 12 часов ждали большевиков из Мелитополя за 120 тысячами контрибуции с волости — и ровно в 12 вошла с запада наша конница — избавители. Просили оружие организовать оборону, сказал заехать, если соберем в Акимовке. В колонии своих большевиков очень мало — притесняла приезжая красная гвардия.

     *          *          *

- Михаил Кузьмич,- обратился Дроздовский к Войналовичу,- Ты иди вперёд, не останавливайся, я догоню.Неудобно не задержаться, люди просят.
- Хорошо, Михаил Гордеевич,- ответил Войналович и вместе с авангардом дроздовцев двинул вперёд.
Дроздовский ещё долго беседовал с местными жителями.Те поведали что ждали красных, мол, большевики должны были произвести реквизицию, но дроздовцы вовремя подоспели.
- И слава Богу,- радовались крестьяне.

На дороге показался автомобиль.
- Кто-то с наших,- заметил адъютант Ермолов,- Никак от Войналовича?
Он оказался прав.Из подъехавшего автомобиля выскочил ротмистр Зубарев и направился прямиком к Дроздовскому.
- Господин полковник, я от Войналовича, - доложил он.
- Что случилось?- встревожился Дроздовский.
- На станцию Акимовка прибывает красный бронепоезд,- продолжал Зубарев,- Михаил Кузьмич просил подкрепления.
- Коржоева ко мне!- крикнул Дроздовский.Штаб-ротмистр Коржоев командовал лёгкой артиллерией.
- Господин полковник..,- начал было доклад Коржоев, но Дроздовский его перебил.
- Бери свою батарею и быстро в Акимовку,- сказал Дроздовский,- Приказ: уничтожить красный бронепоезд.
- Есть!- козырнул Коржоев.
- Ермолов!- крикнул Дроздовский.
- Да, господин полковник?- подбежал Ермолов.
- Едеи следом,- приказал Дроздовский садясь в автомобиль.

Прибыв на станцию Дроздовский увидел,что всё уже было кончено.Дымил изрядно покалеченный бронепоезд,повсюду валялись трупы.
- Где Войналович?- спросил он у пробегающего мимо солдата,- Найди его быстро.
Через некоторое время подошёл Войналович.
- Ну что тут, Михаил Кузьмич?- спросил Дроздовский.
- Пойдём, покажу чего,- сказал Войналович.
Дроздовский проследовал за ним в чрево бронепоезда.
- Гляди,- сказал Войналович переступая через убитых и показывая куда-то внутрь.
Вагон был по всей видимости столовой.На столах лежали плитки шоколада, стоял самовар, тут же был рассыпан чай, сахар, лежали плюшки.
- С комфортом воюют большевички,- заметил Дроздовский.
- В соседнем вагоне новые вещи,- продолжал Войналович,- Новое сукно, новая амуниция, подковы.
- Всё с наших складов,- кивнул Дроздовский.
- По всей видимости,- согласился Войналович.
- Перебили всех?- поинтересовался Дроздовский указывая на лежащие тут и там трупы.
- Есть пленные,- ответил Войналович,- Что, их сразу в расход или..?
- Судить,- ответил Дроздовский,- Только судить.Пусть знают, мы законная власть, если и расстрел, то по закону.
- Должен быть ещё один бронепоезд,- заметил Войналович.
- Откуда знаешь?- удивился Дроздовский.
- Пленные сказали,- ответил Войналович,- Подождём?
- Подождём,- согласился Дроздовский.

     *           *          *

ИЗ ДНЕВНИКА ДРОЗДОВСКОГО
Колонна задержалась на час. Только что собрались выступать — донесение (на автомобиле от Войналовича) о появлении большевистских эшелонов на станции Акимовка. Приказал одной роте с легкой батареей идти немедленно переменным аллюром на поддержку, если бы таковая потребовалась, а остальным тоже не задерживаться, идя частью рысью. Сам на автомобиле. Приехал в местечко Акимовку — на вокзале все уже было кончено; шло два эшелона из Мелитополя на Акимовку. На запрос ответили, чтобы подождали, пока еще путь неисправен. Потом приготовились и вызвали. Должны были взорвать путь позади второго эшелона, а первый направить в тупик. Второй захватить не удалось — раньше времени взорвали путь. Первый же приняли в тупик и встретили пулеметным огнем кавалеристов и с броневика, который стрелял почти в упор. Всюду вдоль поезда масса трупов, в вагонах, на буферах, частью убитые, частью добитые. Несколько раненых. Между прочим, машинист и три женщины. Когда пришел, еще выуживали попрятавшихся по укромным уголкам. Пленных отправили на разбор в штаб к Семенову. Всего на вокзале было убито человек 40. Как жили большевики: пульмановские вагоны, преимущественно 1-й и 2-й классы, салон; масса сахару, масло чудное, сливки, сдобные булочки и т. п. Огромная добыча: 12 пулеметов, масса оружия, патронов, ручных гранат, часть лошадей (много убитых и раненых). Новые шинели, сапоги, сбруя, подковы, сукно матросское шинельное, рогожка защитная, калоши, бельевой материал. Обилие чая, шоколада и конфет. Всего в эшелоне было человек около 150 — следовательно, считая пленных, не спасся почти никто. Вскоре запросился по телеграфу эшелон большевиков с юга, хотели его принять, но на разъезде южнее Дмитровки его предупредил, по-видимому, кто-то из бежавших — он не вышел с разъезда и вернулся. У нас без потерь, одному оцарапало палец, у другого прострелен бинокль, но выбыло 5 лошадей. Второй эшелон отошел после взрыва и скрылся из виду.

К вечеру были передопрошены все пленные и ликвидированы; всего этот день стоил бандитам 130 жизней, причем были и «матросики», и два офицера, до конца не признавшиеся в своем звании.


Рецензии