Яссы - Дон. 17

ГЛАВА 17.

Жебрак прибыл аж под вечер следующего дня.
- Однако ты не торопишься,- заметил Дроздовский после взаимного рукопожатия,- А что сам, без помощника?
- Так убили Наливайченко,- ответил Жебрак,- В этом самом бою.
- Вот как,- вздохнул Дроздовский и перекрестившись добавил,- Упокой, Госоди, его душу.
Жебрак сняв фуражку молча перекрестился.
- Ну как у тебя? - поинтересовался Дроздовский.
- Нормально,- пожал плечами Жебрак и рассказал как его отряд оказался неподалёку, какое состояние бойцов, провианта, оружия.
- Вообщем у меня полный порядок,- подытожил свой рассказ Жебрак.
- Это хорошо,- одобрил его настроение Дроздовский,- А как дальше воевать собираешься, Михаил?Что, вот также всё в одиночку?Всё самостоятельно?
- Нет, Михаил Гордеевич,- посерьёзнел Жебрак,- Видать ты прав был.Либо мы армия, либо банда непонятная.
- Ну? - удивился Дроздовский координально переменившимся взглядам Жебрака.
- Да, да, не удивляйся,- продолжал тот,- Этот бой был для нас первым.Мы разбили большевиков лишь потому что выступили вместе.А посему принимай мой отряд под своё начало.
- Чудны дела Твои, Господи,- произнёс Дроздовский глядя на висящую в углу икону и обращаясь к Жебраку сказал,- Ну что ж, рад.Искренне рад, Михаил, что всё так выходит как должно.Тогда завтра выступаем.Догонишь?
- Догоню,- заверил Жебрак,- Наши кони быстрые.
Отряд Дроздовского пополнился ещё 150- ю бойцами.

Тем не менее впереди дроздовцев ждали бои с большими отрядами большевиков.Всё труднее продвижение, но всё ближе был Дон...

     *          *       *

ИЗ ДНЕВНИКА ДРОЗДОВСКОГО
В начале пятого утра роты полковника Войналовича начали в пешем строю, конница в поводу переходить мост. С утра обменялись с немцами офицерами для связи. Рассветает. Два одиночных выстрела. Артиллерия наготове. Просит броневик — двинули на мост, сам-то мост вынес бы, да доски гнилые, грозят провалиться в любую минуту — решил вернуть, хорошо, что броневик выехал только на начало моста. Придется перевозить на пароме — поручил это руководство Жебраку. В это время, в 6.30, получил от Войналовича достаточно неясное донесение, что ему нужно выслать вперед броневую машину и горную артиллерию для поддержки штурма и что противоположный берег реки Конки «занят». Кем? Судя по содержанию записки — большевиками. Приказал было открыть огонь артиллерии по противоположному берегу (не высылая горную, ибо что ей делать в низине между Днепром и Конкой), когда из расспросов посланного выяснилось, что берег занят нами и горная артиллерия нужна для преследования. Через десять минут получено донесение о занятии нами Каховки. Оказалось, большевики ушли еще ночью.

     *          *          *

Впереди Каховка.

     *          *          *
ДЛЯ СПРАВКИ
КАХОВКА
Основана в 1492 году крымским ханом Менгли I Гиреем как крепость Ислам-Кермен (крым. ;sl;m Kermen, ;;;;; ;;;;;;; осман. ;;;;; ;;;;;;, ;sl;m Kirm;n).

Название в переводе означает исламская крепость. В русских и украинских источниках крепость Ислам-Кермен также именовалась Аслан-Городом. Неоднократно штурмовалась запорожцами — Дмитрием Вишневецким (1556), Богданом Ружинским (1576), Михаилом Дорошенко (1628), Иваном Сирко (1673). Была разрушена гетманом Мазепой в 1695 году, по приказу боярина и воеводы Б. П. Шереметева. В 1771 году на месте старой крепости было построено Шагингирейское укрепление, а в 1791 уже упоминается топоним «Каховка» в честь губернатора Василия Каховского.

     *          *          *

До 1840 года Каховка имела статус слободы, впоследствии — местечка, входившего в черту оседлости. Каховка входила в состав Днепровского уезда Таврической губернии и в конце XIX-начале XX века была наиболее важным торговым пунктом материковой части губернии (действовала торговая пристань, в год проводилось две ярмарки, имеющие региональное значение).

Дроздовский стоял на возвышенности и наблюдал как подтягиваются роты.
- Войналович!- крикнул Дроздовский.
- Я здесь! - неизвестно откуда появился Войналович.
- Михаил Кузьмич,- обратился к нему Дроздовский,- Входим в Каховку.Передай приказ: всем соблюдать железную дисциплину.Идти строем как и положено воинам Русской армии.Упаси Бог если кто будет замечен в мародёрстве, под твою ответственность, понял?
- Есть! - козырнул Войналович и зычно крикнул,- Командиры рот, ко мне!
Через несколько минут русское воинство ровными колоннами походным шагом входило в Каховку.
"Как нас встретят?"- размышлял Дроздовский,-"Какие тут настроения?Многие ли ещё хотят видеть Русскую армию?"
То что увидели дроздовцы нельзя было себе представить.Вдоль улицы выстроились колонны жителей.Радостные лица, цветы, крики "Ура Русскому воинству!","Ура Дроздовскому!"
Кони устало шли по огромной площади.Трое седоков тоже изрядно подустали, это было сильно заметно.Но они были рядом, шли впереди колонны, три Михаила: Дроздовский, Войналович и Жебрак.
- Я не мог себе этого представить,- шепнул на ухо Дроздовскому Войналович после того как какая-то девушка подбежала к нему с охапкой цветов и с восторженным криком "Спасибо вам, спасители!" осыпала полковника цветами.
- Я тоже,- согласился Дроздовский.Он старался быть сдержанным, но и у него в душе бушевала огромная радость."Всё таки нас ждут,"- подумал он.
И Дроздовский был прав, так встречают только освободителей.

ИЗ ДНЕВНИКА ДРОЗДОВСКОГО
 В Каховке почти вся масса населения встретила нас с восторгом и благословением, как избавителей — крепко насолили им большевики, взяли с них 500 тысяч рублей контрибуции, отобрали лошадей, платье, белье, съестное и т. п. Навезли нам подводы с хлебом в подарок, приготовили обед начальникам (уклонились, — некогда было), все, что желали, было к услугам и добывалось точно из-под земли. Всячески выражались радушие и радость. Проходили город стройными рядами (пехота) с песнями. Много пристало сразу добровольцев, Преимущественно учащихся старших классов (гимназистов, семинаристов), были и юнкера, офицеры, чиновники и т. п., всего человек 40.


Рецензии